Файл: Программа по учебному предмету Русская литература призвана открыть перед учащимися новые возможности самовыражения. Она отвечает задачам современного школьного интегрированного образования учить учиться, учить думать, учить действовать, учить жить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенно важно при изучении литературных произведений уделять внимание автору, особенностям художественного слова, стилю писателя. Обращение к новым методикам не исключает подходы и принципы традиционной методики. Например, Г.А.Гуковский в книге «Изучение литературного произведения в школе» обозначил этапы постижения художественного произведения, и первый назвал «наивным реализмом». «Наивнореалистическое восприятие литературы хорошо как первичный элемент юного восприятия, но нетерпимо как единственный элемент его. Ученики должны видеть в книге не только людей и события, но и отношение к ним автора» [2, 32]. Последней ступенью в постижении художественного произведения должна стать выработка собственного отношения к авторской позиции. Необходимо, чтобы школьники различали мир художественных произведений и реальный мир, учились соотносить свое понимание произведения с авторской позицией.
В учебниках реализуется принцип наглядности. Во-первых, все теоретические статьи иллюстрируются примерами из текстов. Во-вторых, в учебниках-хрестоматиях помещены портреты писателей, фотографии культурных объектов и памятников. В-третьих, репродукции полотен известных художников не только расширяют культурные представления школьников, но и помогают понять специфику языков разных видов искусства. Наконец, в учебниках немало иллюстраций к изучаемым произведениям, которые сопровождаются вопросами и заданиями.
Учебники-хрестоматии направлены на культурное развитие школьников. В них прочерчиваются самые разные культурные связи: между изучаемыми произведениями, написанными на одну тему, но созданными в разные времена и в разных странах; между историческими событиями и литературными произведениями; между звучанием одной темы в разных видах искусства.
Авторы учебников стремятся познакомить учащихся со знаменитыми культурными объектами, связанными с именами великих писателей и поэтов. Рубрика «Литературные места России» предлагает интересный материал о Ясной Поляне Л.Толстого, Тарханах М.Лермонтова, дворянской усадьбе Спасское-Лутовиново И.Тургенева, имении Щелыково
А.Островского.
Особое внимание уделяется связи литературы с другими видами искусства: живописью, музыкой, киноискусством, театром. В учебниках сформулированы задания и вопросы к музыкальным произведениям, к художественным или анимационным кинофильмам, которые рекомендуется прослушать или посмотреть ученикам.

В частности, предлагается сравнить повесть «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя с ее экранизацией («Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством» режиссера А.Роу), размышляя над тем, насколько точно передали создатели фильма авторский замысел. В ходе изучения рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» составляется киносценарий на тему «Побег Жилина из плена», что позволяет учащимся проникнуть в тайны кинематографа.
Работа с репродукциями картин И.Левитана «Золотая осень», «Цветущие яблони»,
Ф.Васильева «Летний жаркий день», И.Шишкина «Зимой в лесу», К.Юона «Русская зима», И.Грабаря «Мартовский снег» приобщает детей к искусству живописи на уроках по изучению лирики.
Прослушивание музыкальных фрагментов на уроках («Декабрь. Святки» из цикла «Времена года» П.Чайковского, песни Леля из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова и др.) помогает создать особую эмоциональную атмосферу на уроках, понять героев литературных произведений, развивает творческое воображение учащихся.
Цель всей этой работы – показать диалог литературы с другими видами искусства.
Методический аппарат учебников-хрестоматий ориентирован на развитие творческих способностей учащихся. Уже подчеркивалось, что при изучении каждой темы обязательной рубрикой в учебнике является раздел «Творчество читателя». Школьникам предлагается создание различных видов и жанров творческих работ: эссе, отзыв, сочинение, миф, рассказ, сравнительная характеристика, письмо герою произведения, предполагаемое интервью с писателем или литературным героем, создание сценария кинофильма, репортаж в газету, составление «линии эмоций» персонажа и т.д.
Большое внимание авторы учебников обращают на развитие творческого воображения учащихся. В основе многих заданий лежит стремление разбудить и активизировать фантазию детей, их эмоциональное восприятие, самостоятельность мысли. Уроки литературы не должны сводиться к чтению и пересказу прочитанного, важно развивать образное и логическое мышление учащихся, побуждать их думать над прочитанным, осознавать мотивы поступков героев, постигать в доступной мере мысли автора.
В учебниках и методических руководствах для учителя учтен принцип дифференцированного подхода в обучении. Вопросы и задания по сложности и характеру можно разделить на репродуктивные, обобщающие, поуровневые, аналитические, поисковые, творческие и т.д. Учебники дают отличную возможность для работы с детьми разного типа и уровня мышления, литературного развития. Курс литературы призван стимулировать обучающегося, способствуя росту его личности. Разноуровневые задания позволяют ученикам погружаться в учебный материал в индивидуальном темпе, используя при этом удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся позитивные эмоции и формирует положительные учебные мотивы. Рекомендуются разнообразные формы проведения коллективной работы с обсуждением проблемных вопросов, задания на самостоятельный поиск путей решения поставленной проблемной ситуации. Учитель и ученики найдут в учебниках много индивидуальных заданий, а также задания для работы в парах и группах разного состава. Различные типы групповых работ выделены особым значком. Задания повышенной сложности тоже помечены специальным значком.


Следует обратить особое внимание, что при изучении той или иной темы у учителя всегда есть право выбора заданий с учетом литературных способностей отдельных учеников и общего литературного развития конкретного класса. Составители учебников рассчитывали на дифференциацию, предлагая задания различных типов сложности.
С учетом возраста учащихся предлагаются виды игровой деятельности: игра в ассоциации, ролевая игра, «Волшебный сундук», «Реставратор», «Верно-неверно», «Собери текст» и др.
Учебники ориентированы на интерактивную технологию в обучении, когда учитель из монополиста знаний превращается в организатора получения информации и ее применения в решении разного рода проблем, а школьник из пассивного потребителя знаний – в активного участника процесса собственного обучения. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с одноклассниками.
Например, к интерактивным методам и приемам, рекомендованным авторами учебников, можно отнести дебаты, дискуссионные карты, «Шесть шляп», «Фишбоун» и др. Подобные методы позволяют взглянуть на любые литературные явления с нескольких сторон, взвешивать все «за» и «против», самостоятельно находить оптимальные решения.
Надо отметить, что в учебниках дано много заданий, направленных на развитие коммуникативных способностей учащихся. В частности, это коллективное составление коллажей и постеров, «письмо по кругу», «авторский стул». Постоянно используется рубрика «Элементы театра», где ученикам предлагаются инсценировки произведений, вхождение в роль того или иного героя, создание мизансцены и пр. При изучении каждой темы практикуется работа в парах и группах.
В учебниках и методических руководствах к ним рекомендованы такие приемы технологии развития критического мышления, как кластер, синквейн, диаграмма Венна, маркировочная таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал), структурно-логические схемы, «Дерево предсказаний», конструирование «толстых» и «тонких» вопросов, дневники двойной записи «До и после», «Бортовой журнал», приемы РАФТ и ПОПС-формула, «Корзина идей», «Дискуссионная карта», «Двухчастный дневник», «Ромашка Блума», стратегия «Инсерт» (Чтение с пометками»), «Кубик Блума» и др.

Ключевую роль в решении современных задач образования играет владение человеком информационно-коммуникационными технологиями (поиск, обработка и извлечение информации, создание презентаций, сайтов, блогов, аудио- и видеоматериала, обмен информацией и др.).
Авторы учебников активно внедряют в процесс обучения современные информационно-коммуникационные технологии, которые активизируют мотивацию учащихся в получении образования: создание слайд-презентаций по литературному произведению, виртуальные экскурсии по литературным местам при помощи мультимедийных ресурсов, создание виртуального литературного музея или экспозиции, создание галереи иллюстраций к произведению, буктрейлера, гипертекста.
Серьезное внимание в учебниках уделяется проектной технологии. Художественные проекты становятся мотивом и целью изучения произведения. Проектная деятельность укладывается в парадигму личностно ориентированного обучения, так как при работе над проектом каждый ученик выбирает дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Участие в проекте подталкивает школьника к самостоятельному поиску информации, к чтению как художественной, так и научно-популярной, публицистической литературы, дает возможность ученикам на практике применить знания, полученные на уроках, воспитывает исследовательскую культуру, развивает навыки эстетического оформления и презентации результатов своего труда.
В процессе изучения литературы предлагается использовать индивидуальные и групповые проекты (по количеству участвующих), однопредметные и межпредметные (по исследуемому материалу), краткосрочные и среднесрочные (по продолжительности выполняемой работы).
В учебниках-хрестоматиях разработаны задания для проектов разных типов, отличающихся по форме и содержанию. Даны подробные рекомендации к выполнению художественных проектов «Заседание театрального художественного совета» по комедии Фонвизина «Недоросль», «Создание поэтического календаря» при изучении лирики природы, подготовка виртуальной экскурсии «Лев Толстой и Ясная Поляна».
Учебники направлены на формирование оценочной самостоятельности школьников, т.е. умений оценивать результаты своей учебной деятельности и работы одноклассников. Для достижения этой цели в учебниках используются различные формы самооценивания и взаимооценивания. Обучающийся должен знать требования к оценке работ разного вида. Они даются в специальных таблицах «Светофор» и «Оценочные смайлики». По предложенным критериям учащиеся могут оценить выразительное чтение наизусть своих одноклассников, коллективную работу в группе, умение пересказывать, давать характеристику герою произведения, писать творческие работы и т.д. Также ученик имеет возможность обратиться к таким формам самооценивания и взаимооценивания, как «Лист честных мнений», «Три момента и действие», «Паутинка», «Пять открытий уроков», «Трактат», «ХИМС», «Две звезды и желание», «Лестница успеха» и др.

В методических пособиях к учебникам учитель найдет методические указания к темам, а также планы проведения каждого урока. При составлении поурочных планов авторы опирались на базовую модель уроков по технологии развития критического мышления. Учтены ее основные этапы: стадия вызова (актуализации, побуждения), стадия осмысления (восприятия нового), стадия рефлексии (самооценки учащегося).
Все уроки построены с учетом целевых установок типовой учебной программы. Разделы программы состоят из подразделов, которые содержат в себе цели обучения в виде ожидаемых результатов: навыка или умения, знания или понимания. Данные рекомендации учитывались авторами при разработке каждого урока.
Среди методических приемов авторы особенно выделяют прием «медленного чтения», при котором читатель, погружаясь в текст, раскрывает многие незаметные на первый взгляд художественные детали произведения, особенности языка писателя.
В методических пособиях даны разработки таких нестандартных уроков, как урокмастерская, урок-презентация, урок-практикум, урок-театральное представление, урок «чтение с остановками», урок с элементами литературного суда, урок по составлению киносценария, урок-путешествие, урок-литературная композиция, урок-устный журнал и др.

ВЫВОДЫ
В заключение хочется сказать, что учебники-хрестоматии «Русская литература» для 5 – 7 классов ориентированы на диалог, сотворчество учителя и учеников в постижении литературы. С учетом современных требований школьного образования в них проложены маршруты для чтения и понимания художественной литературы. Авторы надеются, что учебник будет подвигать к размышлению и творчеству не только учеников, но и учителясловесника, который привнесет в предложенный учебный и методический материал свой опыт, свою неповторимую индивидуальность.
Создать идеальный учебник литературы, который гармонично содержал бы в себе научное и эмоциональное начала, трудно, особенно в условиях реформирования литературного образования. Главное, что опыт создания новых учебников существует, и учителю есть что сравнивать. Последнее слово всегда принадлежит учителю-практику, потому что от него зависит будущее образования, интеллектуальный и нравственный уровень вступающих в жизнь поколений.