Файл: Введение Трудовая деятельность в строительстве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Трудовая деятельность в строительстве…………………………………….4-7

2.Труд и всестороннее развитие личности…………………………………..8-10

3. Роль труда в развитии общества………………………………………….11-14

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемых источников………………………………………….16-17


Введение

Труд является основным, исторически первичным видом человеческой деятельности. Труда является предметом изучения различных общественных наук. Так, с точки зрения экономики труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Экономика изучает труд как один из факторов производства, исследует механизм действия экономических законов в сфере труда, трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, соотношение оплаты труда с его результатами. Психология изучает психику работника, отличительные черты личности работников, формирование трудовых установок и мотивов поведения, психофизиологические особенности различных видов трудовой деятельности.

Трудовая деятельность играет определяющую роль в человеческой жизни, в какой бы форме эта деятельность не совершалась. Именно от нее, прежде всего, зависит существование человека и общества.

Исходя из общего определения деятельности вообще, а именно:
«Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Это форма активности», можно определить, что трудовая деятельность это система определенных взаимоотношений субъекта деятельности с обществом в сфере производственных отношений. Причем эти взаимоотношения активны и жизненно необходимы, как субъекту, так и обществу.

1.Трудовая деятельность в строительстве

Трудовая деятельность людей (процесс материального производства) — это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.

В структуре трудовой деятельностивыделяют:

1) сознательно поставленные цели— производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин, механизмов и многое другое;


2) предметы труда— те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства труда— все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии— приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Параметры трудовой деятельности:

1) производительность труда – количество продукции, произведенной в единицу времени:

2)эффективность труда— соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов — с другой;

3) уровень разделения труда— распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).[5]

О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.

Общие требования к участнику трудовой деятельности:

1) требование профессионализма работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс

2) требование квалификации: квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса;

Трудоемкий характер работ в строительстве вызывает широкое применение коллективных форм организации труда. Здесь большинство работ выполняется не отдельными рабочими, а группами рабочих - звеньями, которые могут объединяться в бригады (специализированные, комплексные и бригады конечной продукции).

Специализированные бригады состоят из рабочих одной профессии, но разной квалификации (например, бригады маляров, штукатуров, столяров и др.).

Комплексные бригады включают в свой состав рабочих разных профессий и разрядов, выполняющих комплекс технологически разнородных, но взаимосвязанных работ.

По формам разделения и кооперирования труда различают три типа комплексных бригад:

- бригады с полным разделением труда, в которых каждый рабочий постоянно выполняет определенный круг операций по своей специальности, а во время технологических и организационных перерывов оказывает помощь другим членам бригады;



- бригады с частичным разделением труда, в которых рабочие помимо операций, соответствующих их квалификации и специальности, постоянно выполняют работы по другим специальностям;

- бригады, в которых достигается полная взаимозаменяемость их членов и каждый рабочий выполняет все операции, входящие в комплекс.

Дальнейшим развитием комплексных бригад являются бригады более широкого профиля, которые называются бригадами конечной продукции. В них осуществляется наиболее рациональная кооперация труда с коллективной оплатой за конечную продукцию.

Как специализированные, так и комплексные бригады бывают «сменными», то есть работающими в одну смену, и «сквозными» («суточными»), члены которых разделены для работы во всех сменах.

Методы формирования строительных бригад и организации их труда все еще являются предметом споров среди специалистов.

Как показывает опыт, специализированные бригады целесообразно создавать для выполнения отделочных, кровельных, санитарно-технических и других специальных работ. [7]

Комплексные бригады в современном строительстве получили наибольшее распространение. Они создаются в условиях комплексной механизации работ для выполнения технологически связанных, одновременно протекающих производственных процессов. В сборном домостроении, например, для выполнения работ по монтажу конструкций, устройству крыши, заделке стыков, герметизации наружных швов, установке металлических ограждений и т. д. создаются комплексные бригады монтажников конструкций. В кирпичном домостроении, соответственно, формируются комплексные бригады каменщиков. Получившие широкое распространение кирпично-монолитные дома возводятся комплексными бригадами бетонщиков с включением в их состав также арматурщиков и каменщиков. Такие бригады выполняют весь комплекс работ по установке опалубки, арматуры, бетонированию конструкций, оформлению стеновых ограждений и т. д. Есть примеры, когда работы по возведению стеновых ограждений выполняют отдельные бригады или звенья каменщиков.

Что касается комплексных бригад конечной строительной продукции, то их организация целесообразна для рассредоточенного строительства, например, сельского, транспортного, при сравнительно небольших объектах и объемах работ, а также в отдаленных, необжитых и труднодоступных районах. В этих условиях создают мобильные комплексные бригады относительно небольшой численности (до 25 человек) с широким совмещением профессий. В необходимых случаях используют вахтовый метод как прогрессивную форму организации труда при мобильном выполнении работ. Создание комплексных бригад конечной продукции возможно также при переходе строительно-монтажных организаций на строительство объектов «под ключ», когда бригада берет на себя все работы по возведению здания и сдаче его заказчику.


Необходимо также отметить другую особенность организации труда рабочих. При индивидуальной организации труда и в односменных бригадах рабочие материально не заинтересованы в подготовке фронта работ смежникам. В сквозных бригадах, особенно в тех, которые выполняют одно задание, этот недостаток полностью устраняется. В результате сокращаются потери рабочего времени, возникающие на стыках смен, увеличивается объем выполненных работ, повышается производительность труда всей бригады. К недостаткам сменных бригад следует также отнести сложность учета сменной выработки по каждой бригаде, увеличение количество бригад, а следовательно, и объема платежной и другой документации. Вместе с тем и в сквозных бригадах, особенно при трехсменной работе, усложняется учет трудового вклада каждой смены, а тем более каждого рабочего, в общие результаты труда. [8]

Таким образом, выбор той или иной формы бригадной организации труда зависит от многих факторов и должен определяться на стадии инженерной подготовки производства интересами повышения производительности труда, улучшения качества работ и роста профессионального уровня рабочих. В комплексных бригадах рабочие, как правило, владеют двумя-тремя специальностями, благодаря чему в необходимых случаях осуществляется полная взаимопомощь и взаимозаменяемость. Например, в звене монтажников конструкций один рабочий может владеть также профессией сварщика, в результате чего звено получает право работать в количестве трех монтажников вместо положенных по норме четырех человек.
2.Труд и всестороннее развитие личности

Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека?

Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека.

Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.


Включение личности в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.

Важной производной этих социально-психологичес-ких факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива, Исследования показали, что большинство старшеклассников - членов бригад готовы отвечать за результаты труда своего звена.

Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.

Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших - обучением и воспитанием.

Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективно. Н в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.

В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки результаты ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде. [6]

Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.