Файл: 1. Безопасная эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1759

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Промышленная безопасность складов нефти и нефтепродуктов

Тема 7. Промышленная безопасность складов нефти и нефтепродуктов.


Таблица 1

Требования к обеспечению безопасной эксплуатации опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов

Задание

Верно/неверно

Правильное изложение тре­бований

Прием и отгрузка нефти и нефтепродуктов в железно­дорожные цистерны должны осуществляться через произвольно обору­дованные сливоналивные устройства, обеспечиваю­щие безопасное проведение сливоналивных операций

Неверно

Прием и отгрузка нефти и нефтепродуктов в железно­дорожные цистерны должны осуществляться через специально оборудо­ванные сливоналивные уст­ройства, обеспечивающие безопасное проведение сливоналивных операций.

Сливоналивные эстакады должны быть оборудованы исправными неоткидными мостиками для переходов на цистерну. Мостики в местах соприкосновения с металлической поверхно­стью цистерны должны иметь прокладки из неис­крящего материала и быть устойчивыми к разруше­нию парами нефтепродук­тов

Неверно

Сливоналивные эстакады должны быть оборудованы исправными откидными мостиками для переходов на цистерну. Откидные мостики в местах сопри­косновения с металличе­ской поверхностью цис­терны должны иметь про­кладки из неискрящего ма­териала и быть устойчи­выми к разрушению парами нефтепродуктов

Налив нефтепродуктов в железнодорожные цис­терны должен осуществ­ляться по шланговой сис­теме шарнирно сочленен­ных или телескопических устройств, оборудованных автоматическими ограни­чителями налива

Неверно

Налив нефтепродуктов в железнодорожные цис­терны должен осуществ­ляться по бесшланговой системе шарнирно сочле­ненных или телескопиче­ских устройств, оборудо­ванных автоматическими ограничителями налива. При наливе светлых нефте­продуктов должна обеспе­чиваться герметичность их налива с отводом паров в газосборную систему

На трубопроводах, по кото­рым поступают на эстакаду легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (далее – ЛВЖ и ГЖ соответст­венно), могут быть уста­новлены запорные устрой­ства для отключения этих трубопроводов при возник­новении аварии на эстакаде

Неверно

На трубопроводах, по кото­рым поступают на эстакаду легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (далее - ЛВЖ и ГЖ соответст­венно), должны быть уста­новлены запорные устрой­ства для отключения этих трубопроводов при возник­новении аварии на эста­каде. Управление указан­ными устройствами должно осуществляться по месту их 4 установки и (или) дистан­ционно (с безопасного рас­стояния) и обосновываться в проектной документации (документации на техниче­ское перевооружение)

Допускается запуск двига­телей автомобильных цис­терн, находящихся на пло­щадке, в случаях пролива нефтепродукта до полной уборки пролитого нефте­продукта

Неверно

Не допускается запуск дви­гателей автомобильных цистерн, находящихся на площадке, в случаях про­лива нефтепродукта до полной уборки пролитого нефтепродукта

Для исключения накопле­ния зарядов статического электричества при выпол­нении сливоналивных опе­раций с нефтепродуктами может быть предусмотрено заземление цистерн, трубо­проводов, наливных уст­ройств, а также ограниче­ние скорости налива в на­чальной и конечной ста­диях налива

Неверно

Для исключения накопле­ния зарядов статического электричества при выпол­нении сливоналивных опе­раций с нефтепродуктами должно быть предусмот­рено заземление цистерн, трубопроводов, наливных устройств, а также ограни­чение скорости налива в начальной и конечной ста­диях налива

Хранение нефти и нефте­продуктов в заглубленных и подземных резервуарах для вновь строящихся и ре­конструируемых опасных производственных объек­тов складов нефти и нефте­продуктов допускается

Неверно

Хранение нефти и нефте­продуктов в заглубленных и подземных резервуарах для вновь строящихся и ре­конструируемых опасных производственных объек­тов складов нефти и нефте­продуктов не допускается

Выбор типа резервуара для хранения нефти и нефте­продуктов (резервуар со стационарной крышей без понтона (далее – РВС); ре­зервуар со стационарной крышей с понтоном (далее – РВСП); резервуар с пла­вающей крышей (далее – РВСПК) осуществляется в зависимости от материаль­ных свойств и показателей взрывобезопасности хра­нимых продуктов

Неверно

Выбор типа резервуара для хранения нефти и нефте­продуктов (резервуар со стационарной крышей без понтона (далее - РВС); ре­зервуар со стационарной крышей с понтоном (далее - РВСП); резервуар с пла­вающей крышей (далее - РВСПК) осуществляется в зависимости от физикохи­мических свойств и показа­телей взрывоопасности хранимых продуктов

Установка электрооборудо­вания, не связанного с экс­плуатацией резервуаров, и транзитная прокладка элек­трокабельных линий внутри обвалования резер­вуаров допускаются

Неверно

Установка электрооборудо­вания, не связанного с экс­плуатацией резервуаров, и транзитная прокладка элек­трокабельных линий внутри обвалования резер­вуаров не допускаются

Хранение нефтепродуктов в таре может осуществляться в специальных зданиях и сооружениях, под навесами и на открытых площадках

Неверно

Хранение нефтепродуктов в таре должно осуществ­ляться в специальных зда­ниях и сооружениях, под навесами и на открытых площадках

Допускается совместное хранение нефтепродуктов в одном помещении с веще­ствами, физико-химические свойства которых способны к окислению и воспламене­нию нефтепродуктов

Неверно

Не допускается совместное хранение нефтепродуктов в одном помещении с веще­ствами, физико-химические свойства которых способны к окислению и воспламене­нию нефтепродуктов

При хранении нефтепро­дуктов в таре в складских помещениях должны быть обеспечены следующие ус­ловия:

контроль загазованности внешней окружающей среды (при хранении ЛВЖ);

необходимая кратность об­мена воздуха;

наличие погрузочно-раз­грузочных устройств

Неверно

При хранении нефтепро­дуктов в таре в складских помещениях должны быть обеспечены следующие ус­ловия: контроль загазован­ности помещения (при хра­нении ЛВЖ); необходимая кратность обмена воздуха; наличие погрузочно-раз­грузочных устройств

Площадки для хранения нефтепродуктов в таре должны быть с твердым покрытием и без уклона для стока воды

Неверно

Площадки для хранения нефтепродуктов в таре должны быть с твердым покрытием и уклоном для стока воды

Для транспортировки нефти и нефтепродуктов должны применяться тру­бопроводы из ПВХ. При­менение труб из стекла, а также из горючих и трудно­горючих материалов (фто­ропласт, полиэтилен, вини­пласт) допускается

Неверно

Для транспортировки нефти и нефтепродуктов должны применяться стальные трубопроводы. Применение труб из стекла, а также из горючих и труд­ногорючих материалов (фторопласт, полиэтилен, винипласт) не допускается

При подземной прокладке технологических трубопро­водов по возможности можно дополнительно пре­дусматривать электрохими­ческую защиту от коррозии




При подземной прокладке технологических трубопро­водов необходимо допол­нительно предусматривать электрохимическую защиту от коррозии

Насосные установки (стан­ции) нефти и нефтепродук­тов с насосным агрегатом или группой насосных аг­регатов могут быть только открытого типа (под наве­сами)

Неверно

Насосные установки (стан­ции) нефти и нефтепродук­тов с насосным агрегатом или группой насосных аг­регатов могут быть закры­того типа (в зданиях) и от­крытого типа (под наве­сами)

Насосные агрегаты, перека­чивающие нефть и нефте­продукты, могут иметь дис­танционное отключение из помещения управления (операторной) и по месту

Неверно

Насосные агрегаты, перека­чивающие нефть и нефте­продукты, должны иметь дистанционное отключение из помещения управления (операторной) и по месту

Допускаются пуск в работу и эксплуатация насосных агрегатов при отсутствии ограждения на подвижных частях

Неверно

Не допускается пуск в ра­боту и эксплуатация насос­ных агрегатов при отсутст­вии ограждения на подвиж­ных частях



Таблица 2

Процедуры обслуживания и ремонта технологического оборудования, резервуаров и технологических трубопроводов, систем инженерно-технического обеспечения на опасных производственных объектах складов нефти и нефтепродуктов

Действие

Документ

Разработчик документа

Ответствен­ный

Исполнитель

Сроки дейст­вия

Контроль техниче­ского со­стояния ре­зервуара

Проектная докумен­таци

Эксплуати­рующая орга­низация

Эксплуати­рующая орга­низация

Эксплуати­рующая орга­низация




Зачистка металличе­ских резер­вуаров

Проектная докумен­таци

Эксплуати­рующая орга­низация

Эксплуати­рующая орга­низация

Эксплуати­рующая орга­низация

не менее двух раз в год - для авиационного бензина (топ­лива для ре­активных двигателей) (при наличии на линии за­качки средств очистки с тонкостью фильтрования не более 40 микрометра допускается зачищать ре­зервуары не менее одного раза в год, а при соблюде­нии данного условия для резервуаров с внутренним антикорро­зийным по­крытием - не реже одного раза в три года); не ме­нее одного раза в два года - для остальных светлых нефтепро­дуктов и масел

Осмотр сли­вона­ливных и раздаточ­ных уст­ройств

Журнал приемапере­дачи смены

Эксплуатирую­щая органи­зация

Эксплуатирую­щая организа­ция

Эксплуатирую­щая организа­ция

Отсутствует



Вопросы для самоконтроля

1.Общие рекомендации по безопасности к приему, отпуску и хранению нефтепродуктов.

Эксплуатация и ремонт сливоналивных эстакад должны проводиться в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, разработанных в соответствии с требованиями части 3 статьи 4 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", и настоящими Правилами. Прием и отгрузка нефти и нефтепродуктов в железнодорожные цистерны должны осуществляться через специально оборудованные сливоналивные устройства, обеспечивающие безопасное проведение сливоналивных операций. 6.Сливоналивные эстакады должны быть оборудованы исправными откидными мостиками для переходов на цистерну. Откидные мостики в местах соприкосновения с металлической поверхностью цистерны должны иметь прокладки из неискрящего материала и быть устойчивыми к разрушению парами нефтепродуктов. 7.Торможение цистерн тормозными башмаками, изготовленными из материала, дающего искрение, на участках слива-налива не допускается. 8.Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны должен осуществляться по бесшланговой системе шарнирно сочлененных или телескопических устройств, оборудованных автоматическими ограничителями налива. При наливе светлых нефтепродуктов должна обеспечиваться герметичность их налива с отводом паров в газосборную систему. Технические решения по герметизации налива подлежат обоснованию в проектной документации (документации на техническое перевооружение). 9.Налив светлых нефтепродуктов, производимый через одно и то же наливное устройство, должен осуществляться с обеспечением мер, исключающих смешение продуктов. Для авиационных топлив при их отпуске потребителю должны применяться отдельные наливные устройства. Сливоналивные железнодорожные эстакады для нефтепродуктов (за исключением высоковязких нефтепродуктов, в том числе мазута, гудрона, битума) должны быть оборудованы устройствами нижнего герметизированного слива. Допускается слив светлых нефтепродуктов через герметичные верхние сливные устройства. Слив авиационных топлив должен производиться через нижние сливные устройства в отдельные резервуары для последующего отстаивания и удаления из них свободной (подтоварной) воды. 10.Система трубопроводов должна быть выполнена таким образом, чтобы обеспечить полное освобождение трубопроводов после запорной арматуры от остатков наливаемого или сливаемого продукта. Коллекторы и продуктопроводы должны быть снабжены дренажными устройствами и (или) насосами со сбросом дренируемого продукта в закрытую герметичную систему сбора и утилизации или в специальное техническое устройство, обеспечивающее герметичный прием дренируемого продукта. 11.Для выполнения операций по аварийному освобождению неисправных цистерн от нефтепродуктов должны быть предусмотрены специальные места для их освобождения. 12.Для сбора и отвода загрязненных нефтепродуктами атмосферных осадков, а также для смыва пролитых нефтепродуктов зона слива и налива должна иметь твердое бетонное покрытие, оборудованное устройствами отвода в дренажную систему. Рельсы в этой зоне должны прокладываться на железобетонных шпалах. Твердое покрытие должно быть водонепроницаемым, ограждаться по периметру бортиком высотой не менее 0,2 метра и иметь уклоны не менее 2 процентов для стока жидкости к приемным устройствам (лоткам, колодцам, приямкам). 13.Загрязненный продукт из дренажной емкости должен быть направлен в емкости-резервуары для отделения воды от нефтепродуктов или в емкости-резервуары для отработанных нефтепродуктов. 14.На сливоналивных эстакадах должны быть установлены быстродействующие отключающие запорные и (или) отсекающие устройства (автоматические устройства). Время срабатывания запорных и (или) отсекающих устройств определяется расчетом и подлежит обоснованию в проектной документации (документации на техническое перевооружение). Налив должен автоматически прекращаться при: выдаче заданной нормы нефти и нефтепродуктов; достижении предельного уровня заполнения железнодорожной цистерны; нарушении целостности цепи заземления железнодорожной цистерны. 15.На трубопроводах, по которым поступают на эстакаду легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (далее - ЛВЖ и ГЖ соответственно), должны быть установлены запорные устройства для отключения этих трубопроводов при возникновении аварии на эстакаде. Управление указанными устройствами должно осуществляться по месту их установки и (или) дистанционно (с безопасного расстояния) и обосновываться в проектной документации (документации на техническое перевооружение). 16.Максимальная безопасная скорость налива нефти и нефтепродуктов должна приниматься с учетом свойств наливаемого продукта, диаметра трубопровода наливного устройства, материала трубопровода и обосновываться в проектной документации (документации на техническое перевооружение). 17.Ограничение максимальной скорости налива нефти и нефтепродуктов до безопасных пределов должно обеспечиваться регулированием их расхода посредством запорно-регулирующей арматуры на линии подачи нефти или нефтепродукта к железнодорожной эстакаде, или перепуском части продукта во всасывающий трубопровод насоса, или установкой частотно-регулируемого электропривода насоса. Автоматическое регулирование расхода продукта должно производиться при ограничении максимального давления в напорном трубопроводе подачи продукта на наливную железнодорожную эстакаду. 18.Для исключения образования взрывоопасных смесей в системах трубопроводов и коллекторов слива и налива нефтепродуктов при проведении ремонтных работ в проектной документации (документации на техническое перевооружение) следует предусматривать подвод к ним инертного газа или пара с использованием оборудования и (или) стационарных линий, предназначенных для удаления из этих систем горючих веществ. Данное требование не распространяется на склады авиатоплив. 19.Сливные
лотки приемно-сливной эстакады для мазутов, гудронов и битумов (далее - ПСЭ) должны быть выполнены из негорючих материалов, перекрыты металлическими решетками, съемными крышками и оборудованы средствами подогрева слитого топлива. Для вновь проектируемых эстакад слива вязких нефтепродуктов (мазутов, гудронов и битумов) следует предусматривать закрытые системы слива. 20.Приемные емкости ПСЭ складов мазута должны быть оборудованы средствами измерения температуры и уровня, сигнализаторами предельных значений уровня, вентиляционными патрубками, средствами подогрева слитого мазута, перекачивающими насосами и подъемными сооружениями. Приемные емкости должны иметь защиту от перелива. 21.Разогрев застывающих и высоковязких нефтепродуктов в железнодорожных цистернах, сливоналивных устройствах должен производиться паром, нефтепродуктом, нагретым циркуляционным способом или электроподогревом не выше 90 градусов Цельсия. При использовании электроподогрева электроподогреватели должны иметь взрывозащищенное исполнение. Для разогрева авиационных масел следует применять насыщенный водяной пар, подаваемый в циркуляционную систему, или переносные пароперегреватели. 22.При проведении сливоналивных операций с нефтепродуктами, температура вспышки паров которых ниже 61 градуса Цельсия, применение электроподогрева не допускается. 23.При использовании переносных подогревателей непосредственный контакт теплоносителя с нефтепродуктом не допускается. 24.При использовании переносных пароподогревателей давление пара в подогревателе должно соответствовать показателям, установленным в технической документации (паспорте) пароподогревателя. 25.Разогрев нефтепродуктов в железнодорожных цистернах переносными электрическими подогревателями должен производиться только с применением циркуляционного нагрева в выносном подогревателе (теплообменнике). 26.При использовании переносных электрических подогревателей они должны быть оснащены блокировочными устройствами, отключающими их при снижении уровня жидкости над нагревательным устройством ниже 500 миллиметров. 27.Переносные паровые змеевики и переносные электрические подогреватели должны быть включены только после их погружения в нефтепродукт на глубину не менее 500 миллиметров от уровня верхней кромки подогревателя. Прекращение подачи пара и отключение электроэнергии должны производиться до начала слива. 28.Устройство установки нижнего слива (налива) нефти и нефтепродуктов должно соответствовать технической документации организации-изготовителя на установки нижнего слива (налива) нефти и нефтепродуктов для железнодорожных вагонов-цистерн. 29.Налив нефти и светлых нефтепродуктов свободно падающей струей не допускается. Расстояние от конца наливной трубы до нижней образующей цистерны не должно превышать 200 миллиметров. 30.На сливоналивных железнодорожных эстакадах, предназначенных для слива-налива нефти и светлых нефтепродуктов, должны быть установлены датчики загазованности рабочей зоны. Слив и налив должен автоматически прекращаться при достижении загазованности воздушной среды выше 50 процентов объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени (далее - НКПРП). Установка датчиков загазованности подлежит обоснованию в проектной документации (документации на техническое перевооружение) в соответствии с техническими характеристиками приборов, указанных в паспортах организации-изготовителя. 31.Для вновь проектируемых складов нефти и нефтепродуктов налив светлых нефтепродуктов в железнодорожные цистерны следует предусматривать с применением систем автоматизации. 32.Сливоналивные эстакады для нефти и нефтепродуктов должны быть защищены от прямых ударов молнии. Защита железнодорожной эстакады от прямых ударов молнии и вторичных ее проявлений в зоне слива-налива нефти и нефтепродуктов должна осуществляться молниеприемниками. Технические решения по молниезащите полежат обоснованию в проектной документации (документации на техническое перевооружение). 33.Для предупреждения возможности накопления зарядов статического электричества и возникновения опасных разрядов при выполнении технологических сливоналивных операций с нефтепродуктами должно быть предусмотрено заземление цистерн, трубопроводов, наливных устройств, а также ограничение скорости налива в начальной и конечной стадиях налива.


2.Рекомендации по безопасности к насосным установкам и станциям.

Насосные установки (станции) нефти и нефтепродуктов с насосным агрегатом или группой насосных агрегатов могут быть закрытого типа (в зданиях) и открытого типа (под навесами). 155.В открытых насосных станциях, расположенных под навесами, площадь устраиваемых в них боковых ограждений должна составлять не более 50 процентов общей площади закрываемой стороны (считая по высоте от пола до выступающей части перекрытия или покрытия насосной станции). Защитные боковые ограждения открытых насосных станций должны быть выполнены из негорючих материалов и по условиям естественной вентиляции не доходить до пола и покрытия (перекрытия) насосной станции не менее чем на 0,3 метра. В открытых насосных установках (станциях) следует предусматривать обогрев пола при наличии обоснования в проектной документации (документации на техническое перевооружение). Обогревающие пол устройства должны обеспечивать на поверхности пола насосной установки (станции) температуру не ниже плюс 5 градусов Цельсия при средней температуре наиболее холодной пятидневки. 156.Насосные агрегаты должны обеспечивать безопасную эксплуатацию на весь срок их службы. Для нагнетания ЛВЖ и ГЖ должны применяться центробежные насосы бессальниковые с торцовым уплотнением. Тип торцового уплотнения (одинарное, одинарное с дополнительным уплотнением, двойное) должен определяться проектной документацией (документацией на техническое перевооружение) в зависимости от физико-химических свойств перекачиваемых сред. При применении двойных торцовых уплотнений в качестве затворной жидкости должны использоваться негорючие и (или) нейтральные к перекачиваемой среде жидкости. Для нагнетания ЛВЖ и ГЖ при малых объемных скоростях подачи, в том числе в системах дозирования, допускается применение иных типов насосов (поршневые, плунжерные, мембранные, винтовые, шестеренчатые) при обосновании принятого технического решения в проектной документации (документации на техническое перевооружение). При выборе насосов должны учитываться технические требования к безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах и требования настоящих Правил, а также технической документации организации-изготовителя. 157.На нагнетательном трубопроводе должна быть предусмотрена установка обратного клапана для предотвращения перемещения транспортируемых веществ обратным ходом. 158.Выбор метода ограничения максимальной скорости подачи ЛВЖ и ГЖ в пределах регламентированных значений подлежит обоснованию в проектной документации (документации на техническое перевооружение) (наличие байпасной линии для перепуска части нефтепродукта во всасывающий трубопровод насоса, установка частотно-регулируемого электропривода насоса). 159.Насосные агрегаты должны оснащаться системами автоматизации, обеспечивающими их эксплуатацию в соответствии с требованиями проектной документации (документацией на техническое перевооружение) и технической документации организации-изготовителя.