Файл: Вопрос Предмет и методы исследования истории отечественного государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Система преступлений включала 12 разделов, каждый из которых делился на главы и отделения. Важнейшими были преступления против веры, государственные, против порядка управления, должностные, имущественные, против благочиния, законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, семьи и собственности.
Система судоустройства России до середины XIX в. строилась в соответствии с Учреждением о губерниях 1775 г. Судебные функции осуществляли как сложная система сословных судов, так и административные органы. В судопроизводстве продолжала использоваться теория формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были возложена на полицейские органы.
Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство различных сословий, и 20 ноября 1864г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы:
*Учреждения судебных установлений;
* Устав уголовного судопроизводства;
*Устав гражданского судопроизводства;
* Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Судебная реформа 1864 г. устанавливала новые принципы судоустройства и судопроизводства:
• отделение суда от администрации;
• создание четкой системы судебных инстанций;
• отделение предварительного следствия от судебного
• несменяемость судей и следователей;
• создание всесословного суда;
• равенство всех перед судом;
• введение присяжных заседателей;
• установление прокурорского надзора.
Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация.
Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и военные суды.
Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов государства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и другие преступления). Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного совета и членов сената и возглавлялся председателем Государственного совета.
Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-прокурор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения. Для замещения прокурорских должностей кандидат должен был отвечать ряду требований (политическая благонадежность и т. д.).
Судебной реформой учреждались:
— адвокатура (присяжные поверенные) — для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе;
— нотариат — для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение и т. д.
Вопрос 61. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
Уголовное право, отразив некоторые принципы буржуазного права, по сути, оставалосьфеодально-крепостническим,полицейским. Противоречие и несогласованность многих норм и статей, включенных вСвод законовРоссийской Империи, введенный в действие в1835 г., вскоре потребовали от его составителейновой кодификации уголовного права. Комиссией к1845 г.был подготовлен проект нового уголовного кодекса, рассмотренныйГосударственным советоми утвержденныйимператоромНиколаемI, получивший название «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных».
Кодекс был введен в действие в1846 г.Уложение состояло изразделов,главистатей. Общее количествостатей - 2224.
Основной его особенностью«Уложения» 1845 г.в сравнении с более ранними нормативными актами было выделениеобщейиособенной частейкак элементов структуры кодифицированного акта.«Уложение»впервые в Российском уголовном законодательстве выделяло в самостоятельный разделобщие понятия уголовно-правовых институтов.
Так, уголовно-наказуемое деяние делилось напреступлениеипроступок, хотя четкой грани между ними пока не было. Подробно рассматривались степени вины; система и виды наказания, порядка его назначения, смягчения и отмены; стадии совершения преступления, пространство действия Уложения.
В соответствии сост. 4Уложенияпреступлениеформулировалось по сравнению соСводом законовболее широко и определялось какпротивозаконное действие, а также неисполнение того, что под страхом наказания (уголовного или исполнительного) законом предписано.
Преступления делили наумышленныеинеумышленные–случайныеинеосторожные. То естьсубъективная сторонаподразделялась на:
1)умысел:
а) с заранее обдуманным намерением,
б) с внезапным побуждением, непредумышленный;
2)неосторожность, при которой:
а) последствия деяния не могли быть с легкостью предвидены,
б) вредных последствий невозможно было предвидеть вообще.
Уголовная ответственностьнаступалас 7 лети только после того, каквиновность лица и преступность совершенного им деяния были полностью доказаны. Незнание закона не освобождало от наказания.
Впервые в «Уложении» давалсяперечень обстоятельств, устранявших наступление уголовной ответственности(ст. 98):
случайность деяния,
малолетство (до 7 лет) - уголовная ответственность наступала с 7 лет,
невменяемость (безумие, сумасшествие и припадки болезни, приводящие в умоисступление или совершенное беспамятство),
ошибка (случайная или вследствие обмана),
совершение преступленного действия под принуждением (от превосходящей непреодолимой силы),
необходимость обороны.
Уложение устанавливаловидысоучастия в преступлении:по предварительному сговору участников и без предварительного сговора.Соучастникиделились на:
зачинщиков,
сообщников,
подговорщиков,
подстрекателей,
пособников,
попустителей и
укрывателей.
При определении мерынаказанияучитывались формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.
Наказание отменялось в случаях:
смерти преступника,
примирения с обиженным (по частным делам)
истечение давности (ст. 160) - сроки давности устанавливались только для преступлений.
Наказания, предусмотренныеОбщей частью«Уложения», разделялись науголовныеиисправительные. Куголовнымотносились:
лишение всех прав состояния, в сочетании с ниже перечисленными:
смертная казнь (за государственные преступления) – высшая мера наказания,
каторжные работы (бессрочные и на срок от 4 до 20 лет),
ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ,
различные виды телесных наказаний (за исключением дворян, духовенства и почетных граждан, купцов 1-й и 2-й гильдии).
Лишение всех прав состоянияозначало гражданскую смерть: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав.
Исправительные наказанияразделялись по тяжести на 7 родов, а роды на степени и меры. Самымитяжкими исправительными наказаниямибыли
лишение всех особенных прав и преимуществ;
ссылка в Сибирь, или в другие отдаленные губернии;
заключение в тюрьму, крепость, в смирительный или работный дом;
направление в исправительно-арестантские роты и отделения;
кратковременный арест,
выговор в присутствии суда,
денежные взыскания,
замечания и внушения, сделанные судом или должностным лицом
Сохранялсясословный принцип применения наказаний
Вопрос 62 Крестьянская реформа 1861 г.
19 февраля 1861 г. в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и "Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", состоящие из 17 законодательных актов.
Основной акт – "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" – содержал главные условия крестьянской реформы:
крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом;
помещики сохраняли собственность на все принадлежащие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам "усадебную оседлость" и полевой надел "для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком";
крестьяне за пользование надельной землей должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от нее в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861 г., которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;
– крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.
"Общее положение" определяло структуру, права и обязанности органов крестьянского общественного (сельского и волостного) управления и суда.
В 4 "Местных положениях" определялись размеры земельных наделов и повинностей крестьян за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. Первое из них – "Великороссийское", для 29 великороссийских, 3 новороссийских (Екатеринославская, Таврическая и Херсонская), 2 белорусских (Могилевская и часть Витебской) и части Харьковской губерний. Вся эта территория делилась на три полосы (нечерноземную, черноземную и степную), каждая из которых состояла из "местностей".
В первых двух полосах устанавливались в зависимости от "местности" высший (от 3 до 7 десятин; от 2 с 3/4 до 6 десятин) и низший (1/3 высшего) размеры душевных налогов . Для степной определялся один "указный" надел (в великороссийских губерниях от 6 до 12 десятин; в новороссийских, от 3 до 6 1/5 десятин). Размер казенной десятины был определен 1,09 га. Надельная земля предоставлялась "сельскому обществу", т.е. общине, по числу душ (только мужских) к моменту составления уставных грамот, имевших право на надел.
От земли, находившейся в пользовании крестьян до 19 февраля 1861 г., могли быть произведены отрезки, если душевые наделы крестьян превышали высший размер, установленный для данной "местности", или если у помещиков при сохранении существующего крестьянского надела оставалось менее 1/3 земли имения. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела.
При наличии в пользовании крестьян наделов менее низшего размера помещик обязан был прирезать недостающую землю или снизить повинности. За высший душевный надел устанавливался оброк от 8 до 12 рублей в год или барщина – 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.
Остальные "Местные положения" в основном повторяли "Великороссийское", но с учетом специфики своих районов.
Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий, 28 декабря 1881 г. был издан закон об обязательном выкупе с 1 января 1883 г., перевод на который завершился к 1895 г. Всего к 1 января 1895 г. было утверждено 124 тыс. выкупных сделок, по которым перешло на выкуп 9,159 тыс. душ в районах с общинным и 110 тыс. домохозяев в районах с подворным земледелием. Около 80% выкупных сделок были обязательными.
средний надел крестьянской семьи, по данным переписи, составил 7,5 десятин.
Наиболее крупным собственником в России был царь Николай II. Ему принадлежали громадные массивы так называемых кабинетных и удельных земель. Там добывалось золото, серебро, свинец, медь, лес. Значительную часть угодий он сдавал в аренду. Управляло имуществом царя особое министерство императорского двора.
Значение крестьянской реформы 1861 г. состояло в том, что она отменила феодальную собственность на работников и создала рынок дешевой рабочей силы. Крестьяне объявлялись лично свободными, то есть имели право покупать на свое имя землю, дома, заключать различные сделки. В основе реформы лежал принцип постепенности: в течение двух лет должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян, затем крестьяне переводились на положение "временнообязанных" до момента перехода на выкуп и в последующий 49–летний период выплачивавшим долг государству, купившему землю для крестьян у помещиков. Только после этого земельные наделы должны стать полной собственностью крестьян.