Файл: Финансовое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВОэто совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период его развития.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.

БЮДЖЕТ – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Или бюджет - это основной финансовый план государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления.

Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

БЮДЖЕТНАЯ РОСПИСЬ — документ с подробным описанием всех расходов бюджета. Это документ, который составляется и ведется в целях исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита. Исполнение этого плана — это, по сути, и есть исполнение закона о бюджете. Бюджетная роспись используется также и для контроля за исполнением бюджета

ФИНАНСОВЫЙ ГОД - время, на которое устанавливается бюджет. Отличие финансового года от календарного объясняется исторически сложившейся практикой, сроками созыва сессий парламентов.

В большинстве стран он соответствует календарному году (страны СНГ, Италия, Франция и др.), а в некоторых начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта (Великобритания, Япония), или длится с 1 июля до 30 июня (Канада), с 1 октября по 30 сентября (США), с 1 марта по 28 февраля (Турция).

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ — это проверка денежной операции, которую проводят участники внешнеэкономической деятельности, на соответствие законодательству России. Такая проверка позволяет отслеживать нелегальные операции.


Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с валютным законодательством.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ НОРМА - это установленное государством правило поведения сторон в отношениях по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях реализации задач, стоящих перед государством и муниципальными образованиями.

НАЛОГ - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

СБОР - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

ПОШЛИНА – это сбор, взимаемый за услугу общественного характера (например, государственная, таможенная пошлина и др.).

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА – это форма организации денежного обращения в стране.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) КРЕДИТ – это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц

БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ — денежная сумма, предоставляемая банком на определённый срок и на определённых условиях; определённая технология удовлетворения заявленной заёмщиком финансовой потребности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ:

  • предварительный

  • текущий

  • последующий




  • контроль представительных органов государственной власти и местного самоуправления

  • контроль аппарата Президента РФ

  • исполнительных органов власти общей компетенции

  • финансово-кредитных органов

  • ведомственный и внутрихозяйственный

  • общественный;

  • аудиторский (независимый).



Общественный финансовый контроль - это вид надзора, осуществляемый со стороны граждан, партий, объединений и коллективов. Примерами такого варианта контроля может выступать общественный контроль профсоюзов в рамках вопросов оплаты труда или деятельность общественных палат в рамках исполнения законодательства по закупкам.

Ведомственный финансовый контроль - это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью подотчетных организаций и подразделяется на текущий и последующий. Текущий контроль осуществляется бухгалтерскими подразделениями в процессе исполнения бюджета над всеми операциями, а последующий — специальными внутренними службами после совершения финансовых операций.

Внутрихозяйственный финансовый контроль - контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (кадрами, бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.).

Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ НОРМЫ:

  1. Гипотеза - указывает на условия действия нормы.

Например, обязанность физического лица уплатить в бюджет налог на имущество физических лиц реализуется, если оно имеет это имущество.

2. Диспозиции - устанавливает содержание самого правила поведения. Диспозиция формулирует права и обязанности участников финансовых отношений и требует от них определенного поведения;

3. Санкции - предусматривают последствия нарушения правовой нормы или норм, определяют виды и меру финансовой ответственности нарушителей финансовых норм. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права. (нецелевое использование средств)

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ УРОВНЕЙ:

  1. Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов

(Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования).


  1. Бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов (Территориальных фондов обязательного медицинского страхования).

  2. Местные бюджеты – бюджеты муниципальных районов, городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.

СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА:

  1. Составление проекта бюджета;

  2. Рассмотрения и утверждения бюджета;

  3. Исполнения бюджета;

  4. Составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА:

1. Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций и тд.

2. Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность ОГВ и органов МСУ самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; осуществлять бюджетный процесс, определять формы и направления расходования средств бюджетов

3. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий ОГВ субъектов РФ и органов МСУ, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и тд.

4. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета…

6. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата.


7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом.

8. Принцип прозрачности (открытости) означает: обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов,); обеспечение доступа к информации, размещенной в "Интернете" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации

9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.[44]

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.[45]

11. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся

12. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

УЧАСТНИКАМИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЮТСЯ:

  • Президент РФ;

  • высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;

  • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы МСУ,

  • исполнительные органы государственной власти,

  • Центральный банк РФ;

  • органы государственного (муниципального) финансового контроля;

  • органы управления государственными внебюджетными фондами;

  • главные распорядители бюджетных средств;

  • главные администраторы доходов бюджета;

  • главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

  • получатели бюджетных средств.

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ:

  • нецелевое использование бюджетных средств;

  • неправомерное использование бюджетных средств;

  • неэффективное использование бюджетных средств;

  • принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) ЛБО

  • нарушение условий предоставления субсидий

  • невыполнение государственного (муниципального) задания

  • нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, составлению и представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности

  • нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, а также при их исполнении