Файл: 1. Место органов местного самоуправления при осуществлении публичной власти.doc
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение....................................................................................................... | 3 |
1. Место органов местного самоуправления при осуществлении публичной власти ........................................................................................ | 4 |
2. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочия между органами государственной власти и местного самоуправления ............ | 9 |
Заключение................................................................................................... | 14 |
Список использованной литературы........................................................ | 16 |
Введение
Актуальность темы. Качественное улучшение деятельности органов местного самоуправления возможно при соблюдении принципа недопустимости государственного вмешательства в их деятельность. Первоисточником власти в РФ является ее народ, о чем прямо говорится в Конституции РФ. Народная власть проявляется в деятельности органов, осуществляющих местное самоуправление, а также в деятельности органов государственной власти. Достойная жизнь гражданам может быть обеспечена самостоятельным функционированием каждой из форм публичной власти как способов проявления народовластия1. В системе российского управления сложилась многоуровневая пирамида разграничения предметов ведения и полномочий, соответствующих разным уровням публичной власти: федеральному, субъекта федерации и муниципальному. В большинстве случаев предметы ведения и полномочия органов государственной власти, либо органов местного самоуправления, закреплены Конституцией Российской Федерации, либо законодательно. В ряде случаев определена возможность делегирования полномочий. Цель работы – раскрыть особенности разграничения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Задачи работы: 1. Охарактеризовать место органов местного самоуправления при осуществлении публичной власти. 2. Рассмотреть проблемы разграничения предметов ведения и полномочия между органами государственной власти и местного самоуправления.
1. Место органов местного самоуправления при осуществлении публичной власти
Одной из принципиальных новелл в Основах конституционного стоя, определенных Конституцией Российской Федерации, является разделение системы публичной власти на государственную власть и местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти
2. Несмотря на небольшое (по сравнению с общим объемом текста) количество статей, посвящённых характеристикам местного самоуправления, они образуют отдельную главу Конституции «Местное самоуправление», что подчеркивает важность данной составляющей в системе публичного управления. На конституционном уровне определено главное назначение местного самоуправления: обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130). Кроме того, обозначены ведущие формы, в которых реализуется местное самоуправление, образующие в совокупности его систему (ч. 2 ст. 130); установлены базовые параметры территориальной и экономической основ местного самоуправления (ч. 1 ст. 131; ч. 1 ст. 132); закреплены гарантии его реализации (ст. 133). В 2020 году в ст. 132 и 133 Конституции РФ были внесены дополнения. Статья 132 Конституции закрепила крепкую взаимосвязь органов власти государственной и местного самоуправления, отнеся их к органам публичной власти, при этом, определила необходимость их взаимодействия с целью эффективного решения задач населения, проживающего на определенной территории. Формулировка «определенная территория» характерна для рассмотрения вопросов местного уровня, то есть, органов местного самоуправления. Фактически, с внесением поправки в данной части, на государственные органы была возложена обязанность по содействию органам местного самоуправления в процессе осуществления ими деятельности, направленной на решение задач на определенной территории. Статьей 133 Конституции дополнительно было определено право органов местного самоуправления на компенсацию расходов, которые могут возникнуть по причине выполнения такими органами совместно с органами государственной власти решений. Нововведением в положениях данной статьи является то, что теперь дополнительные компенсации касаются не только расходов, которые возникают по причине принятия решений органами государственной власти, но и в результате их принятия такими органами совместно с органами местного самоуправления. Позиции органов местного самоуправления с одной стороны, стали более устойчивыми, а с другой – поставили органы местного самоуправления в определенную финансовую зависимость от органов государственных. Ввиду того, что рассмотренные нормы закрепляют тесное взаимодействие обоих форм осуществления публичной власти, что может повлиять на возникновение зависимости органов местного самоуправления от государственных органов, что может привести к внедрению органов, направленных на разрешение вопросов местного уровня, в вертикаль органов государственной власти. Закрепление на конституционном уровне тезиса о единстве публичной власти наделяет законодательные органы правом внесения изменений в нормативные правовые акты в части, касаемо деятельности органов публичной власти. Вопрос разграничении полномочий, предметов ведения и отдельных функций обоих форм осуществления публичной власти ввиду внесения ранее рассмотренных изменений остается открытым. Кроме того, постоянно меняющееся законодательство в части деятельности органов местного самоуправления связано с тем, нередко органы местного самоуправления не могут самостоятельно осуществлять возложенные на них полномочия по определенным причинам. Например, из-за недостаточного финансирования муниципальных образований в зависимости от их специфики. Для решения данной проблемы, необходимо в каждом конкретном случае рассматривать вопрос о сохранении за
муниципалитетом возложенных на него функций, вместо их передачи субъектам, разрешая вопрос дополнительного финансирования. Конституция Российской Федерации отнесла к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (п. «н» ст. 72). В развитие этой конституционной нормы был принят федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3 (далее – Закон № 131-ФЗ). По сути, этот закон детализирует конституционные положения, определяя исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти разного уровня в области местного самоуправления, закрепляя принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления, регламентируя механизмы исполнения финансовых обязательств, возникших в связи с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и т.д. Так, в соответствии с нормами, установленными Законом № 131-ФЗ, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся: определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации; правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном Законом № 131-ФЗ. Аналогичным образом Закон № 131-ФЗ определил круг полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, отнеся к таковым: правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах
Российской Федерации в случаях и порядке, установленных Законом № 131-ФЗ; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации. Закон № 131-ФЗ очень четко определил возможность осуществления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления только случаями, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и, принимаемыми в соответствии с федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации. Полномочия местного самоуправления, как правило, ограничены сферой местных бюджетов, управления муниципальной собственностью, строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи, социальной защиты населения, охраны общественного порядка и т.д. Согласно Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут осуществлять отдельные государственные полномочия в случае передачи им таких полномочий на основе федерального закона либо закона субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными и (или) региональными законами и не отнесенные к вопросам местного значения, в соответствии с являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Переданные государственные полномочия являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления
4.
2. Проблемы разграничения предметов ведения и полномочия между органами государственной власти и местного самоуправления
Ключевой проблемой распределения полномочий органов местного самоуправления в России является низкий уровень их субъектности и пренебрежение принципом субсидиарности. Современная система законодательства о местном самоуправлении в РФ нуждается в совершенствовании на основе укрепления правовой, финансовой, материальной, административной самостоятельности местного самоуправления, использования успешных зарубежных практик административно-территориального устройства. К неотложным проблемам, которые требуют решения, следует отнести: 1) усиление государственного контроля за соответствием Конституции и законам РФ решений органов местного самоуправления; 2) создание соответствующих материальных условия для осуществления органами местного самоуправления делегированных полномочий; 3) разграничение полномочий в системе органов местного самоуправления и органов государственной власти на различных уровнях административно-территориального устройства по принципу субсидиарности. 4) Рациональное распределение полномочий и ответственности между органами государственной власти и органами местного самоуправления требует надлежащего кадрового обеспечения. В статье 12 устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но в ряде сфер и направлений достаточно сложно определить, имеет ли тот или иной вопрос государственное или местное значение (например, в сфере обеспечения социальной поддержки граждан или санитарного благополучия населения и т.п.)5. Успешное разрешение проблемы взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления выражается в оптимальном достижении взаимопонимания между органами местного самоуправления и органами государственной власти. Эффективное функционирование местного самоуправления производится в случае вхождения спектра прав и обязанностей, исходящих из собственных функций и назначения местного самоуправления, в компетенцию органов местного самоуправления (включая органы каждого вида муниципального образования). Непосредственно по разрешению вопросов местного значения осуществляется разграничение компетенции государственной и муниципальной власти. П. М. Курдюк, Н. В. Павлов и В. А. Очаковский отмечают, что успешное разрешение проблем взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления заключается в достижении оптимального взаимопонимания между ними, а не в степени отделения органов местного самоуправления от структуры системы органов государственной власти