ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Гражданское общество и правовое государство формируются одновременно.

5. Единство рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений находит свое выражение в демократическом политическом режиме. Содержание такого режима составляют цивилизованные приемы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, экономической, социально-культурной и иных областях жизни общества.

РАЗЛИЧИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА заключены в их структуре, специфических функциях:

1. Правовое государство — это организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле можно сказать о правовом государстве как форме гражданского общества.

2. Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Таким образом, сущностная черта гражданского общества — существование в его рамках различных социальных сил, общественных образований.

3. Способность государства принимать законы и другие НПА, и возможность применять меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом, в отличие от гражданского общества.

Государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определенное единство. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С ГОСУДАРСТВОМ осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах:

1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса;

2) участие субъектов гражданского общества и прежде всего тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти;

3) запрет тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную и личную жизнь человека и гражданина;

4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в РФ.


Таким образом, правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И поскольку такое общество создается или будет создаваться, в той же степени складывается и правовое государство.
64. Социальное государство: общая характеристика.

Понятие «социальное государство» – новое для российского законодательства. Впервые оно употреблено в Конституции РФ 1993г. На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и это объясняется тем, что либеральный вариант правового государства проповедовал принципы индивидуальной свободы, формального равенства людей, невмешательства государства в дела гражданского общества. Однако фактическое неравенство людей – колоссальное расслоение населения, классовое противостояние в обществе обусловили необходимость для государства проведения социально ориентированной политики, предоставления каждому человеку прожиточного минимума, воздействия в этих целях государства на распределительные процессы, достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства между членами общества. Конституционное закрепление термин «социальное государство» впервые получил в Конституции ФРГ 1949г.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — модель государства, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Немецкий историк Г.Риттер классифицировал социальное государство на три типа:

  1. Позитивное государство, в котором социальное обеспечение основано на индивидуализме и защите корпоративных интересов. Здесь государство контролирует социальную обеспеченность граждан, а его социальная политика служит целям такого контроля

  2. Собственно-социальное государство, которое проводит политику обеспечения занятости населения, гарантирования со стороны государства минимального прожиточного уровня жизни и равенства шансов на успех;

  3. Государство благоденствия, где устанавливается равенство всех в социальном отношении, т.е. социальная политика государства для всех одинакова. В таком государстве должны уменьшаться различия в заработной плате, гарантируется полная занятость населения, трудящиеся играют доминирующую роль в социальной политике.


Наибольшее распространение получила КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ТРЕМ ОСНОВНЫМ МОДЕЛЯМ:

  • Скандинавская модель – значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство. На государство возложена ответственность за социальное благополучие своих граждан и оказание социальных услуг. Источниками финансирования социальных программ государства служат государственный бюджет и социально-страховые фонды. Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

  • Континентальная модель – государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий нуждающимся – социально незащищенным слоям населения, но не организует оказание социальных услуг населению. Социальное обеспечение финансируется за счет бюджетных отчислений и страховых взносов работника и работодателя, при этом социальные расходы государства и страховые взносы примерно одинаковы. Германия, Австрия, Бельгия, Франция. Задача государства- выравнивание стартовых возможностей.

  • Американо-британская модель – характеризуется минимальным участием государства в социальных расходах. Финансовую основу социальной политики составляют прежде всего частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов своих граждан и за благополучие наиболее слабых и обездоленных слоев населения. Англия, США, Ирландия. Государство проводит правовою регламентацию частного страхования.


65. Соотношение правового и социального государства.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и её взаимоотношение с индивидами как субъектами права осуществляется посредством издания правовых законов.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — модель государства, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: зависит от того гарантированность и реальность каких прав и свобод включаем:

– если только скандинавская модель, то государство никаких соц.обязательств не принимает


- американо-британская наука не признает поколений прав человека, есть только гражданские и политические права;

- континентальная наука признает весь спектр прав: и гражданские, и социально-экономические, и политические и т.д. И если все права гарантируются, то правовое государство не может не быть социальным.

Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства и права уже достаточно развиты.
66. Основные правовые системы современности: общая характеристика.

В различных странах существуют различные национальные правовые системы. Их особенности определяются конкретным историческим развитием, спецификой культуры, религии, обычаев и традиций, своеобразием юридического содержания и т.д. В современном мире насчитывается около 200 государств, следовательно, около 200 национальных правовых систем.

Понятие «правовая система» не тождественно понятию «система права». Система права характеризует внутреннюю структуру права. Правовая же система – более широкое понятие и наряду с институциональной структурой права включает в себя другие элементы правовой жизни страны. Чаще всего ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ определяют как конкретно-историческую совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве. В соответствии с другим определением правовая система — это единый комплекс органически взаимосвязанных и взаимодействующих между собой правовых явлений, с помощью которого осуществляется целенаправленное воздействие на поведение людей, их коллективов и организаций и юридическое обеспечение разнообразных сфер общественной жизни. Правовая система есть особая разновидность общественной системы, которая тесно связана с экономической, политической и социокультурной системами общества. Правовая система – управляема со стороны государства и общества, она продукт сознательной, волевой деятельности людей.

ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ.

1) романо-германскую (семью континентального права);

2) англосаксонскую (семью общего права);

3) религиозную (семью мусульманского и индусского права);

4) традиционную (семью обычного права).

К РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬЕ относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.).


Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право.

К АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬЕ относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

К СЕМЬЕ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

К СЕМЬЕ ТРАДИЦИОННОГО ПРАВА относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Р. Леже говорил о трех великих правовых системах: немецкое, английское и французское право.

Что касается вопроса о том какая правовая система РФ: мнение - «Российская правовая система – это самостоятельный моноядерный национально-культурный исторический феномен. Континентально-европейский стиль правового мышления стал для отечественного правового порядка базисным».

Наиболее распространение в настоящее время получила классификация, построенная на основе трех главных критериев: особенности исторического развития правовых систем, источники права, структура права. Соответственно выделяют десять правовых семей: романо-германская, семья общего права (англосаксонская), славянская, латиноамериканская, скандинавская, мусульманская, индусское право, семья обычного права, дальневосточная и социалистическая.
67. Романо-германская правовая система: исторические основания, признаки и структура.

Романо-германская правовая семья сложилась на основе римского права в XII–XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе. 

К РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬЕ относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.).

Среди ПРИЗНАКОВ романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

  • единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

  • главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

  • писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

  • высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

  • весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

  • деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

  • правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

  • на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

  • особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.