Файл: Вопрос Предмет и методы исследования истории отечественного государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 1. Предмет и методы исследования истории отечественного государства и права.
История отечественного государства и права является составной частью исторической и юридической наук.
Предметом истории отечественного государства и праваявляется изучение в хронологическом порядке возникновения и развития государства и права, эволюции общественного и государственного строя на различных исторических этапах.
История отечественного государства и праваизучает юридические факты и явления и закономерности их исторического развития.
В истории отечественного государства и права выделяются два блока исследования:
история государства, которая изучает устройство государства, государственные органы и механизмы управления от их возникновения до состояния на сегодняшний день;
история права, которая изучает процесс создания правовых систем, отдельные правовые акты, кодификации, возникновение и эволюцию различных отраслей права (гражданского, уголовного, процессуального и т. д.).
История отечественного государства и права, изучая отдельные факты и правовые акты, исследует также причины, условия и закономерности, следствием которых являются изменения, происходящие в государстве и праве.
Метод истории отечественного государства и права- это совокупность приемов, способов и средств, использующихся при изучении истории отечественного государства и права .
Методов очень много.
Выделяют следующую систему методов истории отечественного государства и права:
общие методы;
специальные методы.
К общим методам относятся:метод историзма (или хронологический)ифилософский метод. Суть хронологического метода заключается в исследовании государства и права как явлений, последовательно изменяющихся во времени под воздействием характерной для изучаемого периода политической и социальной обстановки.
Среди философских методов выделяютдиалектический материализм, диалектический идеализм, прагматизм, структурализм, позитивизм, экзистенциализм, инструментализм.
К специальным методам относят: сравнительный метод, который изучает государственно-правовые явления в сопоставлении с другими странами или основные институты государства и права на разных стадиях развития - общественного развития;статистический, математический, социологический методы.
Вопрос 2. Периодизация и историография истории отечественного государства и права.
Периодизация истории отечественного государства и права - это разделение всего курса изучаемой дисциплины на определенные периоды и этапы, временные рамки которых ограничены более-менее однородным течением жизни Российского государства и общества. Разделение истории отечественного государства и права на различные периоды исторического развития способствует лучшему изучению данного предмета и позволяет более наглядно и качественно проследить динамику изменений в основных институтах государства и права при смене различных исторических эпох.
На процесс периодизации оказывают влияние многие явления, от уровня развития которых зависит выделение определенного исторического этапа. Из них можно выделить:
уровень социального развития общества (классовая структура, наличие противоречий между определенными слоями общества);
уровень экономического и технологического развития общества (степень технического прогресса, соотношение ручного и машинного производства);
уровень развития государства (политический режим, форма правления, тип государства);
уровень развития права (развитие и появление различных отраслей права, изменение наиболее важных правовых институтов (например, права частной собственности), появление новых).
При изучении курса истории отечественного государства и права основное внимание должно быть уделено вопросам развития государства и права, как основных значимых факторов.
Однозначного и единообразного деления истории отечественного государства и права на периоды не существует.Периодизация зависит от восприятия исследователя той исторической эпохи, в которой он проживает.
В настоящее время ученые выделяют несколько периодов:
Древняя Русь (Х-ХII вв.).
Период феодальной раздробленности (XII-XV вв.).
Период образования Русского централизованного государства (XVI-XVII вв.).
Россия в период абсолютизма (XVIII - середина XIX в.).
Россия в период буржуазной монархии (середина XIX – начало XX в.).
Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.).
Создание Советского государства (октябрь 1917-1920 г.).
Советское государство в период нэпа (1921-1929 гг.).
Период тоталитаризма (1929-июнь 1941 г.).
Советское государство в период ВОВ (июнь 1941 - 1945 г.).
Советское государство в период либерализации общественных отношений (1953 - октябрь 1964 г.).
Советское государство в период кризиса социализма (1960-1990 гг.).
Период перестройки (апрель 1985 - декабрь 1991 г.).
Российская Федерация на современном этапе.
Вопрос 3. Формационный и цивилизационный подходы к проблеме возникновения государственности у восточных славян.
Формационный подход(марксизм). Данная методология сложилась в середине 19 в,её основоположники Маркс и Энгельс,а далее её развивали Ленин,Сталин. Сущность этого подхода сводится к следующему:1)вся история человечества есть последовательная смена общественно-экономических формаций 2)история человечества есть прогресс,т.е. развитие от примитивных к более совершенным формам 3)все народы мира в обязательном порядке проходят названные этапы. Гос-во – это ист. явление, оно возникает только тогда, когда возникают классы.Гос-во – спец. аппарат для подавления и господства одного класса над другим.В марксизме выделяют след типы г-в:рабовлад, феодальное, буржуазное.Право – воля господствующего класса,возведённая в закон.Выделяют: рабовлад, феодальное, буржуазное.Противоречия между теорией и практикой методологии:1)на настоящее время мы имеем многообразие г-в и прав сис-м.2)в классическом виде рабовлад-во встречается лишь в Древ Греции3)страны востока не знали ни рабовлад,ни феодализма4)современное буржуазное общ-во отличается от бурж общ-ва 19в. Цивилизационный подход. Данная методология сложилась в середине 19 в, её основоположники Тойнби,Данилевский, далее развивал Гумилёв.Сущность сводится к следующему:1)история челов-ва есть история отдельных самостоятельных цивилизаций2)одна цив-я может зарождаться,а другая в это время приходить в упадок.Понятия прогресс и регресс применимы только к отдельным цив-ям3)каждая цив-я уникальна и самобытна,с трудом воспринимает опыт другой цив-ии.Выделяют след типы цив-й:1)непрогрессивный тип.Отсутствует г-во,власть держится на традиции,отсут право.Любое вмешательство приводит к её гибели(народы крайнего севера)2)восточный тип.Крайне медленные темпы соц-экон,полит развития,развитие происходит только в период кризиса и распада,после чего опять начинается период застоя,крайне неразвит институт частной собственности,складывается гос-во с сильной деспотической властью,личность полнлстью подчиняется интересам общ-ва,г-ва.Цивил-ый подход при анализе стран востока не учитывает разнообразия цивил-й.3)западный тип.Крайне высокие темпы соц,полит,эконом развития,крайне развит институт частной соб-ти,абсолютизация прав человека,эта цив-я создала рыноч экономику,прав гос-во,граж общ-во.Недостаток:в основе выделения цив-й лежит религиоз фактор,а он не всегда срабатывает.
Вопрос 4. Факторы образования Древнерусского феодального государства.
Геополитические факторы. Геополитика –направление научной и полит мысли, кот. особенности развития гос- в напрямую увязывает с природным географич. фактором. Русское гос-во сложилось на террит-ии Великой русской равнины. Особенность: она не имеет естественных границ. Господствующими стихиями являлись лес, степь, реки. Именно это определило образ жизни, тип хозяйства, а следовательно целый ряд особенностей в развитии общ-ва и г-ва:1)низкий уровень экон развития по сравнению со странами зап.европы. В Европе сельхоз работами можно заниматься 8-9 месяцев. В России интенсивно до 60 дней. В р-те чего проблема голода была решена только к 18 веку2)экстенсивный характер хоз-ва. Зап.Европа имела по сравнению с Россией ограниченную территорию, поэтому проблема народонаселения в Европе решалась по 2 направлениям:1)отток населения в коллонии2)совершенствование хоз-ва, т.е. интенсивный путь развития. Русский крестьянин не знал малоземелья, более того у г-ва была другая проблема – заставить крестьянина взять землю, этого добился лишь Пётр 1.Крестьяне осваивая новые терр-ии, сохранял старый тип хоз-ва3)стабильность общественного строя.
Вопрос 5. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства.
В Российской Академии наук проблемы происхождения русского государства разрабатывались как представителями норманнской школы (Байер, Шлецер), так и ее противниками, наиболее влиятельным из которых был М.В. Ломоносов. Норманнская теория исходила из положения, что русское государство возникло под влиянием и руководством выходцев из скандинавских стран. Впервые "норманскую теорию" высказали немецкие ученые сер. XVIII в. Миллер, Шлецер и Байер. Суть их теории: летописная легенда о призвании варягов свидетельствует, что до прихода варягов восточные славяне находились в абсолютно варварском состоянии, государственность и культура были им принесены варягами- скандинавами. Согласно норманской теории, варяги внесли элементы определенной культуры в полудикие славянские племена, объединив их в государство, установив там определенный правопорядок. Норманская теория содержит в себе два общеизвестных пункта: во-первых, норманисты утверждают, что пришедшие варяги практически создали государство, что местному населению было не под силу; и, во-вторых, варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян. Общий смысл норманнской теории совершенно ясен: скандинавы создали русский народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе.
Согласно антинорманской теории, “варяги”, явившиеся на Русь,
были по национальности славянами и приглашены в Новгород потому, что
мужская линия древней славянской новгородской династии угасла. Они же были
представителями ее женской линии — внуками последнего новгородского князя
Гостомысла от его средней дочери, вышедшей замуж за славянского князя на
Западе. Призывали своих — славян, а не чужих — германцев. Никакой
существенной роли в создании государственности, культуры и т. д. Древней
Руси германцы не сыграли. И государственность, и культура были свои,
созданные еще веками до этого своими руками. Уже во 2-й половине IX века в
Восточной Европе существовало два больших славянских государства —
Новгородское (Русью еще не называвшееся) и Киевское (носившее имя Руси).
Эти государства имели своих князей, свои династии, свою собственную,
довольно высокую культуру и широкие связи в Европе: в Новгороде отлично
знали, что делается на Эльбе, Дунае, Днепре и на Дону. Представления
прежних историков о дикости тогдашних руссов являются и впрямь дикими по
своему несоответствию с действительностью.
Вопрос 6. Общественный строй Древней Руси.
Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах.
Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточнославянские дружины появились уже в VI – VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором назывались «полюдье». Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором.
Славяне разделялись на несколько племен, друг от друга независимых; племена делились на роды; каждый род жил отдельно на своем месте, под властью своего родоначальника или князя, имел свои обычаи; селения укреплялись, огораживались, и такие огороженные селения назывались городами.