Файл: 1. Методологические основы теории управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 1. Методологические основы теории управления
1.
Управление как социальное явление
2.
Структура управления
1 вопрос
Управление является необходимым элементом, функцией разнообразных организованных систем
(технических, биологических социальных).
Разнообразие видов управления: (в зависимости от того в какой системе оно происходит, выделяется):
биологическое
- управление процессами, протекающими в живых организмах; техническое - управление техническими процессами в машинах и устройствах; социальное - управление обществом, соц. процессами, дея-тью людей.
Управляющей подсистемой в живом организме является нервная система, в машине - управляющее устройство, в обществе - административно- управленческая система, аппарат управления, куда входят люди.
Управление как социальное явление
. Нет области человеческой деятельности, которая не осуществлялась бы совместными усилиями людей.
Эти усилия необходимо упорядочивать, организовывать, т.е. управлять ими.
Управление
– это родовое свойство общества как социальной системы.
Оно появляется именно в обществе как объективная необходимость обеспечения взаимодействия людей, удовлетворяющих свои потребности для достижения своих целей.
В первобытном обществе основным фактором упорядочивания являлся инстинкт самосохранения. Главным регулятором общества были традиции, а тип управления обществом получил название "традиционного".
Традиции являются первым способом накопления социальной информации. Они возникают как следствие их приспособления к действиям природных и социальных закономерностей.
Важная
особенность
«традиционного типа» заключалась, во-первых, в его консервативности, так как оно ориентировалось на воспроизводство прошлого опыта, а новшества и изменения рассматривались как подрыв всего уклада жизни. И, во-вторых, в его спонтанности: от человека не требовалось осознания программ жизни.

Этот этап развития общества длился многие тысячелетия, черты общества изменялись и требовали новых общественных регуляторов. С одной стороны, такими регуляторами становятся нормы и право, к-ые определяли границы поведения отдельного человека. С другой стороны, главной управляющей силой социальных отношений становится рынок. Данный механизм управления менее консервативен, ибо рынок задает направление деятельности человека и способы ее реализации.
Особенностью данного механизма является: в это время управление превращается в особый вид деятельности. Из-за усложнения экономических процессов, охвативших массу участников, понадобилось выделение особого разряда людей, которые занимались бы урегулированием человеческих отношений.
Закономерности, регулирующие общество в виде обычаев, традиций, норм, рынка, если не познаны человеком, то действуют спонтанно (или стихийно). С познанием человеком этих закономерностей появляется новый тип механизма регулирования. Познание закономерностей происходит посредством развития науки, отсюда название данного типа –
«научное» или
«рациональное» управление. Произошло это в середине 19 века, а востребовала данный тип управления обществом сама реальность, управленческая практика.
Основное в рациональном управлении
- последовательность и осознанность,
целеполагание и планирование.
Управление в социальных системах охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг люди объединяются в различные социально- экономические системы.
Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию

деятельности всех участников совместного трудового процесса. Необходимость управления возникает там, где есть совместный труд в форме производственной кооперации и общая цель.
Существует более 300 определений управления. Классик управления А.
Файоль дает такое определение управления: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; Ли Якокка считает, что управление – не что иное, как «настраивание людей на труд итд.
Можно дать и такое определение: управление – это подготовка, принятие и
реализация решений во всех областях деятельности организации, направленных
на достижение запланированных целей. Все приведенные определения
управления имеют нечто общееэто воздействие субъекта управления на
объект управления с определенной целью. Существуют различные виды, уровни управления (политическое, экономическое, итд).
Менеджмент
– это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Это управление в условиях рынка, рыночной экономики, то есть в условиях конкуренции, постоянных изменений, риска. Менеджмент направлен на создание благоприятных условий функционирования организации, на достижение ею успеха. Основными составляющими успеха являются:
1) выживание организации в долгосрочной перспективе;
2) результативность;
3) эффективность.
Как система научных данных менеджмент – это совокупность
концепций, философий, моделей, стратегий, принципов, методов и стилей
управления организацией, производством и персоналом в целях повышения
эффективности организации и роста прибыли.
В современных условиях процесс управления воспринимается как
искусство применения науки к практике.
Таким образом, урегулирование и регламентация человеческих отношений присущи любому этапу развития общества, но каждому этапу соответствует определенный тип воздействия, тип "социального управления".

2 вопрос
Главная
отличительная черта научного управления
- появление
субъекта управления, который формировался, имел свою структуру,
создавал специальный аппарат, задачей которого являлось выработка целей
общественного развития и нахождение способов их реализации. В процессе развития и углубления общественного разделения труда управленческая деятельность все больше обособляется, превращаясь со временем в профессию.
Специфика и характер управленческого труда в том и состоит, что труд, объективно необходимый для согласования интересов людей и организации их взаимодействия в процессе достижения общей для группы цели, как бы поднимает людей, занятых управлением, над другими. Так, появляется социально-профессиональная группа, занимающаяся преимущественно управленческим трудом, закрепляющая за собой особое положение в социальной структуре общества: управляющие занимают более высокое социальное положение, отсюда и возможности получения специальной профессиональной подготовки.
Система понятий при этом складывается в самом общем виде следующим образом: субъект управления, имеющий свои цели, воздействует на объект управления и получает результат.
S(цель)
O = Результат
При этом под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит управленческое воздействие; объектом управления выступают физические и юридические лица, на которые направлено управленческое воздействие.
Таким образом, под управлением в широком смысле слова можно
понимать свойство, которое присуще сложноорганизованным объектам
(системам), суть которого заключается в том, что оно (данное свойство)
упорядочивает, регулирует систему в условиях постоянных изменений,
сохраняет ее целостность, устойчивость и качественную определенность.
Организация
– это относительно автономная группа людей,
деятельность которых сознательно координируется для достижения общей


цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных
(кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять.
Организация имеет определенные границы, которые обусловливаются видами деятельности и т.п. они фиксируются, закрепляются в таких документах, как устав, учредительный договор, положение.
Любая организация состоит из трех основных элементов. Это люди,
входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она
создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал
организации для решения стоящих задач
. Цель управления
– это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта.
Жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:
1)
получение ресурсов из внешней среды;
2)
преобразование ресурсов в готовый продукт;
3)
передача произведенного продукта во внешнюю среду.
Управление – это единый процесс, который представлен разными управленческими работниками или органами. Целью их взаимодействия является выработка единого управляющего воздействия на объект управления.
К управленческим кадрам относятся менеджеры (руководители), специалисты и служащие (технические исполнители). Центральное место в управлении занимает менеджер. Он возглавляет определенный коллектив, ему принадлежит право принятия и контроля управленческих решений.

Менеджер
– руководитель, профессиональный управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации.
Специалисты
– работники, выполняющие определенные функции управления. Труд названных работников обслуживают технические исполнители
: секретари, референты, техники, архивариусы и т.д.
Итак, процесс управления включает следующие элементы: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту. Главным свойством социально-экономических систем является то, что в их основе лежат интересы людей, поскольку главным их компонентом является человек.
Задача руководителя: как эффективно работать, чтобы достичь цели и получить нужный результат.
Важно помнить, что управление организацией, эффективное управление его функционированием предполагает, прежде всего, принятие и реализацию таких управленческих решений, которые максимально учитывают его особенности и особенности среды. С другой стороны, управление в социальной организации – это управление процессами взаимодействия людей, социальными процессами.
Изменение социально-экономических процессов начинается с перестройки сознания, с отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики.
Личность представляет собой био-психо-социальное явление, в данном случае это означает следующее: а) управленческие решения могут быть успешно реализованы в организации только в том случае, если они приняты с учетом физических способностей и возможностей, психологических особенностей участников процесса; б) любые управленческие решения могут быть успешно реализованы

в организации только в том случае, если они разработаны и приняты с учетом социальных норм, ценностей, интересов и потребностей участников процесса управления; в) управленческая деятельность должна быть максимально освобождена от схем, упрощающих человеческие отношения и человеческое поведение.
Традиционно
управление понимается преимущественно как однонаправленное воздействие субъекта управления, имеющего свои цели, на объект.
Известный американский теоретик менеджмента Питер Дракер особо подчеркивает роль знания в этом процессе. С точки зрения П. Дракера, изменилось определение понятия «руководитель». В первые годы после окончания второй мировой войны оно означало «человек, отвечающий за работу своих подчиненных», то есть начальник – это «шеф», а управление – высокая должность и власть. К началу 50-х годов содержание понятия
«руководитель» стало означать «человек, отвечающий за эффективность и результаты работы коллектива». Сегодня и это определение слишком узко.
Адекватным следует считать следующее: «человек, отвечающий за
применение и эффективность знания».
Почему большое внимание уделяется, именно психологическим вопросам управления? Дело в том, что предметная сфера деятельности специалистов может быть различной, различными будут, в силу этого, и специфические методы управления.
Однако главное
звено
менеджмента
— человек.
Именно
индивидуальная деятельность руководителя является, в конечном итоге,
важнейшим и определяющим звеном функционирования организаций.
Особенностью управления личностью является то, что, ее поведение связано с деятельностью руководителя (субъекта управления) не жестко, неоднозначно. Личность - это активная управляемая система, наделенная волей и сознанием, а значит, живет и действует не только по инструкции другого человека (руководителя), но и в соответствии с собственными интересами и целями.

Теория управления рассматривает управление, прежде всего как социальное явление, проявляющееся в форме социального взаимодействия, в процессе согласования интересов субъектов, в процессе организации достижения определенных, осознанных сторонами и принятых ими общих целей.
Общая цель здесь рассматривается как однонаправленное движение усилий на совершенствование системы, на обеспечение ее перехода к качественно новому состоянию в интересах всех участников.