ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 347
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реактивное истерическое расстройство – «системная амнезия» утрата информации, непосредственно связанной с психотравмирующей, патогенной ситуацией.
Шизоидное расстройство – нарушение ассоциативной памяти про опосредованном запоминании.
Шизофрения – ухудшение памяти как следствие нарушения смысловой организации материала и снижения волевого усилия.
Депрессивно-параноидный и астено-депрессивный синдром в остром виде – нарушение оперативной, кратковременной, отсроченной и опосредованной памяти. Транзиторный характер мнестических расстройств.
Эпилепсия – нарушение произвольного воспроизведения. На последующих этапах болезни нарушаются процессы запоминания и сохранения. Непосредственное запоминание лучше чем опосредованное.
Олигофрения – нарушение смысловой и механической памяти. При астенической форме выражено нарушние кратковременной памяти, при стенической форме – долговременной памяти.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Сенсорная форма внимания – процесс избирательного выделения сенсорног стимула по интенстивности и нвизне в пределах сенсорной модальности действующего раздражителя (зрительный, слуховой, тактильный).
Двигательная форма внимания – процесс, направленного осознания, избирательной регуляции и контроля движений, действий, навыков, автоматизированных актов).
Эмоциональная форма внимания – характеризуется избирательной направленностью на эмоционально-значимый стимул, тесной связью с процессом запечатления информации (процессами импринтинга).
Интеллектуальная форма внимания – активизируется при осуществлении ментальных операций и интеллектуальной деятельности (ментальная сосредоточенность, поддерживающая активность мыслительного процесса).
Рассеянность – лёгкая непроизвольная переключаемость малоинтенсивного внимания (наблюдается в раннем детстве, а также у детей и взрослых при астенических состояниях, неврозах разной этиологии, при ряде соматических расстройств, при физическом и умственном переутомлении).
Гиперметамарфоз – характеризуется чрезмерной неустойчивостью и подвижностью внимания, обусловленной сверхвысокой отвлекаемостью, что отражается в скачкообразном характере деятельности и её деструктивности (наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности), при острых экзогенных психозах и органических повреждениях мозга.
Сужение объема внимания – патологическое сосредоточение внимания, обусловлено слабостью его распределения.
Истощаемость внимания – прогрессирующее ослабление активности внимания в процессе работы.
Инертность внимания – малоподвижность, заторможенность переключения внимания или его патологическая фиксация.
Нижние отделы ретикулярной формации – низкий уровень концентрации внимания, быстрая истощаемость, резкое сужение объема.
Диэнцефальные отделы, лимбическая система – грубая фрма нарушения внимания, крайне низкий уровень активации внимания, в ряде случаев в сочетании с нарушением памяти и сознания, отсутствие компесаторных механизмов.
Медиабазальные отделы лобных и височных долей – низкий уровень произвольного внимания в сочетании в сочетании с патологически усиленным непроизвольным вниманием.
Зрительное невнимание – игнорирование одного из двух зрительных стимулов (чаще левого), представленных в одном поле.
Слуховое невнимание – при предъявлении двух разных звуков или слов одновременно в два уха одно из них игнорируется.
Тактильное невнимание – при одновременном касании с одинаковой интенсивностью одних и тех же участков кистей рук игнорируется одно из прикосновений (чаще левое).
Двигательное невнимание – при однвоременном выполнении разных движений двумя руками наблюдается феномен «отключения» одной руки (чаще левой) в процессе выполнения действий.
Мышление – это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон реальности, познание внутренних взаимосвязей предметов и явлений.
Интеллект – это общий термин, охватывающий все психические процессы, обеспечивающие познавательную активность (мышление, внимание, память, восприятие).
Лабильность мышления – проявляется в неустойчивости хода рассуждений человека или его способа решения мыслительных задач (при сохранности всех мыслительных операций)
Инертность мышления – проявляется в низкой активности мыслительных процессов, что основано на инертности связей прошлого опыта.
Разноплановость мышления проявляется в том, что суждения человека о каком-либо явлении протекают как бы в разных плоскостях одновременно.
Резонерство – бесплодное мудрствование, тенденция к непродуктивным рассуждениям, оформленным в сложную речь.
Бред – это несоответствующие реальности представления и умозаключения, в правильности которых человек патологически убежден.
Навязчивые мысли – проявляются в непроизвольно возниающих мыслях, содержание которых не содержит никакой необходимой человеку информации.
Сверхценные идеи – это убеждения, которые логически базируются на реальных событиях, но, имея большой эмоциональный заряд, занимают в сознании человека большое место и постепенно подчиняют себе все его поведение.
7. Пользуясь лекцией «Нарушения сознания и эмоционально-волевой сферы» составьте таблицу «Расстройства двигательно-волевой сферы»
Расстройство | Характеристика | При каких патологиях наблюдается |
Волевые расстройства | ||
Гипербулия | Болезненное усиление волевой активности, проявляющееся в спонтанно возникающих побуждениях к деятельности, сопровождающихся чрезмерно торопливыми действиями или хаотичной суетливостью, обусловленной импульсивным стремлением к незамедлительному результату. | Наблюдается при наркотической ломке, психопатиях, входит в стрктуру маниакльного синдрома. |
Гипобулия | Болезненное ослабление волевой активности, при котром фактически отсутствуют побуждения к какой-либо целенаправленной деятельности. | Наблюдается при астенических и депрессивных состояниях, шизофрении, энцефалопатии. |
Абулия | Патологическое отсутствие волевой активности, выражающееся в утрате желаний, побуждений к деятельности. | Наблюдается при астении, депрессии, шизофрении, лобных поражениях головного мозга, сенильных психозах. |
Парабулия | Извращение волевой активности, проявляющееся в многообразных кататонических симптомах: пассивная подчиняемость чужому приказу. | |
Расстройства двигательной активности | ||
Гиперкинетические | Болезенное усиление двигательной активности или психомоторным перевозбуждением, проявляющимся в двигательной заторможенности и хаотичной суетливости. | Маниакальное состояние психомоторного возбуждения и сочетается с ускорением речевой продуктивности. Наблюдается при синдроме дифицита внимания и гиперактивности, маниакальном, гебефреническом и кататоническом синдроме, при нарушении сознания. |
Гипокинетические | Болезненное ослабление (психомоторная заторможенность) или отсутствие двигательной активности. | Наблюдается при выраженных астенических состояниях, депрессии, органических повреждениях головного мозга, тяжелых инфекционных заболеваниях. |
Паракинетические | Утрата способности к автоматическому выполнению привычных действий, либо извращение двигательной активности. | Наблюдается при различных видах апраксии. |
8. Решите ситуационные задачи, ответив на вопросы:
1. Какой симптом описан в задаче?
2. Расстройством какой сферы психической деятельности он является?
Задача 1. Больной постоянно видит «где-то в голове» сцены из его прошлой жизни. Он уверен, что это ему «показывают» с целью скомпрометировать.
Ответ: Зрительные псевдогаллюцинации. Расстройство познавательной сферы психической деятельности восприятия.
Задача 2. Больному 74 года, 6 месяцев назад перенес геморрагический инсульт. В настоящее время не может назвать текущую дату, запомнить имя и отчество лечащего врача, не помнит, навещают ли его родственники. Память на события, происходившие до начала заболевания, удовлетворительная. Грубых интеллектуальных расстройств не выявлено.
Ответ: Фиксационная амнезия. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – памяти.
Задача 3. Больной, перенесший грипп в тяжелой форме, жалуется, что обычный разговор кажется ему громоподобным, свет электрической лампочки очень ярким, обычные прикосновения вызывают болезненные ощущения.
Ответ: Гиперестезия. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – ощущений.
Задача 4. Больная заявляет, что по ее телу ползают насекомые, причиняющие боль, оставляющие продукты своей жизнедеятельности. При объективном осмотре жалобы не подтверждаются.
Ответ: Тактильные галлюцинации. Расстройство познавательной сферы психической деятельности – ощущений и восприятия.