Файл: Планконспект для проведения занятий по тактической подготовке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЕЮ

КОМАНДИР СВОДНОГО БАТАЛЬОНА КОМАНДИР 1 СТРЕЛКОВОЙ РОТЫ

подполковник капитан

Д.Еремин И.Шестаков

«___»_______2023 года «___»_______2023 года

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Для проведения занятий по тактической подготовке

с личным составом 1 стрелковой роты

на «___»_________2023 года
Тема1: Действия солдата в бою.

  1. Занятие 2: Передвижение на поле боя. Выбор места и скрытное расположение на нем для наблюдения и ведения огня. Самоокапывание и маскировка.

Учебные цели:

  1. Обучение движениям солдата в бою.

Учебные вопросы:

  1. Передвижение на поле боя. Выбор места и скрытное расположение на нем для наблюдения и ведения огня.

  2. Самоокапывание и маскировка.

Время: 100 мин

Место: Тактическое поле

Материальное обеспечение: План-конспект; Учебник сержанта мотострелковых войск; тактическая подготовка солдата, мотострелкового отделения и взвода

ХОД ЗАНЯТИЯ



п/п

Учебные вопросы

Содержание учебного вопроса

Действия руководителя

Действия обучаемых









1

I Вводная часть

5 мин

  • проверяю готовность л./с.;

  • объявляю тему и учебные цели занятия;

  • довожу требования безопасности.

Стоят в строю, внимательно слушают.

2

II Основная часть

90 мин

1,2,3 учебный вопрос: Передвижения на поле боя. Выбор места скрытное расположение нем для наблюдения и ведения огня. Самоокапывание и маскировка.



Командир отделения показывает на местности личному составу имеющиеся укрытия и объясняет, чем нужно руководствоваться при выборе пути движения к объекту атаки, где, какие применять способы передвижения в зависимости от характера местности и возможного воздействия противника, как использовать местность и местные предметы в ходе выдвижения для защиты от огня и противника и для наблюдения за ним.
Отработка данного учебного вопроса проводится по двум элементам: выбор места для стрельбы и скрытное занятие огневой позиции; самоокапывание под огнем противника и маскировка (Н-И-1). В зависимости от условий местности и ра­нее проведенной рекогносцировки командир отделе­ния меняет направление действий отделения или выдвигается несколько в сторону в конце и по плану отработки первого учебного вопроса.
Приступая к отработке первого элемента, коман­дир отделения объясняет личному составу, что в бою правильное использование местности помогает укрыться от наблюдения противника, лучше видеть его и вести по нему меткий огонь. Поэтому, находясь на месте, перебегая или переползая, солдат посто­янно должен заботиться о выборе места, откуда ему будет удобно вести наблюдение и огонь, оставаясь в то же время не замеченным противником и защищенным от его огня. С одной огневой позиции (одного места) долго вести огонь нельзя, ее надо чаще ме­нять. Для этого солдат, заняв одну позицию, тут же должен наметить одну-две новые, а также скрытые и кратчайшие пути к ним.
Обучение солдат выбору места для стрельбы командир отделения проводит вначале на местности, имеющей укрытия (воронки, канавы, пни, развалины и т. д.), используя для этого оборудованные участки тактического учебного поля, а затем на необорудованной местности.
При выборе места для стрельбы на оборудован­ном различными укрытиями участке местности ко­мандир отделения обращает внимание обучаемых на то, что местные предметы, если их умело использо­вать, надежно укрывают солдат от пуль и осколков, сокращают время на оборудование позиций и обеспе­чивают хорошие условия для ведения огня. При этом не следует забывать о том, что выбранные укрытия должны обеспечивать наблюдение за противником.
Для того чтобы обучаемые хорошо уяснили это требование, командир отделения, подав сигнал на обозначение противника мишенями, занимает не совсем удачно выбранную позицию, вызывает к себе солдат и объясняет, что при всех удобствах данного укрытия оно не обеспечивает главного — условий наблюдения за противником. Для того чтобы подчи­ненные убедились в этом, он приказывает им пооче­редно занять огневую позицию в укрытии и доло­жить, наблюдают ли они противника и что им меша­ет. Убедившись, что все поняли недостаток данной позиции, он занимает другое укрытие и в таком же порядке предлагает солдатам убедиться в преимуще­стве данной позиции по сравнению с первой.
Приступая к тренировке солдат, командир отде­ления изменяет условия тренировки, для чего подает сигнал на показ мишеней, обозначающих противни­ка, в другом районе, или выводит солдат на другой участок местности, оборудованный укрытиями. Да­лее командир отделения строит солдат, уточняет тактическую обстановку и приказывает личному со­ставу выбрать себе укрытия.

Вначале солдаты тренируются в простых услови­ях, вне воздействия противника и без отработки скрытного занятия огневой позиции. После того как каждый-солдат выберет и займет укрытие, командир отделения проверяет все укрытия, затем, построив отделение, проводит его по укрытиям, оценивает вы­бранное каждым солдатом укрытие, указывая при этом на недостатки и преимущества той или иной позиции.
Проведя аналогичным образом две-три трениров­ки и убедившись, что подчиненные приобрели необ­ходимые навыки в выборе укрытия, командир отде­ления усложняет тренировку. Для этого он развер­тывает личный состав в цепь, указывает положение обозначенного мишенями противника, ставит лично­му составу задачу на скрытное занятие позиций на участке местности, оборудованной укрытиями, и устанавливает сигнал начала выдвижения.
Выдвинувшись на рубеж обозначения противни­ка, командир отделения подает сигнал на начало тренировки и контролирует действия солдат по скрытному занятию укрытий, имитируя стрельбой холостыми патронами огонь противника при выявле­нии недостатков в действиях обучаемых. После за­нятия солдатами укрытий командир отделения в уже указанной последовательности дает оценку сде­ланного каждым обучаемым выбора, а также указы­вает на недостатки в действиях подчиненных по скрытному занятию укрытий.
Убедившись, что подчиненные приобрели доста­точно твердые навыки в выборе укрытия, командир отделения приступает к отработке выбора места для стрельбы на не оборудованной укрытиями местно­сти. При этом он объясняет солдатам, что любая местность, даже кажущаяся на первый взгляд ров­ной, имеет ямы, канавы, бугры, неровности, которые можно использовать для укрытий. Нецелесообразно располагаться на гребне хребтов, высот и в других местах, где фигура солдата будет ясно вырисовы­ваться на фоне неба, а также у отдельного дерева или другого местного предмета, являющегося ориен­тиром, так как ориентиры всегда пристреливаются и берутся противником под наблюдение.

Отработку выбора места для стрельбы на необо­рудованной местности командир отделения осущест­вляет в той же последовательности, что и на обо­рудованной укрытиями местности.
Завершив отработку первого элемента данного учебного вопроса, командир отделения переходит ко второму — самоокапывание под огнем противника и маскировка.
Обучение самоокапыванию и маскировке являет­ся логическим продолжением отработки первого эле­мента. После занятия огневой позиции на необору­дованной местности командир отделения вызывает к себе солдат, строит отделение и объясняет, в каких условиях боевой обстановки необходимо переходить к самоокапыванию, объясняет и показывает порядок самоокапывания под огнем противника и маскиров­ки позиции.
Показывая порядок самоокапывания, командир отделения объясняет, что на выбранном месте солдат кладет оружие справа от себя на расстоянии вытя­нутой руки стволом в сторону противника, затем по­ворачивается на левый бок, вынимает лопату из чехла, берет черенок лопаты обеими руками и уда­рами на себя подрезает грунт; снятый дерн кладет­ся в сторону, чтобы после отрывки окопа его можно было использовать для маскировки бруствера; грунт выбрасывается сначала вперед, а затем в сто­роны; во время работы голову надо держать ближе к земле, но так, чтобы можно было вести постоянное наблюдение за противником. После отрывки части окопа на глубину 20 см солдат отодвигается назад и продолжает отрывку остальной части. Размеры окопа: ширина 80 см, длина 150 см. Толщина бруст­вера из обыкновенного грунта 160 см, из песчаного и мерзлого – 90 см, из каменистого – 50 см, из снега – 4 м. По окончании работы бруствер маски­руется под цвет окружающей местности.
В целях экономии учебного времени командир от­деления объясняет последовательность и порядок са­моокапывания и маскировки, не выполняя всего объема земляных работ. Затем ставит личному со­ставу задачу на занятие своих позиций и самоокапы­вание.
С началом самоокапывания командир отделения фиксирует время и контролирует действия подчинен­ных, следя за тем, чтобы все солдаты постоянно вели наблюдение за противником, не поднимались над землей, осуществляли самоокапывание в указанной последовательности, не снимая с себя отдельных предметов снаряжения и экипировки.
Для обеспечения контроля командир отделения периодически выдвигается на позиции противника и оценивает действия подчиненных по обеспечению скрытности работ по самоокапыванию, а при завер­шении работ вызывает к себе обучаемых, чтобы на­глядно продемонстрировать им выполнение маски­ровки.
Указав на недостатки в действиях обучаемых и отметив лучших солдат, командир отделения при на­личии времени повторяет отработку данного элемен­та уже на время в соответствии с требованиями нор­матива по инженерной подготовке № 1.
Завершив отработку второго учебного вопроса, командир отделения проводит частный разбор с под­чиненными и приступает к отработке третьего учеб­ного вопроса. Для успешных действий на поле боя каждый военнослужащий должен уметь быстро и правильно выполнять приемы "ложись" ("к бою"), "встать". Кроме того, он должен знать и умело применять способы передвижения на поле боя, которые зависят от характера местности, условий обстановки и воздействия огня противника.
       Передвижение на поле боя может производиться ускоренным шагом, бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками и переползанием.
       Движение в атаку, а также преодоление участков местности, скрытых от наблюдения и огня противника, осуществляются ускоренным шагом или бегом.   

Перебежки применяются для быстрого сближения с противником на открытой местности. Длина перебежки между остановками зависит от местности и огня противника. Чем больше открыта местность и сильнее огонь, тем быстрее и короче должна быть перебежка.
       Переползание применяется для незаметного приближения к противнику и скрытного преодоления участков местности, имеющих незначительные укрытия, неровности рельефа и находящиеся под наблюдением или обстрелом противника. В зависимости от полученной задачи и условий ее выполнения переползание производится по-пластунски, на получетвереньках и на боку.
       Занятия по изучению приемов "ложись" ("к бою"), "встать" и способов передвижения личного состава в бою целесообразно проводить на участке местности, где имеется мягкий грунт, а тренировку-на пересеченной местности (тактическом поле). Совершенствование навыков в выполнении приемов "ложись" ("к бою"), "встать", передвижении на поле боя проводится в ходе занятий по другим предметам обучения, особенно по тактической и огневой подготовке. Занятия проводятся в составе отделения. 
       Личный состав должен иметь штатное оружие и быть в полевой форме одежды. Организация занятий такая же, как и при разучивании других строевых приемов и действий.
       Прибыв на место занятия, командир отделения коротко поясняет практическое значение изучаемых приемов, а затем приступает к их отработке.


ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИЕМОВ "ЛОЖИСЬ" ("К БОЮ"), "ВСТАТЬ".
       Эти приемы рекомендуется разучивать по разделениям на три счета, По счету "делай-РАЗ" необходимо взять автомат или пулемет в правую руку, сохраняя строевую стойку. По счету "делай-ДВА" сделать шаг правой ногой вперед и несколько вправо, одновременно наплодить корпус вперед, опуститься на левое колено и поставить левую руку на землю впереди себя пальцами вправо.
       По счету "делай - ТРИ", опираясь последовательно на бедро левой ноги и предплечье левой 'руки, лечь на левый бок и быстро повернуться на живот, одновременно слегка раскинуть ноги в стороны носками наружу, голову пригнуть.
       Если прием выполняется по команде "Ложись", необходимо положить оружие вдоль тела дульной частью на левую согнутую руку, придерживая его правой рукой за цевье и ствольную накладку (ручной гранатомет-за ствол). Если этот же прием выполняется по команде "К бою", то надо, кроме того, изготовиться для ведения огня, не упирая оружие прикладом 'в плечо по команде "К бою" ставится на сошку.
       Закончив показ приема "ложись" ("к бою"), целесообразно приступить к показу выполнения приема "встать". По разделениям этот прием на месте рекомендуется разучивать также на три счета.
       По счету "делай-РАЗ" подтянуть обе руки на уровень груди, удерживая оружие 'в правой руке, одновременно свести ноги вместе, смотреть перед собой.

       По счету "делай-ДВА", резко выпрямляя руки, оторвать грудь от земли и вынести правую (левую) ногу, согнутую в колене, вперед .
       По счету "делай-ТРИ" быстро подняться ^выпрямиться), приставить сзади стоящую ногу и, взяв автомат (ручной гранатомет) в положение "на ремень", а пулемет-"к ноге", принять строевую стойку.
       Если пулемет находился на сошке, то сначала встать, как указано, а затем взять пулемет "к ноге".

ПЕРЕБЕЖКИ.
       Командир отделения объявляет, что в зависимости от плотности огня противника и характера местности передвижение может производиться ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись), а также перебежками и переползанием. При передвижении ускоренным шагом скорость должна быть 130-150 шагов в минуту, а бегом-165- 180 шагов в минуту, размер шага 85-90 см.
       Затем командир отделения переходит к показу движения ускоренным шагом и бегом. При этом он обращает внимание обучаемых на то, что при движении в полный рост и пригнувшись оружие следует держать в правой руке в готовности к ведению огня.
       Закончив показ передвижения ускоренным шагом и бегом, командир отделения переходит к обучению солдат. Разомкнув отделение, командир подает команду "Отделение, ускоренным шагом-МАРШ". По этой команде личный состав, взяв оружие в правую руку, начинает движение, учитывая особенности местности. При необходимости командир отделения подает команды: "ШИРЕ ШАГ", "ЧАЩЕ ШАГ" и т.д.
       Для движения бегом командир отделения подает команду "Отделение, бегом-МАРШ". При этом командир отделения обращает внимание на то, чтобы обучаемые по предварительной команде корпус слегка подавали вперед, руки держали полусогнутыми, локти отводили несколько назад. Оружие держится в правой слегка согнутой руке так, чтобы дульная часть была несколько подана вперед.
Использование местных предметов и укрытий в ходе передвижения для наблюдения и ведения огня.
Даже на самой ровной местности имеются небольшие неровности, возвышения и впадины, а во время боя появляются воронки. Именно ими нужно пользоваться при передвижении на поле боя.
Наилучший способ перемещения под огнем и наблюдением противника - передвижение от укрытия к укрытию. Солдату рекомендуется перед передвижением мысленно проделать путь, который ему предстоит преодолеть при сближении с противником. Как бы выложить на поле боя воображаемую дорожку, разметив на ней места остановок для передышки. Если весь путь так разметить невозможно, то нужно предварительно спланировать пути ближайших нескольких перебежек.
Ложиться на землю после очередной перебежки лучше не за укрытие, а рядом с ним и затем заползать за него, а перед совершением перебежки отползать от укрытия. Покидать укрытие нужно другим путем, по сравнению с тем, каким укрытие было занято. Все это делается для того, чтобы противник не мог определить: откуда начнется движение, а соответственно не мог бы заранее навести в эту точку свое оружие.
Вместо переползания можно использовать перекатывание, но при перекатывании велика вероятность демаскировать себя. Отползать при прочих равных условиях нужно вправо от себя, поскольку при стрельбе из автоматического оружия очередями выстрелы уходят влево - вверх от того, по кому стреляют.
Впрочем, если высота растительного покрова невелика или какой-то участок местности не имеет укрытий от пуль, а укрыт только от наблюдения, или позиция противника уже очень близка, следует замирать после падения и особенно избегать движений головой, которые хорошо заметны.
Если по каким-либо причинам отдана команда остановиться, то не следует полностью прекращать движение в том месте, где застало такое распоряжение, а нужно занять ближайшее укрытие, удобное для возможного ведения огня и дальнейшего передвижения.
Использовать принцип «от укрытия к укрытию» нужно в разумных пределах. Не следует его использовать при неожиданном попадании под огонь противника. В такой ситуации и 10 метров пробежать не получится. Нужно сразу падать.
Не следует, в поисках безопасности, пользоваться слишком очевидными и легко доступными укрытиями. Свойство таких укрытий «притягивать» солдат известно. В таких местах часто происходит «скучиванье» солдат. Противник может хорошо пристрелять их либо заминировать, и (вместо защиты) они станут ловушкой. Противник, прежде всего, простреливает наиболее очевидные укрытия, он может специально оборудовать таковые, чтобы заманить и уничтожить в них атакующих. Например, враг может выкопать целые линии траншей с нормальным бруствером со стороны атакующих и срытым бруствером со стороны своей оборонительной позиции. Пехота, захватив такую траншею, методично расстреливается противником либо (при близком расположении второй траншеи) забрасывается гранатами: ведь у атакующего запас гранат ограничен, а обороняющийся может заблаговременно накопить их в большом количестве.
Более простой вариант той же уловки - насыпать кучки земли и «насадить» кусты на строго определенном от своих позиций расстоянии. Уничтожение атакующих намного облегчается, так как точно известно расстояние до мест, где они попытаются укрыться.
Наконец, при достаточном сближении с противником, укрытий от огня, как правило, не остается и приходится использовать сверхкороткие перебежки в качестве средства, затруд-няющего прицеливание противнику.


Стоят в строю, внимательно слушают, выполняют команды руководителя

3

III Заключительная

часть

  • напоминаю личному составу тему занятия;

  • довожу как достигнуты цели занятия;

  • объявляю оценки;

  • определяю характерные недостатки в выполнении упражнения и довожу способы устранения их, даю задание на самоподготовку;
    отвечаю на вопросы обучаемых.

Стоят в строю, внимательно слушают.


РУКОВОДИТЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: _________________________________________

«___»___________2023 года.