Файл: Протокол 1 от 29 августа 2019 г. Программа разработана и принята на заседании Педагогического Совета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление образования администрации г. Кемерово

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово


Программа рассмотрена

на заседании методического совета

Протокол № 1 от «29» августа 2019 г.

Программа разработана и принята

на заседании Педагогического Совета

протокол № 1 от «31» августа 2019 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУДО

«ЦДТ» Центрального района

__________ И.А. Бессчетнова

«___»______________ 2019г.



Дополнительная общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

«Эмоци-Я»

Возраст учащихся: 7-14 лет

Срок реализации: 1 год


Составители:

Ширканова Елена Николаевна

педагог дополнительного образования

МБОУДО «ЦДТ» Центрального района











Кемерово 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы» (актуальность, объем, содержание, планируемые результаты)

3-18

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

19-24

Методические материалы

25-38

Список литературы, интернет ресурсы

39-40

Глоссарий

41-43




















РАЗДЕЛ I.


КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

    1. Пояснительная записка

«...в научное определение организма должна входить и среда,

влияющая на него, так как без последней

существование организма невозможно».

Утверждение И. М. Сеченова
Дополнительная общеразвивающая программа «Эмоци-Я» имеет естественно - научную направленность.

Экологическое образование и необходимость развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности - два важных составляющих жизненной успешности личности, что в профессиональной психологической литературе стали писать относительно недавно. Мы живем в мире людей, и степень нашей успешности зависит не столько от наших умственных и физических способностей, сколько от того, как их оценивают другие люди. В соответствии с теорией деятельности, экологическим образованием, эмоциональный интеллект и, обычно определяемые как сложный сплав некогнитивных способностей, проявляются и развиваются в условиях социальной активности ребенка. Одним из действенных средств их развития выступает как спонтанно возникающая, так и специально организованная совместная деятельность детей, в наше время становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человечества. Без знания экологических закономерностей и понимания развития эмоционального интеллекта, немыслим переход современного общества к устойчивому развитию, формированию информационно-экологического и эмоционального благополучия общества.

Важный психологический аспект, такой как общение - одна из важных основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению человек не только познает другого человека, но и самого себя и природу.Становится общепризнанным, что в новой модели образования, знания об окружающей среде, о взаимоотношениях общества и природы будут пронизывать всю систему образования.

Формирование прочных знаний и навыков экологически целесообразного поведения и принципов отношения к окружающей среде у подрастающего поколения осуществляется путем вовлечения учащихся в реальную исследовательскую деятельность по изучению, мониторингу и охране окружающей среды.



Актуальность программы определяется возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации; приобретением особой значимости экологического образования в общей системе образования.

Учитывая значимость в современном обществе экологического воспитания, которое тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и т.д. В настоящее время сформировалась система непрерывного экологического воспитания, начиная с дошкольного возраста, поэтому понятие «экологическое образование» необходимо рассматривать в широком педагогическом смысле по отношению ко всей системе экологического воспитания и в предметно-педагогическом смысле, по отношению к отдельным ее составляющим, в том числе и к экологическому образованию школьников.

Новизна программысостоит в том, что экологическое образование имеет межпредметный характер: главную роль здесь играют естественнонаучные дисциплины: физика, биология, химия, география и психология. При синтезе этих областей знаний возникают огромные возможности для формирования экологического сознания детей.

Экологическое воспитание школьников направлено на «становление экологической культуры личности, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие».

Практическая значимость – программа имеет большое практическое значение с точки зрения формирования у детей коммуникативных навыков, развития эмоционально-волевой сферы, формирования познавательных процессов, благодаря чему ребенок будет более осознанно следовать правилам бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится.

Социальная значимость программы определена возможностью обучения детей разных возрастных категорий и разного социального статуса, в сотрудничестве с семьей, школой и социальными партнерами.

Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду учебно-методических и программно-методических и регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

-Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г.№729-р «План мероприятий на 2015-2020 по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);


-Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г.№273 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Министерства образования и науки Российского Федерации от 29 августа 2013г №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

-Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г.№1726-р;

-Федеральный Закон Российской Федерации от 01.12.2007г.№309-ФЗ

«Федеральные государственные образовательные стандарты»;

-Устав МБОУДО «Центр детского творчества» Центрального района города Кемерово;

-План работы Государственного учреждения дополнительного образования;

- План работы Государственного учреждения дополнительного образования «Областная детская эколого-биологическая станция», МБОУДО «Городская станция юных натуралистов», план работы «Сектора Путешествие к истокам» МБОУДО «Центр детского творчества» Центрального района города Кемерово.

Отличительные особенности программы

Программа «Эмоци-Я» рассчитана на возраст детей 7 - 14 лет. В творческое объединение могут быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью. Форма обучения – очная.

Дополнительная общеразвивающая программа«Эмоци-Я» рассчитана на 1 год обучения, имеет стартовый уровень освоения программы. В неделю по плану программы проводится 2 занятия по 45 минут - часовая нагрузка 144 часа в год.

Данная программа основана на использовании регионального компонента, ориентирована на изучение проблем экологии и прямого отношения человека к природе. Особенность программы состоит в комплексном и системном подходе к реализации целей и задач экологического и нравственно-эстетического воспитания и образования и т.д.

Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого человека в решение экологических проблем. Отдельные разделы программы используются при формировании базового уровня знаний по предметам как естественно - научного цикла (биология, география, физика, химия), так и гуманитарного цикла (психология, обществознание).


Включенный в программу «Эмоци-я» теоретический и практический материал можно использовать для проведения научно-исследовательских работ, а результаты – как основу для докладов, рефератов, выступлений на научно-практических конференциях различного уровня, создания учебно-методического комплекса, пособий по экологии и психологии и т.д.

На занятиях по программе осуществляется работа с использованием приемов арт-терапевтических методов; упражнений, развивающих исследовательскую деятельность детей; упражнений, формирующих эмоциональный интеллект; ролевые игры, а также с использованием групповых дискуссий.

Дополнительная общеразвивающая программа «Эмоци-Я» - это один из интереснейших способов изучения экологии и психологии. Экологическое воспитание реализовывается через эмоционально-нравственное развитие, так как именно общение с природой вызывают у ребенка эмоциональный отклик и чувства. Необходимо отметить, что положительные эмоции и чувства, в первую очередь, являются источником психического благополучия и физического здоровья ребёнка. Психологическое формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей - это создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения, что позволяет быть успешным в жизни. Во время занятий учащиеся научаться понимать и осознавать важность в управлении своих эмоций, а также сформируют необходимые знания в области экологии.

В программе предусмотрена командная работа над практическими заданиями, что способствует глубокому изучению составляющей в проектах, программа позволит легко и эффективно сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни; научиться самостоятельно работать и принимать решения и т.д.

На занятиях используются различные формы организации образовательного процесса:

  • фронтальные (беседа, лекция, практическая работа);

  • групповые (, экскурсии, проведение мини-походов, мастер-классов и др.););

  • индивидуальные (инструктаж, индивидуальная разработка проекта )

  • мини-групповые (организация специализированных занятий для отработки определённых навыков).

Для предъявления учебной информации используются следующие методы: