Файл: Программа по учебному предмету Русская литература призвана открыть перед учащимися новые возможности самовыражения. Она отвечает задачам современного школьного интегрированного образования учить учиться, учить думать, учить действовать, учить жить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство предполагает существенные изменения в системе школьного образования. Возникла острая необходимость в обновлении и совершенствовании учебно-методического обеспечения дисциплин, изучаемых в школе. Новые требования, предъявляемые к процессу обучения, заставляют научных работников и школьных учителей активно включиться в процесс решения актуальных проблем методики преподавания литературы, главной из которых является обновление содержания литературного образования.
Учебный предмет «Русская литература» занимает важное место в системе образования Казахстана наряду с другими дисциплинами общественно-гуманитарного цикла, которые раскрывают проблему человека и его места в мире. Художественная литература является способом познания жизни, художественной моделью мира, выраженной в образах и эмоционально воздействующей на человека. Отобранные для изучения произведения дают возможность приобщить учащихся к богатству русской, казахской и мировой классики, привлечь внимание к волнующим их нравственным проблемам, расширить и углубить жизненные впечатления, формировать нравственные принципы школьников. Задача уроков литературы состоит в развитии долговременных духовных потребностей, которые столь же важны для выживания, как и удовлетворение материальных запросов или правильная ориентация в материальном мире (экономическая, политическая и т.д.). Приобретенный духовный опыт способствует в итоге воспитанию гражданских и патриотических чувств личности, что является необходимым условием развития современного общества. Литература как учебный предмет содействует интеллектуально-нравственному и мировоззренческому развитию личности, формирует гуманистическое сознание, способность понимать себя и других.
В современных условиях главной задачей образования является не столько получение обучающимися определенной суммы знаний, сколько формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Программа по учебному предмету «Русская литература» призвана открыть перед учащимися новые возможности самовыражения. Она отвечает задачам современного школьного интегрированного образования – учить учиться, учить думать, учить действовать, учить жить.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебники-хрестоматии «Русская литература» для 5 – 7 классов общеобразовательных школ, подготовленные в рамках типовой учебной программы по обновленному содержанию, реализуют основную цель литературного образования – способствовать формированию духовных ценностей человека через восприятие и анализ художественных произведений, воспитывать компетентного читателя, способного на основе личностного выбора использовать знания, умения и навыки для познания мира и самого себя.
В программе по учебному предмету «Русская литература» обозначены следующие задачи: формирование знаний, умений и навыков, способствующих успешной социальной адаптации, на основе русской, казахской и мировой литературы и культуры; создание условий для усвоения литературоведческих понятий, позволяющих учащимся понимать авторский замысел произведений художественной литературы; формирование навыков критического мышления на основе анализа произведений; развитие коммуникативных навыков на основе глубокого понимания и анализа художественных произведений различных жанров [1].
В основе методики, которая предлагается учителю в учебно-методическом комплексе «Русская литература» для 5 – 7 классов, лежат деятельностный и компетентностный подходы, дифференциация и персонализация образовательного процесса, метод проектов (коллективных творческих работ), а также современные информационные технологии в литературном образовании.
Авторы учебника ставят своей задачей формирование таких компетенций, как ценностно-ориентированная, читательская, речевая, аналитическая, коммуникативная, культурологическая.
Содержание и структура учебников-хрестоматий «Русская литература» для среднего звена соответствуют «Типовой учебной программе для 5 – 9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию».
Базовое содержание учебной программы организовано по трем основным разделам обучения: понимание и ответы по тексту, анализ и интерпретация текста, оценка и сравнительный анализ. С учетом этих ведущих направлений в учебнике-хрестоматии выделяются основные рубрики (разделы). Например, в 6 классе эти рубрики называются следующим образом: «Размышления о прочитанном», «Опыт исследования», «Творчество читателя», «Обобщаем, сравниваем, оцениваем». Подчеркнем, что каждая изучаемая тема включает в себя перечисленные рубрики.


Данная структура отвечает уровням мыслительных умений по таксономии Б.Блума:
знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка (от простого к сложному).
Обратимся к конкретным примерам. Раздел учебной программы «Понимание и ответы по тексту» предполагает понимание терминов и художественного произведения, чтение наизусть и цитирование, составление плана, пересказ, ответы на вопросы. Все эти задачи реализуются в первой рубрике учебника-хрестоматии «Размышления о прочитанном». Вопросы и задания этой рубрики помогают выявить первоначальное восприятие текста, достичь понимания художественного произведения.
Следующий раздел учебной программы «Анализ и интерпретация текста» предполагает обращение к жанру, композиции, теме и идее произведения, анализу эпизодов, характеристике героев, художественно-изобразительным средствам, выявлению авторской позиции. Все перечисленные задачи реализуются в рубрике учебника-хрестоматии «Опыт исследования». Задания данного раздела – это следующий этап постижения литературного произведения, этап анализа и интерпретации текста.
В учебной программе выделяется подраздел «Творческое письмо». Составители учебника посчитали целесообразным выделить для этой важной цели специальную рубрику при изучении каждой темы – «Творчество читателя». Изучение литературного произведения должно быть неразрывно связано с литературным творчеством самих школьников.
Наконец, третий раздел учебной программы «Оценка и сравнительный анализ» включает в себя оценивание художественного произведения, сравнение литературного произведения с произведениями других видов искусства, сопоставление произведений литературы, оценивание высказываний. Соответственно этим направлениям выстраиваются задания последней рубрики учебника «Обобщаем, сравниваем, оцениваем». К этому разделу ученики и учащиеся обратятся на заключительном этапе изучения каждого произведения, когда делаются выводы и обобщения, проводятся литературные параллели, выносятся итоговые оценки.
Таким образом, авторы учебников-хрестоматий стремились к реализации теории Б.Блума в практике преподавания русской литературы. Учителю становится понятна логика движения, которая идет от первоначальных впечатлений, знаний и понимания к применению этих знаний при анализе, а далее – к синтезу и оценкам. В итоге ученики могут целостно, то есть на всех уровнях проанализировать произведение, чтобы прийти к сути, осмыслению целого.

Учебники нацелены на формирование навыков критического мышления учащихся. Уроки литературы призваны помочь ученику найти себя в современной жизни, определить свое отношение к самому себе, к другим людям, к окружающему миру. Вопросы и задания учебников постоянно побуждают обучающегося на размышление о том, что он хочет узнать, что узнал на уроке нового, где и как эти знания пригодятся ему в жизни. Отношение к окружающему миру сквозь призму собственного восприятия и понимания способствует развитию рефлексии, самопознания. Литературное образование вооружает личность коммуникативными умениями и навыками, которые лежат в основе любой деятельности. Те знания, умения и навыки, которые формируются на уроках литературы, во многом определяют личностные ориентации каждого из наших учеников.
Авторы стремились к воспитанию читателя, формированию у учащихся читательской самостоятельности, то есть наличия активных читательских потребностей и интересов, внутренних побуждений, высокого уровня литературной подготовки, поскольку чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации.
Составители учебников также ставили своей задачей реализацию личностноориентированного подхода к обучению, создание условий для проявления и развития личностных функций ученика. Анализируя на уроках литературы психологические ситуации, постигая переживания героя, юный читатель учится понимать окружающих людей, разбираться в самом себе. Литература вовлекает читателя в жизненные ситуации и во взаимоотношения людей, предоставляя ему самому разобраться в своих чувствах. В борении чувств и мыслей и выбирается установка на определенный тип человеческих отношений, происходит обогащение духовным опытом человечества, сконцентрированным в литературе. Авторы стремились к развитию у школьника механизмов самореализации, саморазвития, необходимых для формирования самобытной личности, способной к продуктивному взаимодействию с людьми, природой, культурой.
Литература, как никакой другой предмет, помогает учащимся в самопознании. В учебниках введены специальные небольшие рубрики «Загляни в себя», «Выскажи свою позицию». Вопросы и задания этой рубрики обращены к личному опыту школьника, побуждают «заглянуть в себя», дать свою оценку литературной или жизненной ситуации.
В программе и учебниках определен круг знаний по теории литературы. Так, в 6 классе вводятся понятия: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз, эпос, лирика, драма как роды литературы.

Почти в каждой теме учебников-хрестоматий есть особый подраздел – «Ключ к пониманию литературы», помеченный особым значком. В небольших статьях этого раздела объясняются теоретические понятия, без понимания которых постижение литературного произведения будет односторонним и неполным. Статьи, направленные на расширение, а затем и углубление теоретико-литературных представлений школьников, сопровождаются примерами из уже известных ученикам произведений и заданиями, которые помогают проверить, насколько дети разобрались в теоретическом материале. В дальнейшем изучение произведений последовательно сопровождается заданиями, развивающими умения применять полученные теоретические знания на практике.
Таким образом, к сложным теоретическим темам авторы учебника возвращаются неоднократно, на материале разных литературных произведений, тем самым на практике закрепляя и углубляя знания учащихся и, самое главное, обучая их применять эти знания при анализе произведений.
Теоретико-литературные статьи написаны лаконично, доступным для учащихся данного возраста языком. В конце каждого учебника-хрестоматии помещен краткий словарь литературоведческих терминов.
Значительное внимание в учебниках уделяется вопросам художественной формы литературного произведения в единстве с содержанием. Авторы видят свою задачу в том, чтобы воспитать у юных читателей интерес и внимание к художественному слову. Постоянные наблюдения над языком литературного произведения, предлагаемые учебником, делают восприятие прочитанного более полным, глубоким и многогранным.
В учебниках-хрестоматиях реализуется региональный компонент. Продуманы задания, которые нацеливают учащихся видеть связи русской и казахской литератур. Так, персонаж пьесы-сказки Островского «Снегурочка» Мороз сопоставляется с героем Абая из стихотворения «Зима». Размышляя о нравственных ценностях, ученики сравнивают стихотворения В.Высоцкого и М.Шаханова на тему дружбы.
Вступительные статьи, предшествующие произведениям, создают у учащихся установку на чтение и анализ художественного произведения. В начале каждого из четырех разделов всех учебников помещены небольшие тексты, помогающие организовать восприятие учебной темы. Эти статьи переключают внимание обучающегося с одной темы на другую, стимулируют его интерес, раскрывают специфику данной темы (например, «Что такое нравственный выбор?», «Древним сказаньям внимая…» и др.). Помимо установочных текстов, в учебник включены небольшие статьи о писателях, готовящие школьников к восприятию и осмыслению изучаемого произведения. Составители учебника убеждены, что у школьников 12 – 14 лет уже нужно формировать представление о писателе как авторе, творце литературного произведения. Содержание статей не сводится к подробному изложению биографии писателя, поскольку это и не нужно делать в среднем звене, а преследует цель раскрыть неповторимость личности писателя, познакомить учащихся с наиболее яркими, запоминающимися фактами из его жизни, вызвать у них желание познакомиться с художественным произведением.