ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период его развития.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.
БЮДЖЕТ – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Или бюджет - это основной финансовый план государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления.
Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
БЮДЖЕТНАЯ РОСПИСЬ — документ с подробным описанием всех расходов бюджета. Это документ, который составляется и ведется в целях исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита. Исполнение этого плана — это, по сути, и есть исполнение закона о бюджете. Бюджетная роспись используется также и для контроля за исполнением бюджета
ФИНАНСОВЫЙ ГОД - время, на которое устанавливается бюджет. Отличие финансового года от календарного объясняется исторически сложившейся практикой, сроками созыва сессий парламентов.
В большинстве стран он соответствует календарному году (страны СНГ, Италия, Франция и др.), а в некоторых начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта (Великобритания, Япония), или длится с 1 июля до 30 июня (Канада), с 1 октября по 30 сентября (США), с 1 марта по 28 февраля (Турция).
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ — это проверка денежной операции, которую проводят участники внешнеэкономической деятельности, на соответствие законодательству России. Такая проверка позволяет отслеживать нелегальные операции.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с валютным законодательством.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ НОРМА - это установленное государством правило поведения сторон в отношениях по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях реализации задач, стоящих перед государством и муниципальными образованиями.
НАЛОГ - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
СБОР - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
ПОШЛИНА – это сбор, взимаемый за услугу общественного характера (например, государственная, таможенная пошлина и др.).
ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА – это форма организации денежного обращения в стране.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) КРЕДИТ – это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц
БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ — денежная сумма, предоставляемая банком на определённый срок и на определённых условиях; определённая технология удовлетворения заявленной заёмщиком финансовой потребности.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ:
-
предварительный -
текущий -
последующий
-
контроль представительных органов государственной власти и местного самоуправления -
контроль аппарата Президента РФ -
исполнительных органов власти общей компетенции -
финансово-кредитных органов -
ведомственный и внутрихозяйственный -
общественный; -
аудиторский (независимый).
Общественный финансовый контроль - это вид надзора, осуществляемый со стороны граждан, партий, объединений и коллективов. Примерами такого варианта контроля может выступать общественный контроль профсоюзов в рамках вопросов оплаты труда или деятельность общественных палат в рамках исполнения законодательства по закупкам.
Ведомственный финансовый контроль - это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью подотчетных организаций и подразделяется на текущий и последующий. Текущий контроль осуществляется бухгалтерскими подразделениями в процессе исполнения бюджета над всеми операциями, а последующий — специальными внутренними службами после совершения финансовых операций.
Внутрихозяйственный финансовый контроль - контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (кадрами, бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.).
Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ НОРМЫ:
-
Гипотеза - указывает на условия действия нормы.
Например, обязанность физического лица уплатить в бюджет налог на имущество физических лиц реализуется, если оно имеет это имущество.
2. Диспозиции - устанавливает содержание самого правила поведения. Диспозиция формулирует права и обязанности участников финансовых отношений и требует от них определенного поведения;
3. Санкции - предусматривают последствия нарушения правовой нормы или норм, определяют виды и меру финансовой ответственности нарушителей финансовых норм. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права. (нецелевое использование средств)
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ УРОВНЕЙ:
-
Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
(Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования).
-
Бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов (Территориальных фондов обязательного медицинского страхования). -
Местные бюджеты – бюджеты муниципальных районов, городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.
СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА:
-
Составление проекта бюджета; -
Рассмотрения и утверждения бюджета; -
Исполнения бюджета; -
Составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА:
1. Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций и тд.
2. Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность ОГВ и органов МСУ самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; осуществлять бюджетный процесс, определять формы и направления расходования средств бюджетов
3. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий ОГВ субъектов РФ и органов МСУ, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и тд.
4. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета…
6. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата.
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом.
8. Принцип прозрачности (открытости) означает: обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов,); обеспечение доступа к информации, размещенной в "Интернете" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации
9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.[44]
10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.[45]
11. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся
12. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.
УЧАСТНИКАМИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЮТСЯ:
-
Президент РФ; -
высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования; -
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы МСУ, -
исполнительные органы государственной власти, -
Центральный банк РФ; -
органы государственного (муниципального) финансового контроля; -
органы управления государственными внебюджетными фондами; -
главные распорядители бюджетных средств; -
главные администраторы доходов бюджета; -
главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета; -
получатели бюджетных средств.
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ:
-
нецелевое использование бюджетных средств; -
неправомерное использование бюджетных средств; -
неэффективное использование бюджетных средств; -
принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) ЛБО -
нарушение условий предоставления субсидий -
невыполнение государственного (муниципального) задания -
нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, составлению и представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности -
нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, а также при их исполнении