Файл: Практическое задание 15 Степанкина Е. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реактивное истерическое расстройство – «системная амнезия» утрата информации, непосредственно связанной с психотравмирующей, патогенной ситуацией.

Шизоидное расстройство – нарушение ассоциативной памяти про опосредованном запоминании.

Шизофрения – ухудшение памяти как следствие нарушения смысловой организации материала и снижения волевого усилия.

Депрессивно-параноидный и астено-депрессивный синдром в остром виде – нарушение оперативной, кратковременной, отсроченной и опосредованной памяти. Транзиторный характер мнестических расстройств.

Эпилепсия – нарушение произвольного воспроизведения. На последующих этапах болезни нарушаются процессы запоминания и сохранения. Непосредственное запоминание лучше чем опосредованное.

Олигофрения – нарушение смысловой и механической памяти. При астенической форме выражено нарушние кратковременной памяти, при стенической форме – долговременной памяти.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Сенсорная форма внимания – процесс избирательного выделения сенсорног стимула по интенстивности и нвизне в пределах сенсорной модальности действующего раздражителя (зрительный, слуховой, тактильный).

Двигательная форма внимания – процесс, направленного осознания, избирательной регуляции и контроля движений, действий, навыков, автоматизированных актов).

Эмоциональная форма внимания – характеризуется избирательной направленностью на эмоционально-значимый стимул, тесной связью с процессом запечатления информации (процессами импринтинга).

Интеллектуальная форма внимания – активизируется при осуществлении ментальных операций и интеллектуальной деятельности (ментальная сосредоточенность, поддерживающая активность мыслительного процесса).

Рассеянность – лёгкая непроизвольная переключаемость малоинтенсивного внимания (наблюдается в раннем детстве, а также у детей и взрослых при астенических состояниях, неврозах разной этиологии, при ряде соматических расстройств, при физическом и умственном переутомлении).

Гиперметамарфоз – характеризуется чрезмерной неустойчивостью и подвижностью внимания, обусловленной сверхвысокой отвлекаемостью, что отражается в скачкообразном характере деятельности и её деструктивности (наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности), при острых экзогенных психозах и органических повреждениях мозга.


Сужение объема внимания – патологическое сосредоточение внимания, обусловлено слабостью его распределения.

Истощаемость внимания – прогрессирующее ослабление активности внимания в процессе работы.

Инертность внимания – малоподвижность, заторможенность переключения внимания или его патологическая фиксация.

Нижние отделы ретикулярной формации – низкий уровень концентрации внимания, быстрая истощаемость, резкое сужение объема.

Диэнцефальные отделы, лимбическая система – грубая фрма нарушения внимания, крайне низкий уровень активации внимания, в ряде случаев в сочетании с нарушением памяти и сознания, отсутствие компесаторных механизмов.

Медиабазальные отделы лобных и височных долей – низкий уровень произвольного внимания в сочетании в сочетании с патологически усиленным непроизвольным вниманием.

Зрительное невнимание – игнорирование одного из двух зрительных стимулов (чаще левого), представленных в одном поле.

Слуховое невнимание – при предъявлении двух разных звуков или слов одновременно в два уха одно из них игнорируется.

Тактильное невнимание – при одновременном касании с одинаковой интенсивностью одних и тех же участков кистей рук игнорируется одно из прикосновений (чаще левое).

Двигательное невнимание – при однвоременном выполнении разных движений двумя руками наблюдается феномен «отключения» одной руки (чаще левой) в процессе выполнения действий.

Мышление – это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон реальности, познание внутренних взаимосвязей предметов и явлений.

Интеллект – это общий термин, охватывающий все психические процессы, обеспечивающие познавательную активность (мышление, внимание, память, восприятие).

Лабильность мышления – проявляется в неустойчивости хода рассуждений человека или его способа решения мыслительных задач (при сохранности всех мыслительных операций)

Инертность мышления – проявляется в низкой активности мыслительных процессов, что основано на инертности связей прошлого опыта.

Разноплановость мышления проявляется в том, что суждения человека о каком-либо явлении протекают как бы в разных плоскостях одновременно.

Резонерство – бесплодное мудрствование, тенденция к непродуктивным рассуждениям, оформленным в сложную речь.

Бред – это несоответствующие реальности представления и умозаключения, в правильности которых человек патологически убежден.



Навязчивые мысли – проявляются в непроизвольно возниающих мыслях, содержание которых не содержит никакой необходимой человеку информации.

Сверхценные идеи – это убеждения, которые логически базируются на реальных событиях, но, имея большой эмоциональный заряд, занимают в сознании человека большое место и постепенно подчиняют себе все его поведение.

7. Пользуясь лекцией «Нарушения сознания и эмоционально-волевой сферы» составьте таблицу «Расстройства двигательно-волевой сферы»


Расстройство


Характеристика


При каких патологиях наблюдается


Волевые расстройства


Гипербулия


Болезненное усиление волевой активности, проявляющееся в спонтанно возникающих побуждениях к деятельности, сопровождающихся чрезмерно торопливыми действиями или хаотичной суетливостью, обусловленной импульсивным стремлением к незамедлительному результату.


Наблюдается при наркотической ломке, психопатиях, входит в стрктуру маниакльного синдрома.


Гипобулия


Болезненное ослабление волевой активности, при котром фактически отсутствуют побуждения к какой-либо целенаправленной деятельности.


Наблюдается при астенических и депрессивных состояниях, шизофрении, энцефалопатии.


Абулия


Патологическое отсутствие волевой активности, выражающееся в утрате желаний, побуждений к деятельности.


Наблюдается при астении, депрессии, шизофрении, лобных поражениях головного мозга, сенильных психозах.


Парабулия


Извращение волевой активности, проявляющееся в многообразных кататонических симптомах: пассивная подчиняемость чужому приказу.




Расстройства двигательной активности


Гиперкинетические


Болезенное усиление двигательной активности или психомоторным перевозбуждением, проявляющимся в двигательной заторможенности и хаотичной суетливости.


Маниакальное состояние психомоторного возбуждения и сочетается с ускорением речевой продуктивности.

Наблюдается при синдроме дифицита внимания и гиперактивности, маниакальном, гебефреническом и кататоническом синдроме, при нарушении сознания.


Гипокинетические


Болезненное ослабление (психомоторная заторможенность) или отсутствие двигательной активности.


Наблюдается при выраженных астенических состояниях, депрессии, органических повреждениях головного мозга, тяжелых инфекционных заболеваниях.


Паракинетические


Утрата способности к автоматическому выполнению привычных действий, либо извращение двигательной активности.


Наблюдается при различных видах апраксии.




8. Решите ситуационные задачи, ответив на вопросы:

1. Какой симптом описан в задаче?

2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?


Задача 1. Больной постоянно видит «где-то в голове» сцены из его прошлой жизни. Он уверен, что это ему «показывают» с целью скомпрометировать.

Ответ: Зрительные псевдогаллюцинации. Расстройство познавательной сферы психической деятельности восприятия.
Задача 2. Больному 74 года, 6 месяцев назад перенес геморрагический инсульт. В настоящее время не может назвать текущую дату, запомнить имя и отчество лечащего врача, не помнит, навещают ли его родственники. Память на события, происходившие до начала заболевания, удовлетворительная. Грубых интеллектуальных расстройств не выявлено.

Ответ: Фиксационная амнезия. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – памяти.
Задача 3. Больной, перенесший грипп в тяжелой форме, жалуется, что обычный разговор кажется ему громоподобным, свет электрической лампочки очень ярким, обычные прикосновения вызывают болезненные ощущения.

Ответ: Гиперестезия. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – ощущений.
Задача 4. Больная заявляет, что по ее телу ползают насекомые, причиняющие боль, оставляющие продукты своей жизнедеятельности. При объективном осмотре жалобы не подтверждаются.

Ответ: Тактильные галлюцинации. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – ощущений и восприятия.