Файл: 1. Безопасная эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1751
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10.Требования к анализу опасностей технологических процессов и количественному анализу риска аварий на магистральных трубопроводах.
Анализ опасностей технологических процессов, количественный анализ риска и иные методы анализа риска аварий, связанных с выбросом транспортируемых углеводородов, являются частью декларирования промышленной безопасности, обоснования безопасности, риск-менеджмента и системы управления промышленной безопасностью ОПО МТ и ОПО МАЛ. Анализ опасностей технологических процессов, количественный анализ риска и иные методы анализа риска аварий, связанных с выбросом транспортируемых продуктов, для действующих объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в действие данных Правил и не подлежащих декларированию, осуществляется при истечении нормативного (проектного) срока службы (эксплуатации), продлении срока безопасной эксплуатации, реконструкции или капитальном ремонте магистральных трубопроводов. 179. При проведении анализа риска ОПО МТ учитывают: взрывопожароопасные и токсичные свойства транспортируемого продукта; конструктивно-технологические параметры технических устройств, зданий и сооружений в составе ОПО МТ; внешние антропогенные воздействия (в том числе от соседних объектов, пересечений с транспортными путями, возможных несанкционированных врезок в трубопровод и диверсий); возможные проявления внутренней и внешней коррозии; возможные отклонения технологических параметров от регламентных значений; показатели механической безопасности (устойчивости к нагрузкам и воздействиям), надежности ОПО МТ, технических устройств, применяемых на ОПО МТ (прочностные характеристики материала, толщина стенки труб, технология изготовления, транспортирования и условия хранения при строительстве); конструктивно-технологические меры безопасности (защита от превышения давления, в том числе от гидроудара, меры по предотвращению гидратообразования на газопроводах, эффективность систем обнаружения утечек и телемеханики, возможность потери устойчивости положения трубопровода, противопожарные преграды); внешние природные воздействия (землетрясения, оползни, состояние грунта, обледенение, иные гидрометеорологические, сейсмические и геологические опасности); воздействия возможных экологических последствий при строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ОПО МТ, включая загрязнение окружающей среды, нарушения плодородного почвенного слоя, растительного покрова, ландшафта; поражающие факторы аварий (выброс (разлив) опасных веществ, разлет осколков, напорное воздействие струи газа или жидкости, воздушная ударная волна от взрыва, термическое, токсическое воздействия), разрушение технических устройств, зданий и сооружений, взрыв,
загрязнение окружающей среды; влияние последствий аварий и инцидентов на ОПО МТ на соседние производственные объекты, населенные пункты, водозаборы, заповедники и иные экологически уязвимые объекты. 180. При проведении количественного анализа риска ОПО МАП учитываются: свойства транспортируемого продукта; возможные отклонения технологических параметров от регламентных значений; конструктивно-технологические меры безопасности; возможные проявления внутренней и внешней коррозии; показатели механической безопасности (устойчивости к нагрузкам и воздействиям), надежности ОПО МАП и технических устройств, применяемых на ОПО МАП; внешние природные воздействия (землетрясения, оползни, состояние грунта, иные гидрометеорологические, сейсмические и геологические опасности); внешние антропогенные воздействия (в том числе от соседних объектов, пересечений с транспортными путями); воздействия возможных экологических последствий при строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ОПО МАП; поражающие факторы аварий (выброс опасных веществ, разрушение технических устройств, сооружений, токсическое поражение, разлет осколков, загрязнение окружающей среды), а также возможности нарушения плодородного почвенного слоя, растительного покрова при локализации аварий и ликвидации их последствий; влияние последствий аварий и инцидентов на ОПО МАП на соседние производственные объекты, населенные пункты. 181. Методы анализа риска на ОПО МТ и ОПО МАП должны быть обоснованы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности. 182. Опасность функционирования ОПО МТ и ОПО МАП определяют комплексом факторов, учитывающих технологические параметры и техническое состояние ОПО МТ и ОПО МАП, свойства перекачиваемых опасных веществ, природные и антропогенные факторы. 183. Основная задача анализа риска заключается в предоставлении должностным лицам, принимающим решения по обеспечению безопасности, сведений о наиболее опасных процессах, участках ОПО МТ и ОПО МАП. 184. При выборе методов анализа риска аварий необходимо учитывать этапы функционирования объекта (проектирование, эксплуатация, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация), цели анализа риска аварий (например, обоснование безопасных расстояний до соседних объектов), тип анализируемого ОПО МТ и ОПО МАП, критерии допустимого риска аварии, наличие необходимой информации. 185. При разработке проектной документации (документации) ОПО МТ или ОПО МАП в целях обоснования мер предупреждения аварий следует проводить анализ опасностей технологических процессов с определением отклонений технологических параметров от проектных (регламентных) значений с описанием возможных причин, последствий этих отклонений и указанием принимаемых или планируемых мер безопасности. Анализ должен включать описание возможных причин, последствий этих отклонений, указанием мер безопасности и рекомендаций по дальнейшим действиям или повышению безопасности. 186. При моделировании аварийного выброса и распространения аммиака в окружающем пространстве следует учитывать параметры истечения аммиака, в том числе размер дефектного отверстия, давление в трубопроводе, метеоусловия,
меры безопасности, параметры системы обнаружения утечек, рельеф местности, естественные препятствия, а также способность аммиака образовывать с воздухом облако тяжелого газа. 187. Модель истечения аммиака основывается на системе уравнений одномерного движения сжимаемой среды. Модель тяжелого газа учитывает следующие процессы: движение облака с учетом изменения скорости ветра по высоте; гравитационное растекание облака; рассеяние облака в вертикальном направлении за счет атмосферной турбулентности (подмешивание воздуха в облако); рассеяние облака в горизонтальном направлении как за счет атмосферной турбулентности, так и за счет гравитационного растекания (подмешивание воздуха в облако); нагрев или охлаждение облака за счет подмешивания воздуха; фазовые переходы в облаке (газ-жидкость и жидкость-газ); теплообмен облака с подстилающей поверхностью. При расчете рассеяния аммиака необходимо анализировать дрейф от непрерывно действующего источника (из аммиакопровода). Для обоснования иных моделей, методов расчета и компьютерных программ, в том числе зарубежных, следует указать организацию, разработавшую их, принятые модели расчета, значения основных исходных данных, литературные ссылки на используемые материалы, включая сведения о верификации (сертификации) компьютерных программ, в том числе зарубежных, сравнении с другими моделями и фактическими данными по расследованию аварий и экспериментам, данные о практическом использовании методик и компьютерных программ, в том числе зарубежных, для других аналогичных объектов. 190. Для прогнозирования наиболее масштабного химического заражения определяются наиболее опасные сценарии аварий, при которых возможны максимальные размеры зоны воздействия (поражения): сценарий с полным разрушением емкости (технологической, складской, транспортной и иных), содержащей опасные вещества в максимальном количестве; сценарий "гильотинного" разрыва трубопровода с максимальным расходом при максимальной длительности выброса; метеорологические условия: класс устойчивости атмосферы - F, скорость ветра на высоте 10 м - 1 м/с. 191. При оценке опасности токсического поражения людей при авариях на ОПО МАП следует учитывать концентрацию и продолжительность воздействия аммиака на человека. Мерой воздействия на человека является токсодоза Di(x,y,z). Эта величина получается путем интегрирования по времени пребывания человека в облаке концентрации согласно зависимости (5). Характер поражения человека определяется сравнением с пороговыми и смертельными токсодозами. Пороговая токсодоза аммиака составляет 15,0 мг x мин/л, смертельная токсодоза - 150,0 мг x мин/л. 192. Безопасные расстояния от оси подземных трубопроводов ОПО МТ и ОПО МАП до городов и других населенных пунктов, зданий и сооружений должны определяться с учетом анализа рисков в зависимости от давления и диаметра трубопровода, его протяженности, рельефа местности с целью обеспечения безопасности населения, взрывобезопасности, пожарной безопасности и охраны окружающей среды с учетом требований законодательства Российской Федерации. 193. При выборе трассы проектируемого (реконструируемого) МАП безопасные расстояния до городов, населенных пунктов, зданий и сооружений устанавливаются по результатам расчета. 194. При количественной оценке риска аварий в качестве исходной удельной частоты выброса аммиака на линейных участках ОПО МАП принимается величина частоты не меньше соответствующей удельной частоты аварий линейной части магистральных трубопроводов. Результаты анализа риска аварий на ОПО МАП должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть проверены и повторены квалифицированными специалистами, которые не участвовали в первоначальной процедуре анализа риска аварий на ОПО МАП. 195. Результаты анализа риска аварий на ОПО МАП при разработке специальных документов (декларация промышленной безопасности, обоснование безопасности, план мероприятий по
локализации и ликвидации аварий, документационному обеспечению системы управления промышленной безопасности) оформляют в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
11.Количественный анализ риска аварий на опасных производствен-ных объектах магистральных трубопроводов.
Процесс проведения количественного анализа риска аварий включает четыре этапа: 1) планирование и организация работ; 2) идентификация опасностей аварий; 3) количественная оценка риска аварий на ОПО МТ, в том числе: а) оценка частоты возможных сценариев аварий; б) оценка возможных последствий по рассматриваемым сценариям аварий; в) расчет показателей риска аварий на ОПО МТ; г) определение степени опасности участков и составляющих ОПО МТ; д) ранжирование участков и составляющих ОПО МТ по показателям риска аварий; е) сравнение показателей риска аварий участков и составляющих ОПО МТ с соответствующим среднестатистическим уровнем и установление степени опасности участков и составляющих МТ; 4) разработка рекомендаций по снижению риска аварий. 197. При анализе результатов расчетов на участках и составляющих ОПО МТ проводят сравнение рассчитанных показателей риска со среднестатистическим уровнем риска аварий. Для участков линейной части ОПО МТ степень опасности аварий определяют на основе различия между рассчитанным для участка значением показателя риска аварий и среднестатистическим уровнем риска аварий. Среднестатистический уровень показателя риска аварий определяют по данным о расследовании аварий на аналогичных объектах. Расчеты проводятся согласно требованиям Правил и наиболее точных моделей и методов в области анализа риска аварий.
12.Требования к оформлению результатов анализа риска аварий на магистральном трубопроводе.
Результаты оценки степени риска аварий на ОПО МТ должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть проверены и повторены квалифицированными специалистами, которые не участвовали при первоначальной процедуре оценки степени риска аварий на ОПО МТ. 199. Процесс и результаты работ по количественному анализу риска аварий на ОПО МТ должны документироваться в виде отчета по анализу риска аварий на ОПО МТ (за исключением декларирования промышленной безопасности). Отчет по анализу риска аварий на ОПО МТ должен включать: титульный лист; список исполнителей с указанием должностей (при наличии), научных званий (при наличии), названий организаций; содержание (оглавление); описание анализируемого ОПО МТ; методологию, исходные предположения и ограничения, определяющие пределы анализа опасностей аварий; описание используемых методов анализа опасностей, моделей аварийных процессов и обоснование их применения; исходные данные и их источники, в том числе необходимые данные по аварийности и травматизму на ОПО МТ,