Файл: Лабораторная работа 1 Системы счисления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Российской Федерации
Тульский государственный университет

Кафедра "ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ"

ИНФОРМАТИКА

Лабораторная работа №1
Системы счисления.

Методические указания

для подготовки бакалавров по направлению 552900 - "Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств" дневного обучения
Тула 2001.

1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Системой счисления называется совокупность символов, используемых для изображения чисел, т.е. кодирования числовой информации.

Системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.

В непозиционной системе счисления местоположение символа определяющего цифру (число) не оказывает влияние на размер числа.

Примером такой системы является Римская система счисления.

Символы используемые в Римской системе счисления отображения чисел:

I - 1 , V - 5 , X - 10 , L - 50 , C - 100

Правило записи чисел: значение числа определяется суммой всех значений символов, расположенных правее максимального числа за вычетом значений символов, расположенных левее данного символа.
Примеры:
III (3), IV (4), XXII (22), XLI (41), LXXXIII (83)
Количество цифр применяемых в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления p . Местоположение символа в числе называется разрядом, каждый разряд имеет свой вес.

В любой системе счисления число можно представить

Аn An-1 … A2 A1 A0, A--1 A-2 … A—m= An *pn + An-1 *pn-1 +…+ A2 *p2 + A1 *p1 + A0 *p0 + A-1 *p-1 + A-2 *p-2 +…+ A-m *p-m

Например:

345,16(10) = 3 * 102 + 4 * 101 + 5 * 100 + 1 * 10-1 * 6 * 10-2,

где (10) - основание десятичной системы счисления.

В вычислительной технике при кодировании информации широко используются двоичная, восьмеричная и шестнадцатиричная системы счисления, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1


Система счисления

двоичная

восмиричная

десятичная

шестнадцатиричная

0

0

0

0

1

1

1

1

10

2

2

2

11

3

3

3

100

4

4

4

101

5

5

5

110

6

6

6

111

7

7

7

1000

10

8

8

1001

11

9

9

1010

12

10

A

1011

13

11

B

1100

14

12

C

1101

15

13

D

1110

16

14

E

1111

17

15

F

10000

20

16

10



Чтобы перевести число из одной системы счисления в другую необходимо разделить его на основание той системы в которую оно переводится, полученный остаток будет младшим разрядом числа в новой системе счисления, частное от деления делится на основание, остаток - следующий разряд и так далее, деление продолжается до тех пор пока не получится частное меньше основания системы в которую мы переводим - это будет старший разряд число в новой системе счисления.

Например, перевести число 351 из десятичной системы счисления в шестнадцатиричную и двоичную:



351(10) = 15F(16)


351(10) = 101011111(2)
Для перевода чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатиричную и наоборот можно воспользоваться следующим правилом: группа цифр из 3-х, 4-х двоичной системы заменяется на соответствующую цифру для восьмеричной, шестнадцатиричной системы и наоборот в соответствии с таблицей 2.

Например:

110 111 100 001(2) = 6741(8)

2305(8) = 010 011 000 101(2)

1111 0000 1011(2) = F0B(16)

577(16) = 0101 0111 0111(2)

Таблица 2


Система счисления

двоичная

восьмиричная

двоичная

шестнадцатиричная

000

0

0000

0

001

1

0001

1

010

2

0010

2

011

3

0011

3

100

4

0100

4

101

5

0101

5

110

6

0110

6

111

7

0111

7

-

-

1000

8

-

-

1001

9

-

-

1010

А

-

-

1011

В

-

-

1100

С

-

-

1101

D

-

-

1110

E

-

-

1111

F



2. Описание практической части работы:
2.1. Цели лабораторной работы: Ознакомиться с взаимным переводом чисел в двоичную, восьмиричную, десятичную и шестнадцатиричную системы счисления.

2.2. Постановка задачи: В соответствии с заданием осуществить взаимный перевод числа из двоичной, восьмиричной, десятичной и шестнадцатиричной систем счисления.
2.3. Порядок выполнения работы:

2.3.1. Ознакомиться с теоретической частью.

2.3.2. Получить задание у преподавателя.

2.3.3. Выполнить работу.

2.3.4. Оформить отчет:

2.3.4.1. Содержание отчета:

1. Цель работы - краткая формулировка поставленной цели.

2. Порядок выполнения - определяются действия, необходимые для выполнения данной работы.

3. Постановка задачи - формулирование задачи в соответствии с индивидуальным заданием.

4. Решение поставленной задачи:

4.1. Математическое описание решения поставленной задачи содержит описание связей между параметрами с использованием принятых в математике обозначений.

4.2. Описание логической структуры программы (алгоритм решения) содержит:

- краткое описание схемы программы,

- алгоритм решения (по ГОСТ ) - рисунок,

- краткое описание используемых операторов языка программирования (при необходимости).

4.3. Описание программы содержит:

- название файла, его размер,

- текст программы (или фрагмент для решения конкретной, наиболее важной части задания).

4.4. Результат работы программы:

- значения, полученные в результате выполнения программы

- анализ полученных результатов.

Выводы - отвечают на поставленную цель.
2.4. Контрольные вопросы:

1. Дайте определение системы счисления ?

2. Какие бывают системы счисления ?

3. Как записываются числа в позиционной системе счисления ?

4. Что называется основанием системы счисления ?

5. Как переводится заданное число из одной системы счисления в другую ?

6. Какое число больше 100(4) или 4(100) ?

7. Какое число больше 20(7) или 30(5) ?

8. Перевести в десятичную систему число 38(5) ?

9. Перевести число 222(8) в шестнадцатиричную систему счисления ?

10. Какое число больше 100(8) или XCLII
?
Таблица

задания:




Система счисления

nn

Двоичная

Восьмиричная

Десятичная

16-иричная

1

1111000111001010

131532

17523

6953

2

1110100000101011

165624

14915

A4C2

3

1011011111011110

153645

32133

4334

4

1000000011011000

114424

10251

A136

5

1001011110101110

177141

58516

9CA9

6

1000011001101111

133474

44736

5BA8

7

1101000000000100

153522

48255

6F89

8

1000101100111110

166367

25414

6663

9

1001110010000101

167265

14521

371A

10

1011010100000110

121020

19816

A625

11

1010110000001010

105150

45554

0499

12

1011000100111000

117621

27846

9D56

13

1000000010001110

152340

33457

2824

14

1011001010101111

157612

18633

1935

15

1101000000110011

164442

61627

2A71

16

1110011000001001

113341

48017

CADA

17

1000111110101010

155565

19827

CCD9

18

1110110101001000

147545

29673

4EEA

19

1011011000101101

133364

29544

AB65

20

1000001100001010

102162

40274

1541

21

1000001101010100

112643

30299

AAA1

22

1011101010110101

111136

32455

19D2

23

1011110111100100

126342

43673

CF1F

24

1101001111111111

136722

35186

D098

25

1111000000011110

110504

15165

D5B3

26

1010001101110110

123311

33907

AE66

27

1010110110100001

156125

37856

786B

28

1001000000110001

131642

20644

B4FA

29

1001000110101110

115264

61033

BEBD

30

1011101111001000

130275

60055

112D