Файл: Методы сбора информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Реферат



на тему: Методы сбора информации.






Содержание
1. Введение

2. Характеристика Количественный метод сбора социологической информации

3. Методы сбора социологической информации

4. Функции количественных методов сбора социологической информации

5. Заключение

6. Список литературы

1. Введение

К социологической группе методов эмпирических социологических исследований относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, совокупности опросных методов. В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью. Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Целью данного реферата будет рассмотреть типология количественных методов сбора информации в социологии.

2. Характеристика количественных методов сбора социологической информации

Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными.

Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.


Количественные методы могут быть охарактеризованы как <формализованные> и <массовые>. Под формализацией в данном случае понимается степень направленности методики на фиксацию строго определенного набора анализируемых переменных и количественное их измерение. Характерная особенность формализованных методических инструментов состоит в том, что в них исследуемые переменные заданы разработчиком заранее. Изменение этого набора переменных в ходе исследования, т.е. <подстройка> инструментария является невозможным. Высокая степень формализации количественных методик сочетается с их ориентацией на массовый сбор однотипных первичных данных и их статистическую обработку.
3. Методы сбора социологической информации

1. Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). В 90% маркетинговых исследований используется данный метод.

Опрос- это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:

психологическое состояние респондента в момент опроса;

ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом).

Особенности метода опроса заключаются в том, что информация отражает социальную реальность с точки зрения ее преломления в сознании опрашиваемых, т.е. данный метод позволяет работать с мнениями людей. Особенность связана с тем, что данный метод позволяет получать первичную и разнообразную информацию об отношении людей к каким-либо событиям, о мотивах поведения и ценностных ориентациях, о характере отношений с другими людьми. Данный метод позволяет охватить массовую аудиторию, но с этим связана относительная дороговизна и высокая трудоемкость. При проведении опроса группа опрашиваемых может подвергаться или однократному, или многократным обследованиям. В первом случае получается как бы поперечный срез данной группы по многим параметрам для фиксированного момента времени (cross-sectional study -"поперечное" изучение). Например, редакции журналов и газет проводят одноразовые выборочные исследования своих читателей по таким параметрам, как возраст, пол, уровень образования, род занятий и т.п. Во втором случае одна и та же группа опрашиваемых, называемая панелью, неоднократно изучается в течение определенного периода времени (longitudinal study - "продольное" изучение).



Виды опроса:

1) массовый опрос; 2) экспертный опрос; 3) глубинное интервью;

4) фокусированный опрос, который предполагает сбор данных по конкретной ситуации с предварительной подготовкой респондентов; 5) социометрический опрос служит для измерения внутригрупповых отношений. 6) Анкетирование: очное и заочное (почтовое, через газеты и журналы, в сети интернет).

Почтовый опрос - разновидность анкетирования, которая правомерно рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде почтовый опрос заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Важное преимущество почтового опроса - относительная дешевизна и простота организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетеров и расходов на оплату их труда. Еще одним положительным качеством почтового опроса является возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты. Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них - неполный возврат анкет: далеко не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения ответивших не отражают всю полноту картины, поскольку не учитываются мнения тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе. Еще одним видом опроса является телефонный опрос. Преимущество данного метода - быстрота проведения исследования, низкая стоимость, оперативность. Недостатком данного метода можно отметить временное ограничение интервью (оно не должно длиться более 15 минут), а также необходимость привлечения специально обученных интервьюеров, а, следовательно, - затрата временных и/или денежных ресурсов на их инструктаж. Кроме того, телефонный опрос может использоваться эффективно в применении к определенной группе, - как правило, домохозяйки, пенсионеры и другие категории избирателей, которые имеют достаточно свободного времени и широко используют телефон как средство общения. Сейчас очень популярно использование метода онлайн опросов. На многих Интернет-сайтах имеется свой мини-опросник. Преимуществом метода онлайн опроса является быстрота получения информации, а также простая и удобная для участника форма анкетирования - Вы можете ответить на наши вопросы в любое удобное для себя время. Однако этот метод может быть полезен, прежде всего, для решения локальных задач. К тому же ограниченность массива данных, полученных таким образом, исключительно группами пользователей сети Интернет (т.е. групп, не представляющих широких слоев избирателей) не позволяет на их основе делать какие-либо общие выводы. Таким образом, метод опроса позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов и получать различную по своей природе информацию.


Методам опроса присущи следующие достоинства:

А) Высокий уровень стандартизации, обусловленный тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них.

Б) Возможность проведения статистического анализа заключается в использовании методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ для персональных компьютеров.

В) Возможность анализировать полученные результаты применительно к конкретным рыночным сегментам обусловлена возможностью подразделить общую выборку на отдельные категории в соответствии с различными критериями (пол, возраст, образование, и т.п.).

Недостаток этого метода заключается в отсутствии личного контакта с респондентом, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Метод опроса ставит особые требования к качеству вопросов, которые должны быть четкими, ясными и понятными.



    1. Метод анализ документов

Контент-анализ- это метод анализа содержания текста документов.

Контент-анализ используется:

а) Для изучения общественного мнения читателей

б) Для описания событий, явлений, социальных процессов и социальных изменений в обществе

в) Для интерпретации ответов на открытые вопросы анкет читателей

г) анализ программ TV, радио

д) изучение имиджа лидера

е) изучение аудитории прессы, телеаудитории в том числе новых социальных явлений, формирующихся в обществе

В качестве анализируемых документов используются: документальная официальная информация (правительственные материалы, заявления, данные статистики, текущие документы различных организаций, деловая корреспонденция, протоколы, финансовая отчетность и т.п.); данные из архива, публикации в СМИ, протоколы собраний и т.п.

Метод контент-анализа широко применяется в социологических исследованиях. Суть данного метода сводится к тому, чтобы найти такие относительно легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые отражали бы определенные существенные стороны его содержания. Тогда качественные параметры содержание делаются измеримыми, становится доступным точным вычислительным операциям. Следовательно, результаты контент-анализа являются в достаточной мере объективными.

Исследование методом контент-анализа начинается с выявления смысловых единиц анализа.


В качестве таковых могут выступать самые разные элементы:

  • Понятия, выраженные в отдельных терминах

  • Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.

  • Имена исторических деятелей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организаций и учреждений в контексте данного документа

  • Целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т.п.

Выделение единиц анализа должно проводится исследователем в соответствии с целями и задачами исследования.

После определения единиц анализа необходимо также выделить единицы счета. Они могут совпадать, либо не совпадать с единицами анализа. В случае совпадения процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, на основании чего делаются дальнейшие выводы. В случае несовпадения единиц анализа с единицами счета исследователь на основании анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета. Можно выделить следующие возможные варианты:

  • физическая протяженность текстов,

  • площадь текста, заполненная смысловыми единицами,

  • число строк

  • число абзацев

  • число знаков

  • число колонок текста

  • длительность трансляции по радио или телевиденью

  • метраж пленки при магнитофонных записях

Естественно, это далеко не полный перечень единиц счета. Эти единицы могут быть трансформированы и видоизменены так, как это удобно исследователю. После определения единиц анализа и счета происходит непосредственно процедура подсчета. Так как основным объектом контент-анализа являются документальные источники, политическая сфера жизни общества предоставляет исследователю огромное количество единиц анализа. Отдельный интерес у исследователей вызывает деятельность средств массовой информации, направленная на политическую сферу жизни общества. Исходя из этого, предметом контент-анализа может быть количество и суть статей на политические темы, вопросы, обсуждаемые политическими обозревателями СМИ, исследование других проблем, направленных на выявление степени влияния СМИ на политическую жизнь.

Наконец, метод контент-анализа предоставляет исследователю возможность изучения такого аспекта политической жизни как функционирование избирательной системы.