Файл: Тема. 10. Система денежнокредитного регулирования. Банк России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема.10. Система денежно-кредитного регулирования. Банк России
Правовая основа денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации.

Денежные агрегаты. Таргетирование денежной массы.
10.1. Под денежно-кредитной политикой Российской Федерации понимается комплекс мер государственного воздействия, приемов и инструментов, направленных и использующихся для повышения эффективности государственного управления в денежной и кредитной сферах.

Денежно-кредитная политика по антиинфляционному регулированию, осуществляемая Банком России в современных условиях, является малоэффективной, что обусловлено двумя объективно существующими причинами. Во-первых, это недостаточная адекватность используемых Банком России монетарных режимов. Во-вторых, это отсутствие в распоряжении Банка России действенных инструментов управления денежной массой и, соответственно, инфляцией. Ни рефинансирование, ни переучетные операции, ни операции на открытом рынке, которые выступают основными инструментами регулирования денежной массы в странах с развитой рыночной экономикой, в российских экономических реалиях неэффективны. Постепенное снижение уровня инфляции до 2006 года может быть объяснено, прежде всего, благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, которая позволила несколько нормализовать экономическую ситуацию в стране.

Однако кризис на мировом финансовом рынке и рынке продовольствия уже привел к витку инфляции в развитых странах и неминуемо затронет Россию. В этих условиях необходимо принимать эффективные решения. Нынешняя денежно-кредитная политика ЦБ РФ направлена на консервацию ситуации и не содержит действенных инструментов регулирования. Заявленный переход к рыночному а не регулируемому курсу рубля не находит выражение в инструментах денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика центральных банков формируется на основе законов, принятых законодательными органами власти. Наша страна не является исключением из этого правила. В Российской Федерации действуют федеральные законы «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России); «О банках и банковской деятельности»; « О валютном регулировании и валютном контроле» и ряд других важных законов, регулирующих деятельность Центрального банка и кредитных организаций.


Банк России ежегодно представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и плановый период.

«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» включают следующие положения:

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики;

  • краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

  • анализ причин отклонения от намеченных целей денежно-кредитной политики;

  • сценарный вариативный прогноз развития экономики на предстоящий год с указанием цен на нефть, газ и другие товары российского экспорта;

  • прогноз основных показателей платежного баланса;

  • целевые ориентиры денежно-кредитной политики и характеризующие ее основные показатели: инфляции и занятости, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов; темпов роста ВВП, состояние государственного бюджета.

  • основные показатели денежной программы на предстоящий год;

  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики;

  • план мероприятий Банка России на предстоящий год.

В каждой стране наблюдается определенное своеобразие в способах и методах денежно-кредитного регулирования. Но заметна и общая концепция в политике центральных банков. Она касается таких вопросов, как монополизация центральными банками эмиссии денег; кредитование правительства и коммерческих банков; проведение операций «на открытом рынке»; разработка политики валютного регулирования и валютного контроля; анализ и прогноз денежной массы и платежного баланса, а также ответственность за совершенствование платежных и расчетных систем.

Данные полномочия законодательно закреплены за центральными банками. В настоящее время не подвергается сомнению тот факт, что денежно-кредитная политика, проводимая правительствами и центральными банками, является важнейшей частью макроэкономического регулирования.

Денежные агрегаты. Мы уже упоминали о денежных агрегатах, когда говорили о денежной массе и о количестве денег в обращении. Но денежные агрегаты выполняют важнейшие аналитические функции.



Для того чтобы рассчитывать и прогнозировать объем денежного предложения, определять основные направления денежно-кредитного регулирования Банк России анализирует состояние денежной массы при помощи структуры денежных агрегатов.

Агрегат М0 – наличные деньги в обращении вне банковской системы.

Агрегат М1 – агрегат М0, средства на расчетных, текущих счетах, депозиты до востребования.

Агрегат М2 (денежная масса) – агрегат М1 и срочные вклады и депозиты.

Агрегат М2* (широкие деньги) – агрегат М2 и депозиты в иностранной валюте.

Агрегат М3 – агрегат М2, депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Денежные агрегаты рассчитываются на основании банковской отчетности и отчетов касс РКЦ за каждый месяц. Анализ динамики агрегатов позволяет банковским аналитикам сделать важные выводы относительно состояния денежной массы. Например, увеличение агрегата М0 говорит об увеличении наличных денег в обращении и об опасности наступающей инфляции, роста цен. Напротив, снижение данного показателя стабилизирует денежную массу в обращении, что уменьшает возможность инфляции спроса.

Увеличение агрегатов М1, М2 свидетельствует об укреплении платежеспособности и кредитоспособности предприятий, а также делает весьма реальным инвестиционный процесс со стороны предприятий.

Увеличение агрегата М3 означает рост банковской и государственной задолженности перед предприятиями, банками, населением.

Определенным значением обладают и такие понятия, как денежная база в узком определении, денежная база в широком определении, резервные деньги.

Денежная база в узком определении представляет собой наличные деньги и обязательные резервы кредитных организаций в Банке России.

Денежная база в широком определении есть ни что иное, как денежная база в узком определении и остатки на корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России.

Резервные деньги – наличные деньги в обращении вне Банка России, остатки средств кредитных организаций, а также их депозиты, размещенные на счетах Банка России.

Величину денежной базы и резервных денег определяют по данным баланса Банка России. Это сумма статей пассива «Наличные деньги в обращении» и «Средства кредитных организаций резидентов на счетах в Банке России», остатки средств кредитных организаций, находящихся на резервном счете в Банке России, депозиты, размещенные в Банке России.


Указанные тенденции в изменении величины агрегатов, денежной базы, величины резерва позволяют заблаговременно принять меры рестрикционного (ограничительного) или экспансионистского (возрастающего) характера при таргетировании денежной массы, при планировании эмиссионных операций Банка России, а также использовать эту информацию в процессе регулирования валютного курса и кредитной политики.

Анализ денежных агрегатов позволяет регулировать объем денежного предложения, т.е. общего объема доступных платежных средств в стране. Регулирование совокупного денежного оборота осуществляется при помощи различных мер и, прежде всего, определением целевых ориентиров изменения денежной массы в обращении.

В качестве целевых ориентиров устанавливаются верхние и нижние пределы динамики денежной массы или вводятся прямые ограничения на величину ее объема. Такая практика получила название «денежное таргетирование» и в тех или иных формах применяется сегодня почти во всех странах. Так, во Франции планируются контрольные цифры, в Японии определяется денежный прогноз, в США и в России устанавливается так называемый диапазон («вилка»). Способы таргетирования различаются и в зависимости от того, ограничиваются ли темпы прироста одного или нескольких денежных агрегатов.

Таргетирование денежной массы позволяет достичь стабильных темпов прироста денежной массы в соответствии с реальной динамикой ВНП, ограничить краткосрочные колебания денежной массы, защитить экономику от неожиданных кризисных явлений. В России, как правило, устанавливается предельный прирост денежной массы в объеме 20-25 %. Задачей органов денежно-кредитного регулирования является более точное определение соотношения между общим объемом платежных средств и физическим объемом произведенных товаров и услуг, что является совершенно необходимой антиинфляционной мерой.

Для современной денежной системы характерен эффект мультипликатора, который не увеличивает денежную массу в обращении, но ведет к возрастанию денежной массы на банковских счетах.

Эффект мультипликатора действует, по двум направлениям. Первое, когда банки образуют обязательные резервы в центральном банке в соответствие с нормативом обязательного резервирования при привлечении денежных средств предприятий и населения.

Второе, когда часть привлеченных денежных ресурсов, в свою очередь, размещается в процессе кредитования, инвестирования и прочих активных операций и поступает в виде привлеченных средств на счета других коммерческих банков, которые также должны отправить часть средств на свой резервный счет в Центральном банке.


Постоянное формирование резерва приводит к тому, что привлеченные средства мультиплицируются, т.е. одна часть остается у коммерческих банков, а другая в резерве Центрального банка.

Владельцы депозитов уверены, что они являются владельцами своих счетов, в то время как заемщики банка уже получили эти деньги на свои ссудные счета.
10.2. Главные аспекты инфляционного процесса.
Инфляция (от лат. вздутие) это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.

Инфляция – это всякое обесценивание денежной единицы, т.е. систематический рост цен в экономике, независимо от причин, обуславливающих этот рост. Это переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы. Инфляция явление повсеместное, хроническое и многофакторное.

Среди причин, вызывающих инфляцию можно выделить две группы факторов:

1. денежные, к ним относятся:

а) финансирование дефицита государственного бюджета

б) непроизводительный характер государственных расходов.

в) кредитная экспансия банков.

г) приток иностранной валюты в страну из-за выгодного валютного курса.

Эти факторы приводят к повышению общего спроса в экономике, вызванным дополнительным выпуском денег. Избыточное количество денег в экономике значительно опережает предложение товаров на рынке. Такая инфляция называется инфляцией спроса.

2. неденежные, к ним относятся:

а) монополизация экономики, что ведет к снижению ценовой конкуренции.

б) общее повышение цен на энергоресурсы ,сырье и т.д.

в) опережающий темп роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

г) высокие налоги, акцизы, таможенные пошлины и др.

Перечисленные выше факторы приводят к повышению себестоимости продукции, а следовательно к повышению цен. Такая инфляция называется инфляцией издержек.

Структурная инфляция – это инфляция, которая сочетает элементы инфляции издержек и инфляции спроса.

В зависимости темпов прироста цен различают следующие виды инфляции: