Файл: Учебнометодическое пособие по выполнению учебной практики для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование. Начальное образование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10
Изучение видового состава редких и охраняемых животных местной фауны. Составление созологического списка. Оформление соответствующей части дневника.
Тема 9. Насекомые (6 часов).
Проведение экскурсии. Изучение видового состава насекомых местной фауны. Составление списка насекомых встречающихся во время экскурсии.
Сбор насекомых для определения и составления зоологической коллекции.
Обработка собранного материала.
Тема 10. Определение насекомых (6 часов).
Определение насекомых в лабораториях (аудиториях) собранных на экскурсиях и самостоятельно. Обработка собранного материала.
Тема 11. Монтаж и оформление зоологической коллекции
(6 часов).
Монтаж. Чистовой этикетаж. Оформление. Составление каталога зоологической коллекции насекомых.
Тема 12. Итоговый контроль (зачет) (6 часов).
Оформление отчетной документации. Зачет.
11
2.1. Основы ботаники (6 часов)
Общие сведения
Во время экскурсии студенты закрепляют знания по ботанике, изучают местную флору, совершенствуют навыки сбора растений, определяют их жизненные формы, экологический и охранный статус, а также хозяйственное значение.
В лаборатории под руководством преподавателя и самостоятельно студенты овладевают методикой определения растений.
Флора – это совокупность всех видов растений, которые произрастают на определенной территории. Флора имеет свою историю становления и развития.
Выделяют ископаемую (девонскую, третичного периода и т.д.) и современную флору. В составе современной флоры дифференцировано изучаются естественная и культурная фракции.
Анализируя естественный растительный покров в каком-либо месте, обнаруживаем, что его создают те или другие виды растений, которые находятся в определенных количественных соотношениях. Такие растительные сообщества, или фитоценозы, сложились в процессе исторического развития растительного покрова в результате приспособления растений к экологическим условиям. В состав растительных сообществ входят растения с разными экологическими требованиями к свету, влажности, минеральному питанию и т.д.
Тема 1. Методика гербаризации высших сосудистых растений
Термин «гербарий» имеет узкое и широкое значение. В узком смысле – это коллекция определенным образом обработанных и документированных засушенных растений. В более широком смысле это научная лаборатория или даже научное учреждение, использующее в своей работе подобные коллекции.
Гербарий документирует состав флоры той или иной территории, а также распространение (ареал) видов.
Оснащение для сбора. Для того чтобы выкапывать растения можно использовать различные инструменты; однако все они должны быть простые, прочные и удобные для ношения.
Для сбора материала необходимо подготовить: гербарный папку с
«рубашками», лопатку или копалку, содовые ножницы, перочинный ножик, полевые (временные) этикетки, бумажные пакеты, записную книжку, простой карандаш, небольшую лупу.
В гербарную папку закладывают собранные растения на месте сбора, чтобы они не увядали. Рекомендуемый размер папки 50х35. В такую папку можно положить 100–150 двойных листов бумаги. В основном используют оберточную бумагу, разрезанный на листе размером 42х56 и сложенный пополам (42х28), хотя достаточно часто пользуются и старыми газетами, которые в гербаризации называют «рубашки».
12
Сбор растений. Когда выполнены все подготовительные работы для сбора гербария, можно отправляться на объект исследования. Местность, на которой проводят сбор растений, следует обходить по всем направлениям, с тем, чтобы собрать растения различных местопроизрастаний (лесных, луговых, степных, сорных). Сначала, конечно, обращают внимание на растения с большими и красивыми цветками, а уже потом и на все остальные.
Недопустимо собирать в гербарий редкие или исчезающие виды растений. В этом случае рекомендуется собрать семена, вырастить из него растение и тогда уже загербаризировать его. Если такой возможности нет, то для гербария можно взять одно растение (без подземных органов), но при условии, что на этом участке оно не последнее.
Еще не срывая растение, нужно позаботиться о качестве будущего гербарного образца. Это означает, что не следует брать в гербарий обломанные, поврежденные животными или вредителями, подавленные или больные растения.
Для гербария выбирают от 3 до 5 средних экземпляров одного вида.
Растения собирают полностью (с подземными органами), в стадии цветения, а по возможности плодоношения. Это очень важное правило, поскольку собранные в гербарий отдельные цветки, соцветия или листья, никакого научного или практического значения не имеют.
При сборе травянистых растений для гербария их следует не вырывать, а выкапывать с корнем, причем это надо делать тщательно, чтобы не повредить подземные органы. Корень выкопанного растения необходимо отрусить от земли. Экземпляр нужно свободно разложить на бумаге, предварительно расправив листья и цветки. Если растение большое, то его следует разделить и разложить в несколько газет.
С деревьев и кустарников для гербария берут цветоносные или плодоносящие ветви с листьями. Для того чтобы легче было определить вид, собирают также кусочки коры.
Проводить сбор гербария необходимо только в сухую погоду. Собранные при таких условиях растения, лучше засушиваются и сохраняют естественный цвет. Растения, которые собирают в дождь или сырую погоду медленно сохнут и легко чернеют или покрываются бурыми пятнами.
«Рубашки», по возможности, заполняют растениями равномерно. Очень крупные растения разрезают на части (но с таким расчетом, чтобы по ним можно было составить представление о всем растении). Если растение имеет много ветвей или листьев, то часть их можно удалить, но так чтобы было видно места удаления. Удаляют в основном повреждении органы.
Толстые стебли, корни, большие корзинки астровых, сочные или мясистые плоды разрезают вдоль и, если необходимо удаляют содержимое.
Одновременно с закладкой растения в «рубашку» обязательно вкладывают временную (полевую) этикетку, на которой указывают где именно собрано растение. Временную или полевую этикетку заполняют по образцу:
13
Астровые Asteraceae
Одуванчик лекарственный
Taraxacum officinale F.H. Wigg.
Место произрастания: у обочины дороги
Место нахождения: окр. г. Луганска
Дата сбора: 28.04.2016
Собрал: Иванов Н.П. Определил: Иванов Н. П.
Заполняют полевую этикетку простым карандашом или шариковой ручкой. На этикетке следует указать место нахождения растения (область, район, город, село или другой населенный пункт); место произрастания (экотоп
– в лесу, на лугу, у обочины дороги, на степном склоне и т.д.); дату сбора; фамилия и инициалы коллектора.
Полевые этикетки должны быть в каждой «рубашке». Наряду с растениями для закладки в пресс – в гербарий стоит взять определенное количество растений и для определения их в живом состоянии.
Прессование и сушка. Для того чтобы собранные растения превратились в качественные гербарные образцы надо правильно запрессовать и высушить их.
Этот этап является одним из труднейших и важнейших при изготовлении гербария. Главная задача при сушке растений для гербария заключается в том, чтобы как можно лучше сохранить их естественный вид, форму, цвет. Для прессования и засушивания растений надо иметь достаточный запас
«рубашек», гербарный пресс.
Самый распространенный способ засушивания растений для гербария –
сушка их в бумаге, в основном в «рубашках». «Рубашки» с растениями при закладке их в пресс перекладывают несколько пустыми «рубашками».
После закладки растений в пресс его оставляют на солнечном месте. На второй день все растения перекладывают в сухие «рубашки».
Окончание процесса сушки определяют по исчезновению у растений живого зеленого цвета, или приложением его к губам. Засушенные растения теплые, они не выделяют много влаги. Полностью высушенные растения –
упругие, они не ломаются, если поднять их за стебель, они не поникают.
План работы
Задание 1. Ознакомиться и записать в дневник цели и задачи практики.
Задание 2. Ознакомиться с правилами техники безопасности и правилами поведения во время проведения полевых наблюдений и исследований. Записать их в дневник.
Задание 3. Ознакомиться с требованиями к оформлению материалов практики и отчетной документацией. Записать их в дневник.
14
Задание 4. Изучить методику гербаризации высших сосудистых растений и принципы заполнения полевой и чистовой этикетки. Записать примеры заполнения этикетки в дневник.
Задание 5. Ознакомиться и подготовить полевое оборудование для ботанической экскурсии в лес.
Тема 2. Лесные растения (6 часов)
Общие сведения
Лес – это элемент географического ландшафта, который характеризуется определенной флорой, фауной, физической средой и имеющих определенные взаимосвязи.
Лесной фитоценоз – это совокупность всех растений леса, объединенных историей формирования, общностью условий развития и территорией местопроизрастания. Лесной фитоценоз имеет определенную структуру, флористический состав, ярусность.
Растения в лесу расположены ярусами, которые можно сравнить с этажами. Верхний, первый ярус представлен основными деревьями первой степени значимости (ель, сосна, дуб). Второй ярус сформирован деревьями второй величины (черемуха, рябина, яблоня). Третий ярус состоит из кустарников, например, шиповника, лещины, калины, бересклета. Четвертый ярус – это травянистый покров, а пятый – мхи и лишайники. Доступ света к растениям различных ярусов неодинаков. Кроны деревьев первого яруса лучше освещены. От верхних к нижним ярусам освещенность уменьшается, так как растения верхних ярусов задерживают долю солнечных лучей. Мхи и лишайники, занимающие пятый ярус, получают очень малое количество света.
Это самые теневыносливые растения леса.
Разные леса имеют различное количество ярусов. К примеру, в темном еловом лесу различимы только два-три яруса. На первом ярусе расположены основные деревья (ели), на втором – небольшое число травянистых растений, а третий образован мхами. Другие древесные и кустарниковые растения не растут во втором ярусе елового леса, так как не выносят сильного затенения.
Также не наблюдается в еловом лесу и травянистый покров.
По Серебрякову И.Г. выделяют следующие ярусы:
– ярус A – древостой (ярус деревьев);
– ярус B – подлесок (ярус кустарников);
– ярус C – травяной (ярус травянистых растений);
– ярус D – мохово-лишайниковый ярус.
Одним из важных показателей яруса деревьев является степень сомкнутости крон. Степень сомкнутости крон – это отношение площади, занятой кронами, к общей площади описываемого участка. Данный показатель оценивается визуально, выражается в десятых долях единицы (или в процентах). За 100% сомкнутость крон принимают такую, при которой кроны
15 деревьев настолько плотно смыкаются друг с другом, что между ними практически нет просветов.
Леса с доминированием покрытосеменных или цветковых растений называют лиственными, а леса с доминированием голосеменных – хвойными.
Виды, которые входят в состав лесной растительности относятся к разным систематическим и экологическим группам, являются представителями разных жизненных форм.
Типы лесов определяют по лесообразующим и сопутствующим породам деревьев: еловые, сосновые (боры), дубравы и т.д.
В составе лесных фитоценозов байрачных лесов и лесополос главным образом произрастают такие деревья и кустарники, как дуб обыкновенный,
клен полевой, клен татарский, робиния лжеакация, ясень обыкновенный, вяз гладкий, жимолость татарская, скумпия кожевенная, бирючина обыкновенная, бузина черная и другие виды. Среди травянистых растений в разные времена года встречаются пролеска сибирская, хохлатка уплотненная, гравилат городской, чистотел большой, подмаренник цепкий, купырь лесной и другие виды.
Жизненная форма растений – это внешний облик растений (габитус), отражающий их приспособленность к условиям среды. Известный ботаник
Серебряков И.Г. выделил следующие жизненные формы растений: древесные растения (деревья, кустарники, кустарнички), полудревесные растения
(полукустарники, полукустарнички), наземные травы (многолетние, двулетние, однолетние), водные травы (земноводные, плавающие, подводные).
Фенологическая фаза (фенофаза) – такой этап в годичном цикле развития растений, который характеризуется четко выраженным внешними морфологическими изменениями: появление всходов, распускание почек, цветение, созревание плодов и т.д.
Фенофазы деревьев: 1) набухание почек; 2) распускание генеративных почек; 3) распускание вегетативных почек; 4) выдвижение соцветий; 5) обособление цветочных бутонов; 6) цветение; 7) завязывание плодов; 8) рост плодов; 9) созревание плодов; 10) листопад.
Фенофазы травянистых растений: 1) появление всходов, весеннее отрастание; 2) кущение (злаки, осоки), образование укороченных побегов и розеток (разнотравье), ветвление (бобовые); 3) выход в трубку (злаки); 4) колошение (злаки, осока), бутонизация (бобовые, разнотравье); 5) цветение; 6) плодоношение; 7) отмирание побегов.
План работы
Задания во время экскурсии:
Задание 1. Ознакомиться с растительными сообществами леса, обратить внимание на тип леса, ярусность, жизненные формы, сомкнутость крон, размещение вида в фитоценозе и т.д. Определить доминантные виды. Данные записать в дневник.
16
Задание 2. Составить флористический список лесных растений, которые встречаются во время экскурсии, определить их жизненные формы и фенологические фазы развития. Данные записать в дневник в виде таблицы:
№ п/п
Название растения
(рус., лат.)
Семейство (рус., лат.)
Жизненная форма
Фенофаза
1.
2.
…
Задание 3. Собрать гербарий лесных видов растений.
Задания после экскурсии (в учебной лаборатории):
Задание 1. Обработать собранный во время экскурсии в лес гербарный материал. Заполнить полевые этикетки.
Задание 2. Составить созологический список лесных растений местной флоры.
Задание 3. Составить морфологическое описание 2 древесных и 3 травянистых растений.
Задание 4. Подготовить полевое оборудование для ботанической экскурсии и сбора сорных растений.
17
Тема 3. Сорные растения (6 часов)
Общие сведения
Сорные растения – это дикорастущие растения, нежелательные на территориях, используемых человеком в его хозяйственной деятельности.
Сорняки, поглощая из почвы большое количество воды и питательных веществ, угнетают рост и развитие культурных растений, снижают их урожайность. Значительно быстрее развиваясь и обгоняя в росте возделываемые культуры, они сильно затеняют и заглушают посевы, а такие сорняки, как вьюнок полевой, горец вьюнковый, вызывают полегание культурных растений, ослабляют процесс фотосинтеза и микробиологическую активность почвы.
Вредоносность сорняков определяется числом их в посевах, а также взаимоотношением с культурными растениями в использовании факторов внешней среды.
Многие сорные растения способствуют распространению насекомых – вредителей сельскохозяйственных растений, возбудителей грибных заболеваний (ржавчины, ложной мучнистой росы, рака картофеля).
Среди сорных растений есть виды, вредные для человека и животных.
Так, в местах массового распространения амброзии полынолистной, циклахены дурнишниколистной, полыни горькой, мари белой у населения часто возникают аллергические болезни. Ядовитые сорняки портят продукты животноводства, вызывают заболевание и гибель скота.
По месту произрастания сорные растения разделяют на сегетальные
(засоряющие посевы сельскохозяйственных культур и произрастающие на полях, в посевах пшеницы, кукурузы, подсолнечника, на огородах) и рудеральные (произрастающие у обочин дорог, жилья, лесополос, на пустырях, свалках).
К сорным растениям относят такие виды как пырей ползучий, вьюнок полевой, щирица запрокинутая, марь белая, бодяк полевой, осот огородный, щетинник зеленый, ежовник обыкновенный, амброзия полынолистная, белена черная и другие виды.
План работы
Задания во время экскурсии:
Задание 1. Ознакомиться с сорными растениями полей, огородов, обочин дорог, лесополос, пустырей, жилищных территорий. Определить их фенологическую фазу развития.
Задание 2. Составить флористический список сорных растений, которые встречались во время экскурсии. Данные записать в дневник в виде таблицы: