ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правовая культура проявляется главным образом на трех УРОВНЯХ:
-
Обыденном - ограничивается рамками повседневной жизни людей и, активно используется людьми в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обязанностей -
Профессиональном - присущ лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне; отличается высокой степенью знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности -
Теоретическом - включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность права.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ — это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА — это уровень правосознания, правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности.
ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:
1. формы, конкретные способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются разнообразные формы правовой работы с населением: правовое обучение, пропаганда права в СМИ, правовоспитательная работа в связи с проведением конституционных мероприятий (референдумы, выборы).
2. методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К ним относятся конкретные и многообразные приемы педагогического, эмоционального воздействия.
56. Законность и правопорядок.
В настоящее время ЗАКОННОСТЬ трактуется в трех аспектах, как:
1) правовой принцип
, ориентирующий всех участников правового общения на четкое соблюдение юридических норм и других предписаний.
2) метод государственного руководства обществом, предполагающий, что государство, его органы и должностные лица выполняют свои функции правовыми средствами и в правовых формах.
3) режим жизни общества, или устойчивый, повсеместный политико-правовой режим, который характеризуется неотъемлемостью, всеобщностью, общеобязательностью требований, предъявляемых не только к соблюдению действующего законодательства, но и в процессе правореализации.
Все три компонента законности: правовой принцип, метод и режим – являются формами выражения законности.
СТРУКТУРА ЗАКОННОСТИ:
-
нормативную основу законности, которая определяется содержанием действующего законодательства; -
теоретико-мировоззренческую основу законности. Ее составляют правовые взгляды, принципы; -
средства, приемы, условия осуществления законности; -
систему эффективной защиты законности, включая систему контроля и надзора за действием законов и систему защиты прав и свобод граждан и их объединений.
ПРАВОПОРЯДОК – это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении и действиях их участников.
ПРАВОПОРЯДОК ПРИНЯТО ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ КАК:
-
объективную необходимость, т. е. любое общество нуждается в упорядочении важнейших сфер жизни, поскольку анархизм, бессистемность, неупорядоченность, неорганизованность наносят ущерб интересам человека и общества; -
государственно-правовое явление, которое формируется при решающем участии государства и с помощью юридических средств; -
явление, тесно связанное с правовой идеологией и психологией; -
охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права; -
явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях; -
завершающий этап всех юридических форм и процессов, т. е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права;
В СТРУКТУРУ ПРАВОПОРЯДКА выделяют три элемента:
-
правовую структуру общества, включающую в себя государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан и др.; -
правовые отношения и связи; -
атрибутивные элементы правопорядка. К ним относятся методы регулирования отношений и поведения людей.
Три группы ФУНКЦИЙ ПРАВОПОРЯДКА.
-
Первую группу образуют функции, характеризующие взаимодействие с внешней средой. -
Вторую группу образуют функции упорядочения внутренних связей и отношений. -
Третью функцию составляют сохранение и совершенствование правопорядка.
ВИДЫ ПРАВОПОРЯДКА:
-
По территориальному признаку: внутригосударственный (общегосударственный - государства в целом, локальный - часть территории), региональный и международный -
По отраслям права: административный, конституционный, экологический и т.д. -
По степени закрепления: формализованный и неформализованный -
По сложности: элементарный, комплексный и упрощенный
Соотношение законности и правопорядка:
Правопорядок есть результат действия законности, выражающий степень осуществления ее требований.
57. Правовой статус личности: структура и виды.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ – это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
В СТРУКТУРУ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ входят следующие элементы:
-
основные права и обязанности; -
законные интересы; -
правосубъектность; -
гражданство; -
юридическая ответственность; -
правовые принципы; -
правовые нормы, устанавливающие статус.
ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ:
-
общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан -
специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, пенсионеров, военнослужащих, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций -
индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности
Таким образом, рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.
Права и свободы человека. В чем различие?
Права
Ты можешь требовать у государства их обеспечения. (Ты можешь прийти и сказать, что государство обязано тебя трудоустроить – на примере права на труд)
Свободы
Ты можешь требовать у государства только не мешать тебе реализовывать эту свободу. (Государство не может заставить тебя трудиться, но и не обязано тебя трудоустроить – на примере свободы труда)
58. Законные интересы личности.
ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС — социальное благо, не противоречащее действующему законодательству и обусловленное допускаемой государством юридической возможностью удовлетворять с помощью этого блага свои потребности. Законные интересы — это дополнительное юридическое средство обеспечения потребностей личности, общностей людей, юридических лиц.
СТРУКТУРА ЗАКОННОГО ИНТЕРЕСА включает в себя два основных элемента:
-
стремление субъекта пользоваться конкретным социальным благом;
2. обращаться в некоторых случаях за защитой к компетентным органам.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ:
- по субъектам:
-
законные интересы граждан (законные интересы потребителей, членов семьи и т.п.) -
государственных организаций -
общественных организаций -
муниципальных организаций -
коммерческих и иных организаций.
- в зависимости от отраслевой распространенности:
-
материально-правовыми — конституционными (заинтересованность в здоровом подрастающем поколении, в улучшении системы здравоохранения, в повышении благосостояния общества и др.), гражданскими (заинтересованность автора в высоком гонораре за опубликованную книгу и пр.) и т.д., -
процессуально-правовыми — уголовно-процессуальными (например, если подсудимого принуждают к даче показаний, последний обращается за защитой законного интереса, а не права давать показания), гражданско-процессуальными (интерес истца в назначении судом повторной экспертизы, интерес больного свидетеля в том, чтобы он был допрошен судом в месте его пребывания).
- в зависимости от уровня законных интересов:
-
общие (интерес участника процесса в принятии законного и обоснованного решения по делу) -
частные (интерес гражданина в установлении конкретных фактов, доказывающих его невиновность в совершении правонарушения).
- по характеру:
-
имущественные (интерес в наиболее полном и качественном удовлетворении потребностей в сфере бытового обслуживания) -
неимущественные (интерес обвиняемого в предоставлении ему свидания с родственниками).
59. Политическая система: структура, функции.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляется политическая власть и управление обществом.
Политическая система имеет три основные подсистемы:
а) институциональная подсистема (организационная) - включает в себя всю совокупность политических институтов, как формализованных, так и не формализованных.
К формализованным институтам относятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно – политические объединения и организации, группы давления и др.
К неформализованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов.
б) регулятивная (нормативная) – эту подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают пределы их компетенции, способы взаимодействия и зоны ответственности. В современном обществе основу данной подсистемы составляют нормы конституционного права.
в) функционально-коммуникативная - представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культуры, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствами информации и др.
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. Политическая система имеет многофункциональную структуру, которая включает компоненты:
-
институциональный, состоящий из разных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения); -
функциональный (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь); -
регулятивный (Конституция, законы, политические принципы); -
коммуникативный – совокупность отношений между субъектами политической системы по поводу власти; -
идеологический (политическое сознание, политическая и правовая культура).