Файл: 1. Место органов местного самоуправления при осуществлении публичной власти.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Непосредственно по разрешению вопросов местного значения осуществляется разграничение компетенции государственной и муниципальной власти. Эффективное функционирование местного самоуправления производится в случае вхождения спектра прав и обязанностей, исходящих из собственных функций и назначения местного самоуправления, в компетенцию органов местного самоуправления (включая органы каждого вида муниципального образования). Безусловно, при осуществлении взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления следует разграничивать компетенцию, т. е. выполнять только определенные государственному органу и органу местного самоуправления функции, не затрагивая компетенцию взаимодействующего с ним органа. На наш взгляд, для снижения возлагаемой на муниципальные органы дополнительной нагрузки, возникающей в процессе взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления, следует установить формы контроля за деятельностью муниципальных служащих со стороны федеральных органов государственной власти. Кроме того, следует наделить федеральные органы государственной власти правом участия в решении ряда обладающих государственной важностью вопросов местного значения и определить пределы государственного регулирования данных вопросов. Правовой механизм перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ появился в Федеральном законе № 131-ФЗ в 2014 году (ч. 1.2 ст. 17). Одновременно были расширены права субъектов РФ по регулированию организации и осуществления местного самоуправления. Речь не идет о передаче полномочий от региона муниципалитету, для этого есть специальные нормы ч. 2 ст. 132 Конституции РФ и гл. 4 Федерального закона № 131-ФЗ о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Речь идет исключительно о передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти субъекта РФ. Передача полномочий от муниципалитетов региону должна осуществляться не в добровольном порядке, не по соглашению, а в силу издания закона субъекта РФ о передаче полномочий. Передаваемые полномочия исключаются из зоны ответственности муниципального образования. Не предусматривается возможность передачи денежных средств из местных бюджетов в бюджеты субъектов РФ для финансирования переданных полномочий. Не предусматривается возможность того, чтобы для субъекта РФ были обязательны какие-либо муниципальные нормативные правовые акты по тому вопросу местного значения, к которому относятся переданные полномочия. Напротив, в части регулирования переданных полномочий ранее принятые муниципальные правовые акты утрачивают силу после вступления в силу актов субъектов РФ о порядке осуществления переданных полномочий. Об этом прямо говорится в ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ. Перечень вопросов местного значения сельского поселения закреплён в ст.14 Федерального Закона 131-ФЗ, и был значительно сокращен, по сравнению с городскими поселениями, Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
7. Федеральным законом №136-ФЗ субъектам Российской Федерации было предоставлено право, своим законом, наделять сельские поселения вопросами местного значения, закрепленными за городскими поселениями Федеральным законом №131-ФЗ. Федеральным законом №136-ФЗ было предоставлено право органам местного самоуправления, передавать свои полномочия на основе соглашений. Статьёй 14.1 Федерального закона №131- ФЗ закреплены права органов местного самоуправления городских и сельских поселений на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. Органы местного самоуправления, вправе решать эти вопросы, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона №131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Наиболее полно систематизированы полномочия местного самоуправления Комитетом Государственной Думы по федеративному 5 устройству и вопросам местного самоуправления и представляют интерес для работников органов местного поселения8.

Заключение

Перераспределение полномочий между уровнями власти должно быть унифицировано и закреплено законодателем таким образом, чтобы самостоятельность местного самоуправления не нарушалась. Местное самоуправление предназначено для муниципальных образований, структурирующих свою деятельность и разграничивающих полномочия между центром и его субъектами. Субъекты Российской Федерации, хотя и обладают определенной автономией, все же подчиняются центральной власти, законы которой признаются более высокими по юридической силе, чем местные. Муниципальные образования могут иметь собственные правовые акты при условии, что они не противоречат Основному закону и иным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу (федеральные законы, постановления правительства, указы президента и др.). В связи с этими условиями возникает необходимость контроля за соответствием деятельности субъектов законодательству Российской Федерации. Действующее российское законодательство содержит ряд требований, необходимых для осуществления правового регулирования процесса делегирования полномочий. К ним относятся: основные нормы федерального законодательства о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а также нормы, обязывающие государство осуществлять контроль за осуществлением делегированных полномочий. Эти правила должны быть сформулированы системно, взаимосвязаны и легко интерпретируемы. В заключение отметим, что в условиях современного российского законодательства

назрела необходимость принятия ряда законов, которые можно было бы рассматривать в качестве приоритетных направлений дальнейшего развития института разграничения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Государственная власть в РФ остается централизованной, в органы местного самоуправления до сих пор не стали полноценным субъектом территориального развития и представителем интересов соответствующих территориальных общин. Полномочия органов местного самоуправления по сей день остаются ограниченными, без четкого распределения. Процесс становления системы местного самоуправления в России показал всю сложность эффективного распределения ответственности между государственными органами и муниципальными образованиями.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 2020. - 04 июля. - №144. 2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822 3. Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2014. N 22. ст. 2770. 4. Полномочия местного самоуправления. // Официальный сайт Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления [Электронный ресурс]. – URL: - http://komitet4.km.duma.gov.ru/Polnomochiya-mestnogo-samoupravleniya

5. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях. URL. http://www.minfin.ru 6. Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти’ субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. № 6. С. 45–54. 7. Коваленко К.И. Государственная власть и местное самоуправление в системе публичной власти: вопросы понятия и содержания // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. С. 151-155 8. Курдюк П.М., Павлов Н.В., Очаковский В. А. Правовое регулирование взаимодействия органов государственного и муниципального управления: монография. Краснодар: Эпомен, 2018. 85 с. 9. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. - Москва: Статут, 2007. - 454 с. 10. Упоров И.В. Полномочия субъектов федерации по контролю за деятельностью местного самоуправления в контексте конституционных поправок//Дневник науки. 2020. № 7 (43). С. 28.


1 Коваленко К.И. Государственная власть и местное самоуправление в системе публичной власти: вопросы понятия и содержания // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. С. 151

2 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 2020. - 04 июля. - №144.

3 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822

4 Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях. URL. http://www.minfin.ru

5 Пешин, Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. - Москва: Статут, 2007. - 454 с.

6 Курдюк П. М., Павлов Н. В., Очаковский В. А. Правовое регулирование взаимодействия органов государственного и муниципального управления: монография. Краснодар: Эпомен, 2018. 85 с.

7 Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2014. N 22. ст. 2770.

8 Полномочия местного самоуправления. // Официальный сайт Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления [Электронный ресурс]. – URL: - http://komitet4.km.duma.gov.ru/Polnomochiya-mestnogo-samoupravleniya