Файл: Эмоциональный стресс. Устойчивость к эмоциональному стрессу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по дисциплине "Нормальная физиология " за 2 семестр 2022 — 2023 учебного года,
Тема: " Эмоциональный стресс. Устойчивость к
эмоциональному стрессу."
Выполнила:
Пузачева Екатерина Максимовна
1 курс 19 группа лечебного факультета
Проверила:
Хвастунова И.В.
Волгоград 2023

Оглавление
Введение ................................................................................................................................... 2
Факторы стресса и типы реагирования .............................................................................. 3
Специфические реакции организма во время стресса ....................................................... 6
Регуляция психических состояний ....................................................................................... 7
Заключение ........................................................................................................................... 10
Список литературы ............................................................................................................. 11

Введение
Стресс (стресс-реакция) (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Основоположником учения о стрессе является канадский ученый Г. Селье. Он рассматривал стресс как состояние неспецифического напряжения в живом организме, вызванное любым внешним повреждающим фактором, независимо от его природы. На воздействие разного рода организм отвечает не только местной защитной реакцией, но и общей реакцией физиологического механизма независимо от того, какой именно раздражитель действует в этот момент на организм.
Эмоциональный стресс — это состояние, при котором организм человека вынужден адаптироваться к чрезвычайно трудной ситуации, которая требует от него разного рода реакций. Эмоциональный стресс может возникать в результате крупных изменений в жизни человека, таких как потеря близкого человека, развод, переезд в новое место или увольнение с работы. Кроме того, стресс может быть вызван и другими факторами, в том числе физических или психологических (например, смерть близкого человека).
Одна из основных причин, по которой эмоциональный стресс может оказывать отрицательное влияние на здоровье человека, заключается в том, что он усиливает выработку гормона кортизола в человеческом организме. Это вредно для здоровья, поскольку кортизол в больших количествах может приводить к различным медицинским проблемам, таким как высокое артериальное давление, инсулинорезистентность и другие.
Чтобы преодолеть эмоциональный стресс, необходимо знать точно, что именно вызвало его. Важно найти способы уменьшения стресса или, если это невозможно, учитывать существующий стресс и пытаться его контролировать. Некоторые способы управления стрессом включают в себя релаксационные упражнения, такие как массаж, йога и стретчинг, а также повседневные привычки, такие как здоровая диета и регулярные прогулки на свежем воздухе.
В целом, эмоциональный стресс — это серьезная проблема, которая может оказывать огромное влияние на жизнь человека. Однако, с помощью соответствующих знаний и методов управления стрессом, можно справиться с этой проблемой и вернуться к нормальному функционированию.


Факторы стресса и типы реагирования
Виды стрессоров (раздражителей; факторов, вызывающих стресс) 2 основных:
- физиологические
- психологические
Психологический подразделяется на информационный и эмоциональный.
Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верное решение в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принимаемых решений.
Перерабатывая информацию, анализируя её, человек завершает процесс принятием решения. Эмоциональный стресс появляется в ситуации угрозы, обиды, а также в ситуации конфликта, когда длительное время не удовлетворяются биологические и социальные потребности. Преобладающими раздражителями, вызывающими эмоциональный стресс, являются высказывания.
Причина эмоционального стресса – не само воздействие, а отношение к нему; негативная его оценка с сенсорной, психологической или социальной точки зрения. Тип реагирования на стрессогенные факторы и направленность поведения определяются: типологическими свойствами субъекта (темперамент, характер), особенностями эмоционального восприятия.
Стадии эмоционального стресса:
1. Стадия тревоги – возникает при внезапном действии стрессора, проходит по типу шока, как результата сильнейшего эмоционального возбуждения и состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма. 3 периода:
I.
Активизация адаптационных защитных форм реагирования – отличается сценическими эмоциями и повышенной работоспособностью (длительность
– несколько часов – менее суток)
II.
Если адаптационная защита не прекращает стрессогенного воздействия, возникает новый уровень функционирования, адекватный экстремальным требованиям: - ухудшается состояние, снижается работоспособность, но - при высокой мотивации может быть высокая работоспособность за счет сверх мобилизации резервов организма, однако возможны последствия: обострение скрытых заболеваний, появление «болезней стресса» (нервно-
психических, сердечно- сосудистых, воспалительных) Первые 2 периода вместе длятся до 11 суток.
III.
Период неустойчивой адаптации, он предшествует 2-ой стадии, его продолжительность – от 20 до 60 суток.
2. Стадия сопротивления стрессу – подготавливает организм к повышенной устойчивости, к действию вредных факторов. Если действие совместимо с возможностями адаптации, то в организме стабилизируется фаза сопротивления стрессору. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного.
3. Стадия истощения (психической дезадаптации) – возникает при продолжающемся длительном воздействии стрессоров.


Специфические реакции организма во время стресса
В эмоционально-стрессовой ситуации становится невозможным сканирование глазами страницы сверху вниз и слева направо. Во время рефлекторного ответа на стресс взгляд становится периферическим, поле зрительного восприятия увеличивается для максимального контроля над пространством вокруг. В состоянии постоянного стресса внешние мышцы глаз становятся сильнее, а внутренние слабеют и растягиваются. Этот рефлекс периферического зрения сформирован в ходе эволюции и служит защитной реакцией во время опасности.
Движения глаз ребенка являются значимым фактором развития. Если слежение глазами за пальцем происходит скачками и вызывает боль, то такой ребенок обязательно будет испытывать трудности во время чтения и понимания прочитанного. Развитие и упражнение глазных мышц способствует развитию нервных сетей центрального зрительного поля и моторного слежения. Кроме того, информационные и эмоциональные стрессы вызывают рефлекс защиты ахиллова сухожилия, который способствует сокращению икроножной и камбаловидной мышц, вынуждая человека «ходить на полусогнутых» ногах.
Это переносит центр тяжести тела на носки и напрягает спину и шею.
Эволюционное значение этого рефлекса в том, чтобы в момент опасности быстро вскочить и убежать, не тратя время на сокращение мышц. Однако напряжение спины в течение длительного времени приводит к снижению притока спинномозговой жидкости в мозг и снижает его физиологическую активность. Хроническое сокращение икроножных мышц может привести к ходьбе на носочках или постоянному бегу вместо ходьбы. Многие коррекционные упражнения для гиперактивных детей направлены на то, чтобы расслабить мышцы ног и нейтрализовать рефлекс защиты ахиллова сухожилия.
В стрессовой ситуации нарушается проводимость мозолистого тела, ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое полушарие блокируется.
Нарушается интеграция работы полушарий. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и слухового восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Одним из основных условий для успешной элиминации стрессового состояния является развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг


Регуляция психических состояний
Регуляция психических состояний — это процесс контроля и управления эмоциями, настроением и мыслями с целью достижения более устойчивого и здорового психического состояния.
Человеку может быть трудно регулировать свои психические состояния, особенно в условиях негативных стрессовых ситуаций. Неэффективная регуляция может привести к различным проблемам, таким как тревожность, депрессия, потеря контроля над эмоциями, снижение продуктивности и общего самочувствия.
Одним из эффективных способов регуляции психических состояний является практика медитации и глубокого дыхания. Эти методы позволяют снизить уровень стресса и тревожности, улучшить настроение и способствуют лучшему контролю над мыслями и эмоциями. Другой способ - занятие спортом, физические нагрузки помогают телу производить гормоны радости и уменьшают уровень стресса.
Также важно обратить внимание на питание и рацион. Употребление алкоголя, наркотиков и жирной пищи может привести к эмоциональному расстройству и снижению общего физического и эмоционального здоровья. Правильный рацион и употребление полезной пищи можно повысить настроение и улучшить психическое состояние. Таким образом, регуляция психических состояний является важным аспектом общего психологического здоровья человека. Существует множество способов и методик для достижения более устойчивого и здорового психического состояния, в том числе медитация, физическая активность и правильное питание.
Следует отмстить, что существует много подходов к исследованию как регуляции эмоциональных состояний, так и психических механизмов, вызывающих стресс. Первый из них, представленный работами Ф. Б. Березина, основан на следующих положениях:
1) Адаптация протекает на всех уровнях организации человека, в том числе в психической сфере;
2) Психическая адаптация является центральным звеном в общей адаптации человека, поскольку именно характер психической регуляции определяет характер адаптации в целом.

3) Механизмы психической адаптации, а следовательно, и регуляции психических состояний, лежат в интрапсихической сфере.
К числу механизмов, обусловливающих успешность адаптации, Березин относит механизмы противостояния тревоге - разнообразные формы психологической защиты и компенсации.
Психологическая защита — это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта. Главной функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживании. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в том числе и неадекватного, направленного на устранение дискомфорта.
Березин выделяет четыре типа психологической защиты: препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающих тревогу; позволяющие фиксировать тревогу; снижающие уровень побуждений; устраняющие тревогу. Проведенные им исследования обнаружили закономерную смену механизмов интрапснхической адаптации и позволили говорить о том, что различные формы психологической защиты обладают различными возможностями противостоять тревоге и другим негативным состояниям. Более того, было установлено, что существует определенная иерархия типов психологической защиты. Когда одна формы зашиты оказывается не в состоянии противостоять тревоге, то
«включается» другая форма защиты. Было также обнаружено, что нарушение механизмов психической адаптации или использование неадекватной формы защиты могут приводить к соматизации тревоги, т. е. направлению тревоги на формирование пред болезненные состояния, или к окончательному срыву адаптации. Это происходит потому, что тревога, как и любое другое эмоциональное состояние, связана с вегетативной н гуморальной регуляцией организма, т. е. при возникновении данного состояния происходят определенные физиологические изменения. При этом следует отметить, что использование индивидом неадекватной формы психологической зашиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапряжением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. Как правило, в этой ситуации возникает состояние, обусловленное блокадой мотивационного поведения, известное как фрустрация.


Фрустрация — это психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели пли решении задачи.
Следует отметить, что термин «фрустрация» применяется в современной научной литературе в разных значениях. Очень часто под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. В одних работах этим термином обозначаются фрустрирующие ситуации, в других - психическое состояние, но всегда имеется в виду рассогласование между поведенческим процессом и результатом, т. е. поведение индивида не соответствует ситуации, а следовательно, он не достигает цели, к которой стремится, а даже наоборот, может прийти к совершенно противоположному результату.
Существенные для адаптации фрустрирующие ситуации обычно связаны с широким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той пли иной ситуации. Потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Существуют разнообразные классификации наиболее значимых из них. П. В.
Симонов, например, выделяет биологические, социальные и идеальные. А. Маслоу утверждает, что существует определенная иерархия потребностей, где к числу высших относятся социальные потребности.

Заключение
Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов. Чаще всего, стресс определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение.
Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.