ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовая культура проявляется главным образом на трех УРОВНЯХ:

  • Обыденном - ограничивается рамками повседневной жизни людей и, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обязанностей

  • Профессиональном - присущ лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне; отличается высокой степенью знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности

  • Теоретическом - включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность права.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ — это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА — это уровень правосознания, пра­вовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности.

ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:

1. формы, конкретные способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются разнообразные формы правовой работы с населением: правовое обучение, пропаганда права в СМИ, правовоспитательная работа в связи с проведением конституционных мероприятий (референдумы, выборы).

2. методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К ним относятся конкретные и многообразные приемы педагогического, эмоционального воздействия.
56. Законность и правопорядок.

В настоящее время ЗАКОННОСТЬ трактуется в трех аспектах, как:

1) правовой принцип
, ориентирующий всех участников правового общения на четкое соблюдение юридических норм и других предписаний.

2) метод государственного руководства обществом, предполагающий, что государство, его органы и должностные лица выполняют свои функции правовыми средствами и в правовых формах.

3) режим жизни общества, или устойчивый, повсеместный политико-правовой режим, который характеризуется неотъемлемостью, всеобщностью, общеобязательностью требований, предъявляемых не только к соблюдению действующего законодательства, но и в процессе правореализации.

Все три компонента законности: правовой принцип, метод и режим – являются формами выражения законности.

СТРУКТУРА ЗАКОННОСТИ:

  • нормативную основу законности, которая определяется содержанием действующего законодательства;

  • теоретико-мировоззренческую основу законности. Ее составляют правовые взгляды, принципы;

  • средства, приемы, условия осуществления законности;

  • систему эффективной защиты законности, включая систему контроля и надзора за действием законов и систему защиты прав и свобод граждан и их объединений.

ПРАВОПОРЯДОК – это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении и действиях их участников.

ПРАВОПОРЯДОК ПРИНЯТО ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ КАК:

  • объективную необходимость, т. е. любое общество нуждается в упорядочении важнейших сфер жизни, поскольку анархизм, бессистемность, неупорядоченность, неорганизованность наносят ущерб интересам человека и общества;

  • государственно-правовое явление, которое формируется при решающем участии государства и с помощью юридических средств;

  • явление, тесно связанное с правовой идеологией и психологией;

  • охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права;

  • явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях;

  • завершающий этап всех юридических форм и процессов, т. е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права;

В СТРУКТУРУ ПРАВОПОРЯДКА выделяют три элемента:

  1. правовую структуру общества, включающую в себя государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан и др.;

  2. правовые отношения и связи;

  3. атрибутивные элементы правопорядка. К ним относятся методы регулирования отношений и поведения людей.


Три группы ФУНКЦИЙ ПРАВОПОРЯДКА.

  • Первую группу образуют функции, характеризующие взаимодействие с внешней средой.

  • Вторую группу образуют функции упорядочения внутренних связей и отношений.

  • Третью функцию составляют сохранение и совершенствование правопорядка.

ВИДЫ ПРАВОПОРЯДКА:

  1. По территориальному признаку: внутригосударственный (общегосударственный - государства в целом, локальный - часть территории), региональный и международный

  2. По отраслям права: административный, конституционный, экологический и т.д.

  3. По степени закрепления: формализованный и неформализованный

  4. По сложности: элементарный, комплексный и упрощенный

Соотношение законности и правопорядка:

Правопорядок есть результат действия законности, выражающий степень осуществления ее требований.
57. Правовой статус личности: структура и виды.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ – это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

В СТРУКТУРУ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ входят следующие элементы:

  • основные права и обязанности;

  • законные интересы;

  • правосубъектность;

  • гражданство;

  • юридическая ответственность;

  • правовые принципы;

  • правовые нормы, устанавливающие статус.

ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ:

  • общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан

  • специальный статус фиксирует особенности положения опре­деленных категорий граждан (студентов, пенсионеров, военнослужащих, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций

  • индивидуаль­ный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и пред­ставляет собой совокупность персонифицированных прав и обязан­ностей личности

Таким образом, рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.


Права и свободы человека. В чем различие?

Права

Ты можешь требовать у государства их обеспечения. (Ты можешь прийти и сказать, что государство обязано тебя трудоустроить – на примере права на труд)

Свободы

Ты можешь требовать у государства только не мешать тебе реализовывать эту свободу. (Государство не может заставить тебя трудиться, но и не обязано тебя трудоустроить – на примере свободы труда)
58. Законные интересы личности.

ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС — социальное благо, не противоречащее действующему законодательству и обусловленное допускаемой государством юридической возможностью удовлетворять с помощью этого блага свои потребности. Законные интересы — это дополнительное юридическое средство обеспечения потребностей личности, общностей людей, юридических лиц.

СТРУКТУРА ЗАКОННОГО ИНТЕРЕСА включает в себя два основных эле­мента:

  1. стремление субъекта пользоваться конкретным социальным благом;

2. обращаться в некоторых случаях за защитой к компетентным органам.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ:

- по субъектам:

  • законные ин­тересы граждан (за­конные интересы потребителей, членов семьи и т.п.)

  • государственных организаций

  • общественных организаций

  • муниципальных организаций

  • коммерческих и иных организаций.

- в зависимости от отраслевой распространен­ности:

  • материально-правовымиконституционными (за­интересованность в здоровом подрастающем поколении, в улучше­нии системы здравоохранения, в повышении благосостояния общест­ва и др.), гражданскими (заинтересованность автора в высоком гоно­раре за опубликованную книгу и пр.) и т.д.,

  • процессуально-право­вымиуголовно-процессуальными (например, если подсудимого принуждают к даче показаний, последний обращается за защитой за­конного интереса, а не права давать показания), гражданско-процессуальными (интерес истца в назначении судом повторной эксперти­зы, интерес больного свидетеля в том, чтобы он был допрошен судом в месте его пребывания).

- в зависимости от уровня законных интересов:

  • общие (интерес участника процесса в принятии законного и обоснованного решения по делу)

  • частные (интерес гражданина в установлении конкретных фактов, доказывающих его невиновность в совершении правонарушения).


- по характеру:

  • имуществен­ные (интерес в наиболее полном и качественном удовлетворении по­требностей в сфере бытового обслуживания)

  • неимущественные (ин­терес обвиняемого в предоставлении ему свидания с родственни­ками).


59. Политическая система: структура, функции.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляется политическая власть и управление обществом.

Политическая система имеет три основные подсистемы:

а) институциональная подсистема (организационная) - включает в себя всю совокупность политических институтов, как формализованных, так и не формализованных.

К формализованным институтам относятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно – политические объединения и организации, группы давления и др.

К неформализованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов.

б) регулятивная (нормативная) – эту подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают пределы их компетенции, способы взаимодействия и зоны ответственности. В современном обществе основу данной подсистемы составляют нормы конституционного права.

в) функционально-коммуникативная - представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культуры, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствами информации и др.

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. Политическая система имеет многофункциональную структуру, которая включает компоненты:

  • институциональный, состоящий из разных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения);

  • функциональный (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь);

  • регулятивный (Конституция, законы, политические принципы);

  • коммуникативный – совокупность отношений между субъектами политической системы по поводу власти;

  • идеологический (политическое сознание, политическая и правовая культура).