ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Гражданское общество и правовое государство формируются одновременно.
5. Единство рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений находит свое выражение в демократическом политическом режиме. Содержание такого режима составляют цивилизованные приемы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, экономической, социально-культурной и иных областях жизни общества.
РАЗЛИЧИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА заключены в их структуре, специфических функциях:
1. Правовое государство — это организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле можно сказать о правовом государстве как форме гражданского общества.
2. Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Таким образом, сущностная черта гражданского общества — существование в его рамках различных социальных сил, общественных образований.
3. Способность государства принимать законы и другие НПА, и возможность применять меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом, в отличие от гражданского общества.
Государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определенное единство. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С ГОСУДАРСТВОМ осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах:
1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса;
2) участие субъектов гражданского общества и прежде всего тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти;
3) запрет тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную и личную жизнь человека и гражданина;
4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в РФ.
Таким образом, правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И поскольку такое общество создается или будет создаваться, в той же степени складывается и правовое государство.
64. Социальное государство: общая характеристика.
Понятие «социальное государство» – новое для российского законодательства. Впервые оно употреблено в Конституции РФ 1993г. На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и это объясняется тем, что либеральный вариант правового государства проповедовал принципы индивидуальной свободы, формального равенства людей, невмешательства государства в дела гражданского общества. Однако фактическое неравенство людей – колоссальное расслоение населения, классовое противостояние в обществе обусловили необходимость для государства проведения социально ориентированной политики, предоставления каждому человеку прожиточного минимума, воздействия в этих целях государства на распределительные процессы, достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства между членами общества. Конституционное закрепление термин «социальное государство» впервые получил в Конституции ФРГ 1949г.
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — модель государства, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
Немецкий историк Г.Риттер классифицировал социальное государство на три типа:
-
Позитивное государство, в котором социальное обеспечение основано на индивидуализме и защите корпоративных интересов. Здесь государство контролирует социальную обеспеченность граждан, а его социальная политика служит целям такого контроля -
Собственно-социальное государство, которое проводит политику обеспечения занятости населения, гарантирования со стороны государства минимального прожиточного уровня жизни и равенства шансов на успех; -
Государство благоденствия, где устанавливается равенство всех в социальном отношении, т.е. социальная политика государства для всех одинакова. В таком государстве должны уменьшаться различия в заработной плате, гарантируется полная занятость населения, трудящиеся играют доминирующую роль в социальной политике.
Наибольшее распространение получила КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ТРЕМ ОСНОВНЫМ МОДЕЛЯМ:
-
Скандинавская модель – значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство. На государство возложена ответственность за социальное благополучие своих граждан и оказание социальных услуг. Источниками финансирования социальных программ государства служат государственный бюджет и социально-страховые фонды. Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия. -
Континентальная модель – государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий нуждающимся – социально незащищенным слоям населения, но не организует оказание социальных услуг населению. Социальное обеспечение финансируется за счет бюджетных отчислений и страховых взносов работника и работодателя, при этом социальные расходы государства и страховые взносы примерно одинаковы. Германия, Австрия, Бельгия, Франция. Задача государства- выравнивание стартовых возможностей. -
Американо-британская модель – характеризуется минимальным участием государства в социальных расходах. Финансовую основу социальной политики составляют прежде всего частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов своих граждан и за благополучие наиболее слабых и обездоленных слоев населения. Англия, США, Ирландия. Государство проводит правовою регламентацию частного страхования.
65. Соотношение правового и социального государства.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и её взаимоотношение с индивидами как субъектами права осуществляется посредством издания правовых законов.
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — модель государства, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: зависит от того гарантированность и реальность каких прав и свобод включаем:
– если только скандинавская модель, то государство никаких соц.обязательств не принимает
- американо-британская наука не признает поколений прав человека, есть только гражданские и политические права;
- континентальная наука признает весь спектр прав: и гражданские, и социально-экономические, и политические и т.д. И если все права гарантируются, то правовое государство не может не быть социальным.
Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства и права уже достаточно развиты.
66. Основные правовые системы современности: общая характеристика.
В различных странах существуют различные национальные правовые системы. Их особенности определяются конкретным историческим развитием, спецификой культуры, религии, обычаев и традиций, своеобразием юридического содержания и т.д. В современном мире насчитывается около 200 государств, следовательно, около 200 национальных правовых систем.
Понятие «правовая система» не тождественно понятию «система права». Система права характеризует внутреннюю структуру права. Правовая же система – более широкое понятие и наряду с институциональной структурой права включает в себя другие элементы правовой жизни страны. Чаще всего ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ определяют как конкретно-историческую совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве. В соответствии с другим определением правовая система — это единый комплекс органически взаимосвязанных и взаимодействующих между собой правовых явлений, с помощью которого осуществляется целенаправленное воздействие на поведение людей, их коллективов и организаций и юридическое обеспечение разнообразных сфер общественной жизни. Правовая система есть особая разновидность общественной системы, которая тесно связана с экономической, политической и социокультурной системами общества. Правовая система – управляема со стороны государства и общества, она продукт сознательной, волевой деятельности людей.
ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ.
1) романо-германскую (семью континентального права);
2) англосаксонскую (семью общего права);
3) религиозную (семью мусульманского и индусского права);
4) традиционную (семью обычного права).
К РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬЕ относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.).
Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право.
К АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬЕ относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.
К СЕМЬЕ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
К СЕМЬЕ ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.
Р. Леже говорил о трех великих правовых системах: немецкое, английское и французское право.
Что касается вопроса о том какая правовая система РФ: мнение - «Российская правовая система – это самостоятельный моноядерный национально-культурный исторический феномен. Континентально-европейский стиль правового мышления стал для отечественного правового порядка базисным».
Наиболее распространение в настоящее время получила классификация, построенная на основе трех главных критериев: особенности исторического развития правовых систем, источники права, структура права. Соответственно выделяют десять правовых семей: романо-германская, семья общего права (англосаксонская), славянская, латиноамериканская, скандинавская, мусульманская, индусское право, семья обычного права, дальневосточная и социалистическая.
67. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура.
Романо-германская правовая семья сложилась на основе римского права в XII–XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе.
К РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬЕ относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.).
Среди ПРИЗНАКОВ романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:
-
единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); -
главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; -
писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; -
высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; -
весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.); -
деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; -
правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; -
на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; -
особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.