Файл: Вопрос Предмет и методы исследования истории отечественного государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


крестьянская реформа не решила социально–экономических противоречий в России, сохранила помещичье землевладение и ряд других феодально–крепостнических пережитков

Вопрос 63. Судебная реформа 1864 г.

Реформа создала в России две ветви судов —мировыесудыиобщие съезды. Каждая из этих ветвей, в свою очередь, подразделялась на две инстанции — мировые судьи и мировые съезды, окружные судьи и окружные съезды.(эээээ сейчас..)



Новая система имела четкую иерархию и разделение полномочий, что позволяло избавиться от путаницы, существовавшей ранее. Теперь весь процесс прохождения дела по инстанциям был достаточно коротким (время на решение дело было теперь ограничено) и четко оговоренным. Дело не терялось и не застревало на несколько лет в кабинетах чиновников. Дела разделялись на гражданские и уголовные и рассматривались в зависимости от их классификации.

Реформа также существенно изменила принципы и процедуры судопроизводства. Суд стал более открытым благодаря введению принципа гласности. Все участники процесса теперь имели равные права и могли выступать в суде с доказательствами и речами, а также на равных участвовать в дискуссии. Расширены были полномочия следователей. Кроме того, было проведено разделение на предварительное и судебное следствие, что снижало возможность появления судебной ошибки.

Одни из важнейших изменений — появление суда присяжных и становление суда независимым институтом. Судебная власть была полностью отделена от административной и полицейской.

Еще одним достижением стала независимость суда от сословий. Каждый человек имел равные права. Суд стал более честным.

Судебная власть отделилась от административной, у судов появилась независимость, гласность, открытость и состязательность. Дела стали делиться на гражданские и уголовные, а судопроизводство – на предварительное и судебное. Каждое судебное действие должно было выполняться в установленный срок, что значительно ускорило разбирательство. Телесные наказания тоже отменены 

Появились следователи, которые возбуждали следственное дело, руководили оперативной деятельностью полиции, опрашивали свидетелей и подозреваемых, собирали доказательства.


Прокуратура стала обособленной ветвью судебного ведомства. Прокуроры могли возбуждать уголовное преследование, руководить полицейскими на стадии дознания и надзирать за их действиями. На предварительном следствии прокурор наблюдал за следователем и мог предложить ему совершить те или иные действия. (тут был огромный абзац с тем что они могли делать вместо которого можно сказать «и так далее») 

Появились адвокаты (присяжные поверенные). Адвокатом мог стать только человек с профильным высшим образованием и пятилетним стажем работы.

Появились нотариус и судебные приставы.

Мировой судрассматривал мелкие гражданские дела и кражи, аокружной– гражданские и уголовные дела, которые не относились к компетенции мировых судов. Также действовалаСудебная палата, где рассматривались в качестве суда первой инстанции дела о государственных преступлениях и преступлениях, совершенных чиновниками. Следствие по политическим делам велажандармерия, а рассматривалоОсобое присутствие Правительствующего сената. Важные политические дела слушалВерховный уголовный суд. Назначить смертную казнь мог толькосенатиВоенный суд.Императороставлял за собой право вмешаться в рассмотрение наиболее важных процессов.  

Вопрос 64. Земская реформа 1864 г.

1. Земская реформа 1864г. была проведена на основе По­ложения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого 1 января 1864 г. В ходе реформы создавались органы местного самоуправ­ления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы. На них возлагались: ведение местных хозяйственных дел; содержание земских зданий и путей сообщения; стро­ительство и содержание школ и больниц; мероприятия по бла­готворительности; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры и др. 2. Губернские и уездные земские собрания, а также зем­ские управы были выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года. Выборы проходили по трем избирательным куриям: курия уездных землевладельцев состояла главным образом из дворян-помещиков, для участия требовался высокий иму­щественный ценз; городская курия, для участия в которой необходимо было отвечать достаточно высокому имущественному цензу; сельская курия, для участия в которой имущественный ценз не был установлен, введена следующая система выборов— крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных. 3. Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на раз­витии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политиче­ской жизни, стали своеобразной политической школой, через которую прошли представители либерального и демократиче­ского общественных направлений. Однако реформа не сформировала централизованной сис­темы управления. Деятельность земских органов контролиро­валась губернаторами и Министерством внутренних дел, ко­торые могли отменять любые их решения. Отсутствие доста­точных материальных ресурсов усиливало зависимость земств от правительственных органов.



Вопрос 65. Городская реформа 1870 г.

Суть реформы.Городская реформа 1870 года создавала в каждом городе 2 формально независимые инстанции:Городская дума- распорядительный орган.Городская управа- исполнительный орган.Городская дума избиралась на 4 года путем проведения выборов по трем куриям, которые формировались по объемам уплачиваемых налогов горожанином.Первая курия - крупные, 2 курия - средние, 3 курия - мелкие налогоплательщики.Каждая курия избирала «гласных» (аналог современных депутатов), которые формировали Городскую Думу.Причем количество «гласных» для каждой курии было равным. Неравным было только количество избирателей. Например, при проведении выборов в Петербурге в первую курию попали 275 избирателей, а во вторую - 850.

Правом голоса по реформе наделялись горожане, которые:Были старше 25 лет; Были подданными Российской Империи; Не имели задолженностей по налоговым платежам; Имели в собственности недвижимость в городе. Особенности городских выборов были описаны в«Городовом положении» 1870 года. Этот же документ устанавливал, что горожанин мог лишиться возможности голосовать в случае наличия судимости, находящиеся под следствием, обанкротившиеся, а также лица лишенные духовного сана и чиновничьей должности.

После проведения выборов и формирования Думы происходило формирование Управы. Делали это «гласные», которые утверждали Главу города, его заместителя и несколько чиновников. Особое значение имела должность Городского головы.Этот человек одновременно были председателем Думы и городской Управы.

Деятельность городских дум и управ жестко контролировалась государством.

Реальная же власть во всех городах по-прежнему находилась в руках губернатора и государства.

Вопрос 66. Военные реформы 1861-1874 гг.

Большую роль в осуществлении реформы сыграл военный министр Д.А. Милютин (1816–1912), находившийся на этом посту с 1861 по 1881 г. Преобразования начались во второй половине 50-х гг.: сокращалась численность «небоевого элемента» армии и флота; упразднялись военные поселения, институт кантонистов; разрабатывались новые положения по изменению правового статуса казачьих войск и уставов службы для казаков; с 1859г. сокращались сроки службы для нижних чинов с 25 до 15 лет (12 лет действительной службы, 3 года в запасе) в целях создания обученного резерва. Также были отменены телесные наказания.


Затем подверглась изменениям и система военного управления – по изданному 06.08.1864 г. «Положению» вся страна делилась на военные округа (всего 15 округов). Военно-окружная система имела ряд преимуществ, поскольку ликвидировалась излишняя централизация управления, и создавались более благоприятные условия для оперативного руководства войсками, а также сокращались сроки мобилизации запасных в военное время. Вооруженные силы России разделились на постоянные войска (кадро­вая армия, запас, казачьи войска) и государственное ополчение, а также на действующие и запасные экипажи флота. Численность армии по штатам мир­ного времени устанавливалась в 760 тыс. солдат и офицеров при обученном запасе в 1 млн. человек. Через три года реформированию подверглось и центральное военное управление, был введен новый военно-судебный устав, и началась реорганизация военно-учебных заведений. Кадетские корпуса были преобразованы в гимназии, учреждались военные училища, в которые поступали воспитанники военных гимназий. Училища ежегодно выпускали до 600 офицеров. Для специальной подготовки военных специалистов были созданы 16 юнкерских училищ. Была расширена система высшего военного образования в военных академиях. В 1860-70-е гг. проводилось перевооружение армии – переход к нарезному стрелковому и артиллерийскому оружию, созданию парового броненосного флота.

Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, безразличия сословий. Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках (9 лет в запасе) и 7 на флоте (3 года в запасе). Эту реформу называют одной из самых гуманных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Вопрос 67. Контрреформы в России 1880-1890 гг.

Начались контрреформы с издания29 апр. 1881 г.Манифеста«О незыблемости самодержавия».

14 авг.этого же1881 г.было издано и введено в действие «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия».Это был акт чрезвычайного характера, резко ужесточавший карательную политику самодержавия, наделявшийчрезвычайными правами Министра внутренних дел. В деятельности МВД всё большее значение стал игратьполитический сыскс силовыми приёмами и средствами решения проблем охраны правопорядка.

Контрреформы проводились сразу по нескольким направлениям:

судебная,

земская,

городская,


в сферах народного образования, цензуре и

сфере управления.

Судебная контрреформаограничивала гласность, демократичность судебного процесса, открывала широкую возможность административному вмешательству в судопроизводство. Например, запрещалось публиковать отчёты (информацию) по рассмотренным судами политическим делам (1881 г.), по решению административных органов любое судебное дело могло быть объявлено секретным и судебное заседание проходило в закрытом порядке (1887 г.), из ведения общих судов изымались дела о противодействии (сопротивлении), покушении на власть или должностных лиц и др.

20 мая 1885 г.был издан Указ, которым вводилосьвысшее дисциплинарное присутствие Сената, наделявшееся правом смещать судей или перемещать их на другую судебную должность, ограничивалось использование (участие) присяжных заседателей в судопроизводстве.

12 июня 1889 г.вступило в действие «Положение о земских участковых начальниках», которое отменяло принцип отделения суда от администрации. Этим положением повсеместноупразднялись мировые судьи(к1913 г.они исчезли совсем), кроме Петербурга, Москвы и Одессы. Вместо мировых судов в 40 губерниях страны учреждалисьземские участки. В уездах вместомировых судейвводилась должностьземского участкового начальника

Принятое12 июня 1890 г.«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» изменяло (по сравнению с положением 1864 г.) принципы и условия земской избирательной системы. Согласно новому Положению сохраняласькуриальная система выборов. Однако в1-ойземледельческойкуриивместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только потомственные и личные дворяне. Одновременно с этим во2-ой,городской, куриибыл значительно повышен имущественный ценз. По отношению ккрестьянскойкурииусиливался контроль администрации - губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. результате таких «выборов» количество крестьянских депутатов было сведено к минимуму, а земства ставились под жёсткий контроль губернатора и его администрации.

Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось.

11 июня 1892 г.было утверждено новое «Городовое положение», которым устанавливался административный контрольгубернаторовнадгородскими думамииуправами. С увеличением имущественного ценза резкоповышался удельный вес дворянстваи крупной буржуазиив городском самоуправлении, за счёт лишения прав горожан (мелкой и части средней буржуазии) участвовать в выборах и работе городского самоуправления.