Файл: Тема. 10. Система денежнокредитного регулирования. Банк России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Ползучая – среднегодовой темп прироста цен составляет 5-10%. Такой вид характерен для высокоразвитых стран и является стимулом экономического развития.

2. Галопирующая – 10-50% среднегодовой темп прироста цен. Преобладает в развивающихся странах.

3. Гиперинфляция – 50-100%

4. Супергиперинфляция – свыше 1000 %

Стагфляция – наблюдается на спаде экономической активности в условиях инфляции.
Импортируемая инфляция – в основе лежат внешнеэкономические факторы, т.е. рост цен на импортируемые товары.

Скрытая (подавленная) инфляция – характерна для стран, которые используют политику фиксированных цен (пример – СССР), как следствие– дефицит товаров.

Последствия инфляции проявляются во всех сферах экономики. Инфляция влияет на темпы роста и пропорции экономического роста, занятость, инвестиции, а более всего на сферу денежного обращения и кредита (а именно):

1. происходит обесценивание вкладов граждан и юридических лиц в коммерческих банках вследствие чего происходит отток денег из банковской сферы;

2. становится невыгодным предоставление кредитов, кредиты возвращаются в обесцененных деньгах, кредиторы несут убытки;

3. подрываются стимулы к накоплению, снижается инвестиционная активность;

4. происходит обесценивание налоговых и других платежей;

5. падает курс национальной валюты, имеет место бегство капитала за рубеж;.

Это требует от государства проведения мероприятий по преодолению инфляции и стабилизации денежной системы.

Закономерности инфляционного процесса

В развитии инфляции различаются три этапа.

На первом этапе инфляции темпы обесценения денег отстают от темпов роста денежной массы в обращении. Это объясняется прежде всего некоторым увеличением потребностей обращения в деньгах вследствие искусственного оживления производства в условиях военного бума, сокращения кредита и замедления скорости обращения денег. На данной стадии инфляционного процесса растет эмиссионный доход государства, значительная часть которого присваивается монополиями. Он характерен главным образом для инфляционной конъюнктуры в годы предвоенной милитаризации экономики и в ходе войны до тех пор, пока рост непроизводительных расходов государства не приведет к расстройству экономики, снижению темпа роста, а в дальнейшем к сокращению объема производства. Отставание темпа обесценения денег от темпа роста денежной массы может сохраняться в течение всей войны, если государство вводит жесткое регулирование («замораживание» цен и нормированное распределение продукции).


На втором этапе инфляции темпы обесценения денег обгоняют темпы роста денежной массы в обращении. Причиной этого является усиление диспропорции между объемом денежного обращения и реальными потребностями оборота в деньгах. Подобное соотношение наблюдается в период, когда инфляция не в состоянии стимулировать рост производства и товарооборота или препятствовать сокращению их объема, а механизм государственного регулирования цен отсутствует или действует неэффективно. Обесценение денег вызывает недоверие к ним. Начинается бегство от денег, т. е. стремление как можно скорее превратить их в реальные ценности — товары. Увеличение скорости обращения денег еще больше уменьшает потребности оборота в деньгах и наряду с ростом денежной массы усиливает инфляцию. На этой стадии государство может полностью утратить контроль над инфляцией, и тогда темпы эмиссии управляются стихийно действующим механизмом обесценения денег. При высоких темпах роста цен наступает «денежный голод», так как государство не успевает печатать деньги; появляются различные их суррогаты.

Для третьего этапа инфляции характерно перемежающееся соотношение между темпами эмиссии и темпами обесценения денег. Подобные явления наблюдаются при мирном развитии экономики в условиях общего кризиса капитализма, особенно на современном его этапе, когда инфляция стала объектом государственно-монополистического регулирования. Темп среднегодового обесценения денег то опережает темп роста денежной массы в обращении, то отстает. Третья стадия инфляционного процесса свойственна так называемой ползучей инфляции.

Основные формы борьбы с инфляцией: денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежная реформа осуществляется различными методами (нулификацией, реставрацией, девальвацией, деноминацией) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Наметились два основных пути такой политики: дефляционная политика и политика доходов.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 г. и сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2006 г., согласованными с Банком России, предполагается снизить темпы инфляции до 8-10% в 2004 г., 6,5-8,5% в 2005 г. и 5,5-7,5% в 2006 г. Такая траектория снижения инфляции представляется вполне реальной в рамках реализации Правительством Российской Федерации намеченной на этот период бюджетно-налоговой политики, и Банк России ставит цель обеспечить указанную динамику инфляции с помощью инструментов денежно-кредитной политики.



Банк России исходя из предварительных расчетов состояния платежного баланса страны и проекта бюджета на 2005 г. считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2005 г. ограничение прироста потребительских цен в пределах 8-10% в расчете декабрь 2005 г. к декабрю 2006 г. Поставленной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции 7-8%.

В рамках обоих наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития страны достижение таких показателей инфляции представляется реальным при сохранении политики управляемого плавания курса рубля по отношению к доллару США. При этом Банком России сделаны оценки возможных последствий укрепления реального курса рубля в зависимости от сценариев экономического развития. Учитывая сложившиеся зависимости между динамикой реального эффективного курса рубля и сальдо счета текущих операций, а также тенденции в структуре платежного баланса, в случае реализации основных сценарных вариантов рост реального эффективного курса рубля может составить около 7%. Улучшение макроэкономической ситуации и взвешенная денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, позволяют создать благоприятные условия для расширения кредитной активности банков и повышения доступности кредитов для экономических агентов. В частности, этому способствует общее снижение инфляции, плавная динамика обменного курса, устойчивость финансовых рынков, снижение доходности различных финансовых инструментов и выравнивание их уровня, рост долгосрочной депозитной клиентской базы кредитных организаций. Кроме того, Банк России способствует снижению системных рисков, развивая надзор и контроль за банковской системой, совершенствуя платежную систему.

Банк России развивает систему инструментов, позволяющих обеспечить сбалансированное и устойчивое состояние денежно-кредитной сферы при различных сценариях экономического развития. Эти инструменты предназначены для регулирования текущей ликвидности банковской системы (т.е. для изъятия и предоставления денежных средств банкам в соответствии с необходимостью исполнения ими своих краткосрочных обязательств), а также для формирования совокупного предложения денег на долгосрочную перспективу. При этом Банк России постоянно работает над ем, чтобы обеспечить равные условия доступа к инструментам денежно-кредитного регулирования для всех кредитных организаций - участниц рынка.


У Банка России есть определенное видение политики процент-. ставок. Необходимо подчеркнуть, что регулирование процент-ставок по собственным операциям Банка России является инструментом денежно-кредитной политики и они не выступают в качестве ее целевого ориентира. Действия Банка России по изменению процентных ставок по своим операциям будут зависеть от экономической ситуации, при этом в условиях снижения инфляции, проведения сбалансированной бюджетно-налоговой политики и сокращения рыночных рисков в 2005 г. Банк России прогнозирует продолжение тенденции последовательного снижения уровня процентных ставок по кредитам нефинансовым заемщикам, что будет способствовать дальнейшему росту доступности кредитных ресурсов для реального сектора экономики.

В 2005 г. Банк России намерен продолжить формирование коридора процентных ставок денежного рынка путем объявления ценовых условий операций по привлечению и предоставлению денежных средств и в рамках границ этого коридора задавать средний уровень стоимости кредитных ресурсов.

Кроме того, для более активного сглаживания конъюнктурных колебаний на денежном рынке, не имеющих в своей, основе фундаментальных экономических предпосылок, Банк России будет воздействовать на уровень ставок путем проведения операций на рыночных условиях.

При изучении данной темы студент должен пользоваться следующей основной и дополнительной литературой: