ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Элементы, которые характеризуют политическую систему:

  • политические институты

1. Собственно-политические– государство, политические партии, политические движения, некоторые общественные объединения политического характера. Особенность этих элементов – непосредственная связь с политикой, а цель деятельности – овладение властью, участие в реализации внутренней и внешней политики и т.д.

2. Несобственно-политические организации, которые формируются для активной деятельности не в политической, а в других сферах жизни общества – экономической, духовной и иных. Это профсоюзы, кооперативные организации, творческие союзы и т.д. Тем не менее они оказывают определенное политическое влияние на политические процессы и развитие политических отношений. В политику они вовлекаются для достижения своих неполитических целей.

  • политические нормы

  • политические отношения

  • политическая идеология.

Типы политических систем -

  • По степени демократичности власти и наличию механизмов разрешения противоречий:

  • демократическая

  • авторитарная

  • тоталитарная

  • По типам общественно-экономических формаций:

  • рабовладельческая,

  • феодальная,

  • капиталистическая

  • социалистическая

  • По политической культуре:

  • Англо-американская,

  • Европейско-континентальная,

  • доиндустриальная,

  • тоталитарная

  • По способам управления обществом:

  • административно-командная,

  • соревновательная,

  • социопримирительная

  • По степени открытости к внешней среде и способности к восприятию инноваций извне:

  • закрытая (страны соц.лагеря – практически нет связи политической системы с населением, есть политическая верхушка которая сама по себе, выборы-формальный характер, плюс закрытый занавес)

  • открытая (наличие прямой и обратной связью между политической системой и населением, есть обмен культурой с другими странами. Государство – это один из институтов политической системы, есть другие, есть политический плюрализм).


60. Место и роль государства в политической системе общества.

Отличие государства от других политических институтов:

- имеет государственную власть;

- создает политико-правовые нормы (определяет основу политической системы общества);

- может как определить, так и отказаться от официальной политической идеологии.


Государство обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны.

МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ: государство имеет особое место, «ядро политической системы» или основной элемент политической системы. Однако есть точка зрения профессора Комарова, что ядро политической системы – это личность. Представляется, что государство можно отнести к центральному, главному звену политической системы. Подчеркивание же особого места государства в этой системе, по существу, и означает выражение особости в его главной роли среди других элементов.

Особое место и роль государства в политической системе обусловлены СВОЙСТВАМИ ГОСУДАРСТВА, КАКИМИ НЕ ОБЛАДАЕТ НИ ОДНО СТРУКТУРНОЕ ЗВЕНО ЭТОЙ СИСТЕМЫ. В частности, государство:

1) объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности;

2) выражает общие интересы общества, является официальным представителем общества в целом;

3) определяет основные направления развития и функционирования общества;

4) вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории;

5) обладает государственным суверенитетом

6) является носителем политической власти и распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;

7) располагает специальным аппаратом управления и принуждения;

8) располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан, юридических лиц и др. в целях подчинения их своим предписаниям. Это и меры убеждения, и принуждения, и договорные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля и надзора и др.
61. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки формирования правового государства.

Развитие идей правового государства

  1. Античность представляет собой системоцентризм. Основной акцент на государство, государственное устройство, на человека как часть этого государства участвуя в гос.управлении человек реализуют свое природное предназначении и оправдывает свое существовании (Человек – это животное политическое. Аристотель). Ни о каком формальном равенстве речи не шло, было различное отношение к частной собственности (Платон был противником). В античности впервые появилась идея естественных прав человека источник естественных прав- природа, разум).

  2. Средневековье. Христианство приносит новый источник естественных прав – Бог. В христианстве человек является венцом творения Бога, природа переходит в подчиненное положение по отношению к человеку. Фома Аквинский говорил о том, что правитель должен быть добродетелем; также теолог делит все законы на 2 группы: вечный закон, божественный закон, естественный закон (вытекает из вечного и божественного), позитивный закон (не должен противоречить вышестоящим); один из первых, кто обосновывает право народа на восстание, но с согласия церкви. Марсилий Падуанский – одна из первых попыток сформировать теорию разделения властей, выделял законодательную и исполнительную власть; провозглашает идею народного суверенитета (народ - избранная часть населения, которая думает о общественном благе).

  3. Представители естественно-правовой теории – Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро и др. В эту пору уходим на личностные концепции формирования государства. Рационалистическая философия Гуго Гроция – он относит к праву справедливость, а к политике – целесообразность и пользу. Джон Локк – разделение властей на исполнительную, законодательную и федеративную (внешнеисполнительная); в своих работах он достаточно близко подходит к концепции - разрешено все, что не запрещено. Ш.Монтескье «О духе законов»: исполнительная, законодательная и судебная власть, он говорит не о разделении властей, а о распределении функций. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.

  4. Немецкая классическая философия. И.Кант право тесно связано с моралью. И правовые, и моральные нормы имеют один источник – категорический императив: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Человек должен рассматриваться исключительно как цель, а не как средство. Государство (правомерное государство или государство правопорядка) – объединение людей, подчиненных правовым законам. Таким образом, И.Кант, по существу, создал именно идеальную модель правового государства. В отличие от него Г.Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как «царство реализованной свободы»; право – наличное бытие свободы.


Но, несмотря на обилие работ о правовом государстве немецких ученых, Германия в течение всего XIXв. оставалась полицейским государством. Автором термина «правовое государство» считается представитель немецкого либерализма К.Велькер, который впервые его употребил в 1813г., но ввел этот термин в научный оборот и дал его юридический анализ его единомышленник Р. фон Моль.

  1. XXв.- Г.Еллинек, Г.Кельзен, Г.Харт, Дж. Роулс и Л.Фуллер, Р.Дворкин, Ф.Хайек и др. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки началась разработка теории правового государства – стали разрабатывать социалистическую модель правового государство. В Конституции РФ 1993г. наше государство провозглашено в качестве правового.


Модели правового государства:

  • Либеральная модель правового государства (естественные права, народ-источник власти, разделение властей и т.д. – то что должно быть в практической деятельности)

Позитивистская модель правового государства (вот это все вышеперечисленное должно быть не просто абстрактными идеалами, а должно быть юридически зафиксировано, гос-во должно создавать законы на основе естественных прав и оно принимает на себя обязательства по обеспечению прав и свобод человека и т.д.)

  • Государство – господства права (Американо-британская модель) Гос-во связано «истинным, настоящим правом», государство должно фиксировать в качестве правом то, что сложилось в реальной жизни.

Государство – правопорядка (Немецкая модель) В государстве все должно быть подчинено праву, а источник права – государство. Государство – персонифицированный правопорядок.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и её взаимоотношение с индивидами как субъектами права осуществляется посредством издания правовых законов.
62. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — это совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.

Сфера гражданского общества – сфера свободная от политики.


СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА включает в себя те общественные институты, которые призваны отстаивать интересы отдельных групп населения, к таковым принято относить:


1. Общественные объединения и правозащитные организации.

2. Политические движения и партии.

3. Независимые СМИ.

4. Семья как основная ячейка общества.

5. Церковь и религиозные объединения.

6. Общественные институты, не подчиненные государству (предпринимательство, собственность и др.)

Структуру гражданского общества можно разделить на системы:

1. Экономическая система – закрепляет отношения собственности, распределения, обмена и потребления отношения производства материальных и нематериальных благ.

2. Политическая – включает в себя государство, право, политические партии, общественные движения, политические отношения и политическое сознание (взгляд на текущую политику).

3. Духовно-культурная – образование, наука, культура, искусство, религия и соответствующие культурно –научные отношения.

4. Социальная – личность, семья, школа, церковь, межличностные отношения, отношения между крупными социальными группами, классами, сословиями.
63. Соотношение гражданского общества и правового государства.

Взаимоотношения правового государства и гражданского общества сложны и разнообразны по своему содержанию. Такие отношения целесообразно рассматривать в трех аспектах:

во-первых, установить, в чем проявляется единство государства и гражданского общества;

во-вторых, определить, какие черты, свойства, особенности определяют их различия;

в-третьих, выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей.

ЕДИНСТВО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА выражается в совпадении их многих целей и задач:

1. И формирование правового государства, и создание гражданского общества преследуют одну общую цель: социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы.

2. Организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.

3. Единство обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и т.д.