Файл: Отчет по производственной практике (научноисследовательская работа).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рисунок 3 – Структура базы данных «СтройМирЛаб»

Связи между таблицами базы данных предоставляют возможность пользователю одновременно использовать данные, хранящиеся в разных таблицах. При создании связей между таблицами не обязательно, чтобы общие поля имели одинаковые имена, но общие поля должны иметь одинаковый тип данных.

После создания серверной части базы данных «СтройМирЛаб» можно приступать к разработке клиентского приложения.

    1. Разработка клиентского приложения

Для разработки клиентского приложения используется среда визуального программирования Visual Studio 2022 на языке программирования C#.

База данных «СтройМирЛаб» была спроектирована в MySQL Workbench и экспортирована в СУБД Microsoft SQL Server Management Studio.

Среда визуального программирования Visual Studio 2022 C# для создания приложения предоставляет классы для работы с данным СУБД такие как: SqlConnection, DataTable, SqlDataAdapter, DataSet. В качестве соединения с Microsoft SQL Server Management Studio был выбран поставщик данных .NET Framework для SQL Server [8, c.896].

Проект программы содержит восемь форм:

  1. «Вход в систему» – окно для входа на главную форму с помощью учётной записи.

  2. «СтройМирЛаб» – главная форма, которая позволяет переходить на другие формы.

  3. «Наша продукция» – форма, показывает информацию о продукции предприятия.

  4. «Оформление заказа» – данная форма позволяет оформлять новые заказы и добавлять новых клиентов.

  5. «Заказы» – форма, показывает информацию о составленных заказах;

  6. «Сотрудники» – форма. показывает информацию о сотрудниках работающие в предприятии «СтройМирЛаб».

  7. «Диаграммы» – окно предоставляющая пользователю просматривать диаграммы и сохранить их в нужное место.

  8. «Отчёт» – данное окно нужно для просмотра сформированного отчёта с возможностью печати.

Для программного обеспечения была создана главная форма «СтройМирЛаб», предназначенная для навигации к другим формам. Элементами главной формы являются картинки с надписями, открывающие прочие формы для решения иных задач, а также кнопка для закрытия главной формы. Например, при нажатии на картинку «Наша продукция» открывается форма «Наша продукция», с помощью который в базу данных вносится и редактируется информация о продукции предприятия «СтройМирЛаб».


Главная форма представлена на рисунке Рисунок 4.



Рисунок 4 – Макет главной формы «СтройМирЛаб»

С главной формы «СтройМирЛаб» можно с помощью нажатия по картинке перейти на другие формы. Другие формы используются для просмотра и редактирования данных, так как они предоставляют более удобный способ работы над данными в таблицах. На рисунке Рисунок 5 представлена форма «Наша продукция», которая предназначена для просмотра, ввода, изменения, удаления, поиска и фильтрации данных.



Рисунок 5 – Макет формы «Наша продукция»

Визуальные компоненты формы «Наша продукция»:

  1. Label – графический элемент управления, предназначенный для отображения текста на форме.

  2. TextBox – текстовое поле, которое предназначено для ввода и редактирования текста.

  3. Button – это дочерний элемент управления, помещенный в Форму и используемый для обработки события click.

  4. GroupBox – это контейнер, содержащий несколько элементов управления, которые связаны друг с другом.

  5. BindingNavigator – элемент управления для перемещения по набору данных.

На форме «Наша продукция» содержатся элементы управления, при помощи которых осуществляется доступ к данным в таблице. Элементами управления являются текстовые поля для ввода и редактирования данных, переключатели в элементе управления, кнопки и т.д. В окне представлены кнопки для разных целей: для перехода по записям (предыдущая запись, следующая запись, первая запись, последняя запись), для работы с записями (удалить, добавить, редактировать, сохранить, поиск, фильтрация).

Для оформления нового заказа используется форма «Оформление заказа», представленная на рисунке Рисунок 6. Она содержит новые визуальные компоненты TabControl и ComboBox. TabControl – позволяет создать элемент управления с несколькими вкладками. ComboBox позволяет пользователю выбрать элемент из раскрывающегося списка или при необходимости ввести новый текст в текстовое поле элемента управления.

Данная форма позволяет сотруднику выбрать на первой страницы TabControl выбрать клиента, а на второй уже оформлять сам заказ.



Рисунок 6 – Макет формы «Оформление заказа»

Для просмотра и внесения информации о клиенте используется форма «Оформление заказа», представленная на рисунке Рисунок 7. Помимо оформления заказа с помощью элемента TabControl можно перейти к выбору клиента и там присутствуют элементы предназначены для просмотра, ввода, изменения, удаления, поиска и фильтрации данных. Она содержит те же самые элементы управления, что и форма «Наша продукция».





Рисунок 7 – Макет формы «Оформление заказа»

Форма «Сотрудники» предоставляет информацию о сотрудниках, работающих в предприятии «СтройМирЛаб». Также форма позволяет просматривать и вносить информацию о сотрудниках. Данная форма тоже содержит те же самые элементы управления, что и форма «Наша продукция», но при этом был добавлен способ редактирования пароля. Форма «Сотрудники» показана на рисунке Рисунок 8.



Рисунок 8 – Макет формы «Сотрудники»

Все оформленные заказы отображены на форме «Заказы», представленной на рисунке Рисунок 9. Она предназначена для просмотра, редактирования, поиска данных, а также организации фильтрации по параметрам: ФИО клиента, название груза, организация, итого к сумме, дата заказа, дата поставки. Форма «Заказы» содержит новый визуальный компонент DateTimePicker – представляет раскрывающийся по нажатию календарь, в котором можно выбрать дату.



Рисунок 9 – Макет формы «Оформление заказа»

Для того, чтобы на запрос сотрудника был дан ответ, в запросе должен быть указан хотя бы один параметр. В программе реализована возможность формирования отчёта по оформленным заказам. Отчёт показан на рисунке Рисунок 10.

Окно «Диаграммы» предоставляет пользователю три вида диаграмм:

  1. Движение выручки – данная диаграмма показывает движение выручки в период времени.

  2. Статистика продаж сотрудников – показывает в процентном соотношении продажи сотрудников в период времени.

  3. Статистка покупок клиентов – аналогична предыдущей диаграмме.



Рисунок 10 – Отчёт по заказам

Для реализации создания диаграмм был использован Chart – элемент является панелью, на которой можно создавать диаграммы и графики различных типов. Компонент Chart управляет координатными осями и формой отображения. Одна из диаграмм показана на рисунке Рисунок 11.




Рисунок 11 – Диаграмма «Статистика продаж сотрудников»

В результате проделанной работы был проведён анализ предметной области, составлено техническое задание, на основе чего были сформулированы требования к разрабатываемому программному обеспечению.

Спроектирована ER-модель при помощи MySQL Workbench. После инфологического проектирования была спроектирована диаграмма вариантов использования, при помощи программы StarUML. Далее была разработана структура базы данных в программной среде Microsoft SQL Server Management Studio. Были созданы и заполнены таблицы, отражающие информацию, необходимую для работы с базой данных.

При помощи Visual Studio 2022 были реализованы по сформулированным требованиям экранные формы и осуществлён доступ к данным с помощью удобного клиентского приложения. Теперь нужно переходить к тестированию ПО.

    1. Тестирование программного обеспечения

Прежде чем приступать к тестированию клиентского приложения нужно понять, что понимается под тестированием программного продукта.

Тестирование программного продукта – это процесс исследования, испытания программного продукта, имеющий своей целью проверку соответствия между реальным поведением программы и её ожидаемым поведением на конечном наборе тестов, выбранных определенным образом.

Тестирование чёрного ящика или поведенческое тестирование-стратегия (метод) тестирования функционального поведения объекта (программы, системы) с точки зрения внешнего мира, при котором не используется знание о внутреннем устройстве тестируемого объекта. Под стратегией понимаются систематические методы отбора и создания тестов для тестового набора. Стратегия поведенческого теста исходит из технических требований и их спецификаций [12].

Тестирование по стратегии белого ящика-тестирование кода на предмет логики работы программы и корректности её работы с точки зрения компилятора того языка, на котором она писалась. Тестирование по стратегии белого ящика, также называемое техникой тестирования, управляемой логикой программы, позволяет проверить внутреннюю структуру программы. Исходя из этой стратегии тестировщик получает тестовые данные путем анализа логики работы программы.

В ходе тестирования клиентского приложения была выявлена ошибка, которая возникала при удалении пустой строки в таблице. Ошибка показана на рисунке Рисунок 12.




Рисунок 12 – Ошибка при удалении пустой строки

После изменения программного кода повторное тестирование не выявило каких-либо ошибок, которые бы приводили к неправильности работы клиентского приложения.

Итогом является готовый программный продукт – программное обеспечение для автоматизации процедуры оформления заказов клиентов на выполнение работ и оказание услуг для предприятия «СтройМирЛаб». База данных «СтройМирЛаб» позволит решить вопрос повышения производительности предприятия путем минимизации времени обработки информации о заказах за счет автоматизации данного процесса. Данное программное обеспечение позволит редактировать, просматривать, хранить и удалять данные о продукции, клиентах, сотрудниках и заказах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге проделанной работы был создан готовый программный продукт – база данных для предприятия «СтройМирЛаб» и клиентское приложение для доступа к данным, тем самым реализовав поставленную цель

В ходе разработки программного обеспечения были решены следующие задачи:

  1. собрать и проанализировать материалы предметной области и сформировать требования к создаваемому ПО;

  2. обосновать выбор языка и инструментальных средств разработки;

  3. произвести проектирование инфологической модели;

  4. создать базу данных в Microsoft SQL Server 2019;

  1. создать клиентское приложение в среде программирования Visual Studio 2022, то есть разработать интерфейс и осуществить доступ к данным.

Проведено тестирование, в ходе которого была выявлена ошибка при удалении пустой строки в таблицах, которая в последствие была устранена. Программа успешно справляется со своей задачей, не требуя при этом большого количества ресурсов системы и не нарушая работы операционной системы.

Интерфейс разработанного клиентского приложения был подобран под стилистику Windows, влияющая на конструктивные решения, и придающая приложению ощущения целостности, а также не вызывает какого-либо раздражения глаз. Встроенные календари являются удобным механизмом для ввода дат, исключают ошибки ввода данных другого формата.

Разработанное программное обеспечение предназначено для решения такой задачи как сокращение времени, затрачиваемого на оформление заказа клиентов.

Данное программное обеспечение позволит вносить, редактировать, просматривать,