Файл: Задачами патологической физиологии являются.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая нозология. Общее учение о болезни. Понятия этиологии и патогенеза.

Патологическая физиология как учебная дисциплина

Патологическая физиология – это наука, которая изучает причины и механизмы возникновения, развития, течения и исхода заболеваний, наиболее общие их закономерности (в отличие от клинических дисциплин, изучающих конкретные нозологические формы). Это наука о функциональных изменениях, происходящих в больном организме.

         Используя экспериментальный метод исследования, она, по существу, определяет экспериментальную основу для клинической медицины и поэтому позволяет решать многие вопросы, поставленные клиникой по познанию сущности патологии человека, и разрабатывать принципы ее лечения (экспериментальная терапия).

         В свете сказанного выше предметом изучения патофизиологии является не больной организм, а само понятие «болезнь» и его составляющие.

         Задачами патологической физиологии являются:

 - установление сущности болезни;

 - изучение причин и условий возникновения болезни;

 - раскрытие механизмов возникновения, развития, течения и исхода болезни и отдельных ее проявлений;

 - определение общих принципов профилактики и лечения болезней.

         Патологическая физиология – это раздел медицинской науки, имеющий определенные связи с другими медико-биологическими и клиническими дисциплинами. Прежде всего, она тесно связана с дисциплинами, изучающими свойства факторов внешней среды (физикой, химией, биологией, микробиологией, социологией, философией и т.д.), что дает возможность понимания вопросов этиологии заболеваний, т.е. причин и условий их возникновения. Кроме того, патофизиология использует знания, полученные при изучении цитологии, эмбриологии, гистологии, физиологии, биохимии, иммунологии (изучающими нормальные  свойства организма и его жизнедеятельность) для понимания механизмов возникновения, развития, течения и исхода заболеваний. Патофизиология теснейшим образом связана с такими общетеоретическими науками, как патоморфология и фармакология, и вместе с ними составляет фундамент, общетеоретическую основу медицины. И, наконец, патофизиология теснейшим образом связана со всеми клиническими дисциплинами, так как определяет основные принципы профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

         Таким образом, предмет патофизиологии составляет совокупность знаний, накопленных при изучении сущности болезней, причин и условий их возникновения, механизмов развития и течения, а также совокупность знаний об основных компонентах болезни и важнейших закономерностях повреждения отдельных органов и систем организма.


         Как учебная дисциплина патофизиология состоит из трех разделов:

 - Общая нозология  (nosos – болезнь, logos – учение) -  общее учение о болезни;

 - Типовые патологические процессы (эволюционно выработанные стандартные реакции организма на действие болезнетворных факторов);

       Эти два раздела предтавляют собой общую патофизиологию.

- Патофизиология органов и систем организма (частная патофизиология).

Общая нозология


             М е т о д ы  и с с л е д о в а н и я, применяемые в патофизиологии:

1. Метод наблюдения (больше применяется в клинических исследованиях, что привело к развитию клинической патофизиологии)

2.  Метод физического и математического моделирования

3. Метод теоретического анализа результатов исследования, формулирования научных положений и концепций

4.  И, наконец, основной метод патофизиологии - метод ЭКСПЕРИМЕНТА

    Под экспериментом вообще понимают искусственное воспроизведение какого- то явления.

    Под  п а т о ф и з и о л о г и ч е с к и м  э к с п е р и м е н т о м  понимают воспроизведение на лабораторных животных экспериментальных моделей болезней либо патологических процессов с целью установления причин и механизмов их возникновения, развития, течения и исхода у человека и рекомендаций по патогенетической их коррекции.

    Отсюда под  м о д е л и р о в а н и е м  болезни (патологического процесса) понимают подбор средств, методов воздействия, вида животного с целью воспроизведения болезни или патологического процесса, имеющего аналогичные черты болезни у человека.

    Различают эксперимент  о с т р ы й (вивисекция), основоположником которого считается Клод Бернар с его известным «сахарным уколом»

(примером может служить воспроизведение острой печеночной недостаточности, шока и т.д.) и   х р о н и ч е с к и й (основоположниками которого являются  А.М. Филомафитский и И.П.Павлов), имеющий определенную  динамику процесса (воспроизведение  сахарного диабета, гипертонической болезни и. т. д.).

   

Существуют следующие этапы эксперимента.

I. Планирование эксперимента, которое включает:

11. Создание рабочей гипотезы

1.2. Постановку цели и задач, вида эксперимента

1.3 Определение объекта исследования (вид, возраст, пол животного)

1.4. Составление схемы эксперимента (серии, количество, исследуемые показатели, конкретные методики, выбор модели)



1.5. Особенности работы с животным (уход, выбор метода обездвижения, способа эвтаназии).

2.  Моделирование патологического процесса:

2.1. Метод удаления (печени, почек, и проч.)

2.2. Метод разрушения – хирургический, физический (температура, радиация), химический (яды), иммунологический (сыворотки)

2.3.Метод перегрузок (неврозы, сердечная недостаточность)

2.4. Метод создания дефицита  (кислорода, витаминов)

2.5. Метод нарушения нервной и гормональной регуляции (например, фармакологический)

2.6. Метод создания преград (инфаркты)

2.7. Метод экзогенной индукции (опухоли, аллергия, инфекционные болезни)

2.8. Метод трансплантации

2.9. Метод эксплантации

3. Проведение эксперимента и  получение информации об изменениях:

       3.1. Изучение исходных данных

       3.2. Воспроизведение патологического процесса

3.3. Изучение изменений в динамике

3.4. Завершение или исход эксперимента

4. Анализ и синтез результатов, выводы и предложения включают в себя:

4.1. Систематическая обработка данных

4.2. Сравнение полученных данных с контролем

4.3. Обобщение полученного материала

4.4. Сопоставление с имеющимися в литературе данными

4.5. Построение на этом основании новых гипотез

4.6. Рекомендации для их проверки.

ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ


 Общая нозология прежде всего предусматривает определение понятия болезни в ее биологической и социальной сущности.

         Если учесть все имеющиеся представления по данному вопросу, то следует прежде всего при ее  определении учитывать все, что известно о характеристике здоровья.

         Здоровье – это такое состояние организма, которое характеризуется физиологической регуляцией его функций, обеспечивающей достаточную величину функционального и структурного резерва организма, позволяющего свободно адаптироваться в условиях изменения окружающей и внутренней среды организма, оптимально обеспечивать свои биологические и социальные потребности.

         От этого понятия следует отличать понятие «норма», смысловое значение которого представляет собой среднестатистический показатель величины структуры либо функционирования органов и систем организма (например, нормальная t˚ тела =36,6 -37,0˚С). Этот показатель чрезвычайно необходим в практике для суждения о здоровом или болезненном  состоянии организма. Хотя по целому ряду причин в реальной жизни не может быть полностью стандартного по всем морфологическим и функциональным показателям человека.


Болезнь – это уже качественно новая форма жизнедеятельности организма. Она возникает  в результате воздействия на него болезнетворных факторов  и характеризуется следующим:

-  нарушением процессов взаимоотношения организма с внешней средой, что выражается в ограничении возможности приспособления к ее изменениям;

-    наличием элементов патологической регуляции функций;

- возникновением в организме комплекса функциональных и структурных  изменений как собственно-патологического, так и защитно-приспособительного характера.

- ограничением или утратой возможности профессиональной деятельности либо вообще трудоспособности, что представляет ее социальную сущность.

В основе любой болезни лежит развивающийся патологический процесс либо возникшее на основе его патологическое состояние.

Патологический процесс  является  основой болезни и характеризуется возникновением в организме комплекса морфологических и функциональных изменений  как собственно - патологического, так и защитно – приспособительного характера (гипоксия, воспаление и т.д.).

Патологическое состояние – это стойкие нарушения структуры или функции организма, а чаще того и другого (врожденные, наследственные или приобретенные).  Например, недостаток зубов, незаращение (расщелина) верхней губы и неба, пороки сердца, отсутствие конечности после ампутации, дальтонизм, глухонемота, паралич конечностей, атрофия мышц.

Патологическая реакция – это неадекватная реакция структурно- функциональной системы организма на раздражитель по любым параметрам (сила, время, качество). Например, усиление или ослабление сухожильных рефлексов при их исследовании; аллергические реакции и. т.д.

Все эти вышеназванные явления  могут порождать друг друга, переходить одно в другое. Так, например, порок сердца - патологические состояние, выражающееся в стойком нарушении его анатомической структуры. Если они являются приобретенными, то могут быть результатом  ревматического эндокардита (ревматизм - болезнь, эндокардит - патологический процесс). В то же время пороки, как правило, приводят через определенно время к недостаточности кровообращения  и циркуляторной гипоксии, которая является типовым патологическим процессом.

Периоды болезни



Болезнь, как одна из форм жизнедеятельности, представляет собой всегда динамичный процесс. Она развивается стадийно   и, как правило, включает в себя следующие периоды: скрытый (инкубационный при инфекционных заболеваниях), продромальный (предвестников), период разгара болезни и ее исход.

Скрытый период представляет собой тот период, когда действие болезнетворного фактора  уже определяет начало развития болезни, но субъективно будущий больной еще не способен уловить признаков нездоровья, а внешних проявлений болезни еще нет.

Продромальный период характеризуется появлением субъективных признаков нездоровья. Обычно симптоматика в этот период носит общий, расплывчатый характер (повышение температуры, слабость, недомогание и др.)

Период разгара болезни - это выраженная картина болезни с типичными ее чертами и возможными вариациями проявлений, по которым врач может судить не только о ее характере, серьезности ее проявлений, но и, в какой-то мере, прогнозировать ее дальнейшее развитие.

Исход болезни, как всякого динамично развивающегося процесса, может быть для больного благоприятным и неблагоприятным.

Конечно, самый благоприятный исход – это выздоровление.

Выздоровление – это процесс восстановления нарушенных функций и приспособления к окружающей среде, т. е. качественно новое состояние организма, создающее новые формы его отношения к внешней среде. Выздоровление может быть полным и неполным.

Полное, если и отвечает вышеизложенному понятию здоровья, то не всегда означает возвращение организма к первоначальному  его состоянию. Оно может, как это бывает при ряде инфекционных заболеваний, вызвать устойчивость (иммунитет) организма к последующим воздействиям этого болезнетворного фактора.

Неполное выздоровление характеризуется тем, что остаются стойкие морфологические и функциональные изменения (например, изменения клапанного аппарата сердца после эндокардита).

Неблагоприятные исходы болезни представляют собой: смерть, переход болезни из острой в хроническую ее формы (развитие порока сердца при ревматизме, атрофия после полиомиелита), переход патологического процесса, лежащего в основе болезни, в патологическое состояние.

Различают смерть биологическую (когда происходят необратимые изменения, прежде всего гибель головного мозга вследствие гипоксии) и