Файл: Отчет по учебной практике технологическая (проектнотехнологическая) практика.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одной из технологий позволяющей реализовать деятельностный подход в работе с дошкольниками является технология проблемного обучения, которая помогает детям самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач.
Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления. (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
деятельности по проблемному обучению дошкольников (см. таблицу)
На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию
На 2 этапе - актуализации знаний - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.
На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Например в образовательной области "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" (программа "Детство") наиболее эффективным способом проверки, является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.
5 этап - «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.
Таблица
I
Постановка проблемы
Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий.
Создает проблемную ситуацию
Формулирует или помогает сформулировать проблему.
Определяет целевую установку.
Осознает создавшееся противоречие.
«Присваивает» проблему.
Участвует в формулировке проблемы.
Осознает цель поиска.
II
Актуализа-ция знаний
Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации.
Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений.
Мотивирует к поиску новых знаний или умений.
Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует).
Осознает потребность в новых знаниях.
Концентрируется на поиске новых знаний.
III
Выдвиже-ние гипотез – предполо-жений
Организует выдвижение предположений.
Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поиска.
Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их.
Принимает программу поиска.
Проводит поисковую деятельность.
IV
Проверка решения
Проверяет результаты поиска.
Помогает выбрать правильное решение
Докладывает результаты поиска.
Формулирует выводы.
V
Введение в систему знаний
Выделяет новые знания.
Организует размещение результатов поиска в уголке Открытий.
Организует применение полученных знаний.
Присваивает новые знания и умения.
Участвует в размещении в уголке Открытий результатов поиска.
Применяет полученные знания.
Что позволяет достичь деятельностный подход?
-
уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является умение человека действовать в нестандартных ситуациях -
перейти на другой тип отношений между субъектами ОП -
решить большее количество частных (конкретных задач за более короткий промежуток времени
Рекомендации по организации деятельности детей, направленной на развитие дошкольников:
-
Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив). -
Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов. -
Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет). -
Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед). -
Играйте с детьми каждый день. -
Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в …». -
Беседуйте детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»).
Рекомендации по стилю общения с детьми
-
Выслушайте каждого желающего. -
Педагог должен побуждать детей высказываться, не бояться допускать ошибки, не читать нравоучений. Ведь это порождает в детях робость. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу детей в постановке и решении проблемы. -
Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную задачу – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Ребенок будет решать только легкие проблемы, что неизбежно приведет к задержке его развития. -
Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорить «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». -
Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. -
Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. -
В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.
4. Справка об итогах тематического контроля «Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС»
Согласно годовому плану работы МБДОУ д/с «Яблонька» р.п. Мулловка на 2015-2016 учебный год, в период с 14.03.2016 по 25.03.2016 г. прошла тематическая проверка с целью анализа системы работы ДОУ по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Проверку осуществили: заведующий, старший воспитатель, воспитатель, руководитель физического воспитания.
В процессе контроля были проанализированы следующие направления работы:
Организация жизни детей согласно ФГОС ДО
Педагогическая компетенция педагогов в контексте ФГОС ДО
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Создание условий в соответствии с ФГОС ДО
Взаимодействия с родителями в соответствии с ФГОС ДО
Использовались следующие формы и методы контроля: наблюдение и анализ за организацией жизни детей в ДОУ, наблюдение за деятельностью педагогов, анализ комплексно-тематического плана образовательной работы, изучение и анализ развивающей предметно-пространственной среды, изучение и анализ работы с родителями.
Проверка показала:
Воспитатели МБДОУ осуществляют педагогическую деятельность в соответствии с Уставом, Образовательной программой учреждения. Воспитательно-образовательный процесс выстроен на основе грамотного сочетания примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика – синтез 2015 г., и ряда парциальных программ и педагогических технологий. Учитывается контингент воспитанников, их возрастные и индивидуальные особенности, социальный заказ родителей.
Сетка НОД утверждена руководителем дошкольного образовательного учреждения, составлена к началу учебного года в соответствии с учебным планом учреждения.
Воспитателями ведётся документация группы: паспорт группы, перспективное планирование, календарный план воспитательно-образовательной работы, работа с родителями.
Воспитателями составлен паспорт группы, который содержит общие сведения о воспитанниках и родителях (законных представителях), изучается социальный статус семей. Воспитатели своевременно (ежедневно) и чётко ведут табель посещаемости детей своей группы.
Планирование осуществляется через формы образовательной деятельности (режим, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная деятельность с семьей).
При организации образовательно - воспитательного процесса воспитатели обеспечивают единство обучающих, воспитательных и развивающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей. Построение образовательного процесса осуществляется на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей, что дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы даёт большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом.
В календарном планировании охвачены все виды детской деятельности, влияющие на все направления развития ребёнка, охвачены все формы образовательного процесса (непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность и индивидуальная работа с детьми, работа с родителями).
Так же воспитателями планируется индивидуальная, коррекционная деятельность (по рекомендациям учителя - логопеда, взаимодействие с родителями). Все педагоги разработали план работы с родителями на учебный год (консультации, родительские собрания, анкетирование, план совместных мероприятий).
Анализ планирования воспитательно – образовательного процесса показал, что педагоги планируют разнообразные виды деятельности с детьми, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, а также работоспособность детей с учётом времени суток (наиболее трудоемкие виды деятельности организуются в утренние часы, когда ребёнок бодр и полон сил). При планировании все педагоги учитывают разнообразные формы организации детей: групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Анализ организации НОД показал, что НОД проводится согласно расписанию, структура НОД выдержана. Воспитатели следят за соблюдением гигиенических и санитарных требований (проветривание или кварцевание, влажная уборка, соответствие мебели росту детей и т.д.) используют разнообразные методы и приёмы, активизирующие мыслительную активность детей, учитывают индивидуальные особенности детей, проводят физ. минутки и динамические паузы.
При проверке режимных моментов выявлено, что все режимные моменты организуются согласно возрасту детей и режиму пребывания в ДОУ. Утренняя гимнастика проводится ежедневно, под музыку. Педагоги всех групп организуют закаливающие мероприятия после сна.
Работа с родителями ведется воспитателями в разнообразных формах согласно календарному и тематическому планированию.
Предметно-развивающая среда в группах организована так чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом, учитывается интересы мальчиков и девочек. Для всестороннего развития организованы предметно-развивающие зоны. Трансформированность помогает изменять среду по ситуации, выставлять на первый план ту функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Выводы: документация, оформляемая воспитателями соответствует нормативным требованиям, номенклатуре дел дошкольного образовательного учреждения, образовательной программе МБДОУ, комплексной «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика – синтез 2015 г., и парциальным программам, которые используются в воспитательно-образовательном процессе, что является показателем качества и эффективности работы педагогов и положительно повлияет на создание образовательной среды в учреждении в целом.
Рекомендации:
-
Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем воспитания и обучения. -
Обновление и правильная организация предметно-развивающей среды в группе. -
Поиск новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями (законными представителями), направленных на повышение активности родителей как полноправных участников образовательного процесса.
5.Справка по итогам смотра-конкурса «Электронное портфолио педагога»