Файл: Отчет по производственной практике пп 04. 01 Выполнение работ электромонтера по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 439

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На перегонах и станциях при двухниточных рельсовых цепях за­земляющие проводники конструкций и устройств для предотвраще­ния шунтирования рельсовой цепи должны быть присоединены в пре­делах каждого блок-участка (рельсовой цепи) к одной и той же рель­совой нити.

Каждая конструкция, электрически представляющая собой одно целое, может иметь только одно заземление на тяговую сеть. При выполнении этого заземления двумя проводами расстояние между уз лам и крепления их к рельсам должно быть не более 200 м. Не допус­кается металлически объединять (непосредственно или через металли­ческие покровы кабелей, трубопроводы и т. п.) разные конструкции или устройства, если каждое из них имеет заземление на рельсы или дроссель-трансформаторы в разных точках тяговой сети.

Способ прокладки заземляющих проводников под железнодорож­ными путями должен исключать возможность замыкания рельсовых нитей между собой. Оболочки сигнальных, силовых, телефонных, освещения и других кабелей должны быть изолированы от всех металлических конструк­ций и устройств, заземленных на рельс, независимо от схемы их зазем­ления.

Металлическое оборудование напольных устройств СЦБ (мачто­вые светофоры, световые указатели, релейные шкафы, светофорные мостики и консоли и т. п.), расположенные в опасной зоне (определяе­мой Инструкцией по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах, подлежат заземлению на тяговую сеть (рис. 1). Исключение составляют карликовые светофо­ры, путевые трансформаторные ящики (коробки), групповые кабель­ные муфты, кабельные стойки (бутлеги), стрелочные электроприводы, которые не заземляют.

Заземление светофоров, световых указателей и релейных шкафов должно осуществляться, как правило, к средним выводам путевых (дополнительных) дроссель-трансформаторов, а при их отсутствии или отдаленном расположении - непосредственно к тяговому рельсу.



Рис.1 Схема подключения заземлений: а – при электротяги постоянного и переменного тока; б – светофоров при автономной тяге.

Заземление мачт светофоров, световых указателей и релейных шка­фов выполняют глухим, если их сопротивление заземления выше допустимых значений по требованиям СЦБ и защиты от электрокоррозии. Если сопротивление заземления ниже допустимого значения, то необходимо выполнить изоляцию заземляемых на рельс металличес­ких частей (головки светофора, хомута крепления, корпуса релейного шкафа и т. п.) от бетона и арматуры мачт, анкерных болтов фунда­мента с помощью специальных изолирующих элементов (прокладок, втулок и т. п.) или заземлять светофоры и релейные шкафы на рельсы через защитные устройства (искровые промежутки или диодные заземлители). Если корпус релейного шкафа заземляют через искровой промежуток, то вокруг его фундамента необходимо выполнить вырав­нивающий контур.


Оболочки и броня кабелей, заходящих в релейный шкаф и свето­форную мачту, должны быть надежно изолированы от корпусов и арматуры специальными изолирующими элементами (втулками), про­кладками.

Материал, конструкция, размеры заземлителя и заземляющих про­водников, их контактные соединения должны обеспечивать достаточ­ную степень устойчивости к механическим, термическим и коррозион­ным воздействиям.

Контуры заземления и заземляющие проводники выполняют пре­имущественно из стали (прутки, полосы, стержни, уголки), допускается использовать сталеалюминевые провода для групповых заземлений.

Заземляющие проводники присоединяют к рельсам без применения сварки: к выводам дроссель-трансформатора под болт, к рельсу - при помощи крючкового болта. При подключении к рельсу заземления постов секционирования (ПС) и пунктов параллельного соединения контактной сети (ППС) выполняют следующим способом: один заземляющий проводник при­соединяют к рельсу штепсельным соединением в специальное отверс­тие, а второй проводник - при помощи крючкового болта за подо­шву рельса.

Присоединение всех заземляющих проводников к междроссельным перемычкам дроссель-трансформаторов выполняют зажимами К-054 или под болт вывода дроссель-трансформатора.

Заземляющие проводники открытой прокладки должны быть изо­лированы от земли (например, уложены на деревянных отрезках шпал) и по всей длине покрыты антикоррозионным составом (лак, битумная мастика и др.). Заземляющие проводники на всем протяже­нии открытой прокладки должны быть доступны для визуального осмотра (в том числе и покрытые изоляцией или проложенные под железнодорожными путями).

При необходимости прокладки заземляющего проводника под рельсами должно быть обеспечено жесткое крепление его к деревянной шпале, а на участках железных дорог с железобетонными шпала­ми проводник под рельсами прокладывают в изолирующих трубах (асбестоцсментных, полимерных и т. п.). В местах пересечения зазем­ляющих проводников с кабелями связи, трубопроводами и т. п., а также в других местах, где возможны их механические повреждения, заземляющие проводники должны быть защищены посредством изо­лирующих прокладок, механического закрепления и т. п.

Диодные заземлители устанавливают на высоте не менее 1,7 м, в общедоступных местах - не менее 2,5 м, а искровые промежутки - не менее 0,5 м от уровня земляного полотна. Искровые промежутки в групповом заземлении устанавливают по одному в каждом проводни­ке спуска к рельсам. Металлические корпуса релейных шкафов и светофоры с металли­ческими мачтами, как правило, заземляют на среднюю точку дрос­сель-трансформаторов.



Для светофоров с железобетонными мачтами на среднюю точку дроссель-трансформатора заземляют их металлическую оснастку. Ме­таллическую оснастку светофоров этого типа соединяют между собой стальным канатом диаметром 6 мм или жгутом из двух стальных оцинкованных проволок диаметром 5 мм.

Релейный шкаф и мачту светофора заземляют стальным круглым прутком диаметром не менее 12 мм на участках железных дорог с электротягой постоянного тока и 10 мм на участках железных дорог с электротягой переменного тока. На светофорах с металлической мач­той заземляющий проводник подключают под гайку одного из болтов, крепящих стакан светофора к бетонному фундаменту, а на светофорах с железобетонной мачтой - под гайку болта, приваренного к нижней части лестницы светофора. Светофорные мачты и релейные шкафы, у которых металлические части изолированы от бетонных изделий спе­циальными изолирующими элементами, заземляют наглухо.

В анодных и знакопеременных зонах потенциалов "рельс-земля" мачты светофоров и релейные шкафы, у которых отсутствуют изоли­рующие элементы, присоединяются к средней точке ДТ через искро­вой промежуток многократного действия ИПМ-62 или специальные диодные заземлители (рис. 2).



Рис.2 Схема заземления мачт светофоров и релейных шкафов на сигнальной точки и знакопеременных зонах: а – через искровой промежуток с изоляцией корпуса шкафа; б – через диодный замедлитель

Диодный заземлитель состоит из двух параллельно соединенных диодов ВЛ200 класса 8-10. При заземлении мачт и шкафов через искровой промежуток ИПМ-62 для выполнения требований техники безопасности (в связи с наличием в релейном шкафу питания напря­жением 220 В) у шкафа должен быть оборудован дополнительный контур заземления с входным сопротивлением не выше значений, ус­тановленных Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) или вы­равнивающий контур по периметру основания шкафа.

Выравнивающий контур заземления выполняют из стальной поло­сы размером 40x4 мм и помещают на глубине 0,3 м в виде одноячеечного горизонтального прямоугольника, стороны которого должны отстоять от конструкции на расстоянии 1 м. Контур соединяют с за­земляющей конструкцией двумя проводниками.

На участках железных дорог с автономной тягой релейные шкафы заземляются соединением металлического корпуса шкафа с заземляю­щим устройством кабельного ящика. В качестве соединительного про­вода используют перепаянные между собой металлическую оболочку и броню кабеля, проложенного между релейным шкафом и кабель­ным ящиком. Медный заземляющий проводник сечением не менее 20 мм
2 припаивают к месту соединения брони и оболочки кабеля и подключают к металлическому корпусу релейного шкафа и кабельно­го ящика. У кабелей без металлической оболочки это соединение вы­полняют жгутом из трех стальных оцинкованных проволок диамет­ром 5 мм. Жгут проводов прокладывают в земле на глубине не менее 30-40 см и соединяют с заземляющими проводами низковольтного заземления кабельного ящика на расстоянии не менее 0,4 м над по­верхностью земли. Корпус релейного шкафа соединяют заземляющи­ми перемычками с металлическими частями светофоров или свето­форных мостиков и консолей.

Электромеханик, выполняя данную работу, должен проверить со­стояние напольных элементов заземляющих устройств СЦБ и исправ­ность искровых промежутков релейных шкафов и светофоров. При этом проверяют целость заземляющих проводников и спусков, плот­ность их крепления и наличие контакта в местах соединения, а также правильность укладки и закрепления. Плотность крепления определя­ют по отсутствию смещения деталей при легком простукивании мест крепления молотком или подтягиванием крепящих гаек. Целость про­водов спусков заземлений, правильность, их укладки и крепления про­веряют визуально. Наличие надежного контакта в местах присоединения заземляю­щих проводников можно определить измерительным прибором за­земления М-416. Показания прибора должны быть близкими к нулю. Наличие контакта можно проверить и вольтметром. Например, при заземлении устройства СЦБ к рельсу вольтметром измеряют напряже­ние на рельсах, а затем между заземлением и проти­воположным рельсом (рис. 3 и 4).

Если заземляющий проводник имеет хороший контакт с рельсом (со средней точкой ДТ), то измеренные напряжения должны быть равны (U1=- U2). В случае заземления устройства СЦБ на среднюю точку дроссель-трансформатора измерительный прибор сначала под­ключают к выводам полуобмотки, а затем провод прибора со средне­го вывода переносят на заземляющий проводник. Показания вольт­метра при этом должны быть одинаковыми. Недостатки, выявленные при проверке, должны быть устранены.

1.4 Охрана труда

1. Работу на станции и перегоне по проверке состояния видимых элементов заземляющих устройств следует выполнять в соответствии с требованиями пунктов 1.17, 1.26, 1.28, 1.44 раздела I, пункта 2.1 раздела II, раздела III и пункта 5.1, 5.4 раздела V «Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации и блокировки в ОАО «РЖД», утвержденных Распоряжением ОАО «РЖД» от 30.09.2009 № 2013р.


2. Работа производится без снятия напряжения электротехническим персоналом, имеющим группу по электробезопасности при работе в электроустановках до 1000 В не ниже III.

Работа по проверке состояния видимых элементов заземляющих устройств проводиться бригадой, состоящей не менее чем из двух работников. Члены бригады должны быть проинструктированы в установленном порядке.

3. На станциях проходить к месту выполнения работ и обратно

следует по установленным маршрутам, внимательно следя за 193

передвижением поездов или маневровых составов на смежных путях, при необходимости поддерживая связь с дежурным по станции (далее ДСП).

На перегонах следовать к месту работ и обратно необходимо в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При невозможности пройти в стороне от пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, во время заносов и в других случаях) проход по пути допускается только навстречу движению поездов в установленном направлении, контролируя приближение поезда также и по неправильному направлению.

Для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров, при необходимости, поддерживая связь с ДСП.

4. При выполнении работ и при приближении поезда следует заблаговременно сойти на обочину на безопасное расстояние, а материалы, инструмент и приспособления убрать за пределы габарита подвижного состава.

5. Запрещается проведение проверки расположенных вне помещений элементов заземляющих устройств во время грозы.
Заключение

Во время прохождения производственной практики, я участвовала в техническом обслуживание, ремонте и регулировке систем механической и электрической централизации ЖАТ.

Все работы, предусмотренные программой практики, выполнены в полном объеме.

Используемая литература

  1. Васильев, Н.Е. Охрана труда на железнодорожном транспорте: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Е. Васильев.- 1-е изд., испр.- Москва : Академия, 2017.-192, [2] с. - ISBN 978-5-4468-3510-2. – Текст : непосредственный.

  2. Схиртладзе, А.Г. Организация монтажа, наладки и технического обслуживания систем и средств автоматизации : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Г. Схиртладзе, А.Н. Феофанов, Т.Г. Гришина ; под ред. А.Н. Феофанова. - Москва: Академия, 2019. – 224, [4] с. - ISBN 978-5-4468-8175-8. – Текст : непосредственный.

  3. Копай, И.Г. Обслуживание, монтаж и наладка устройств и систем СЦБ и ЖАТ : учеб. пособие / И.Г. Копай .- Москва : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2018 г.-137 [1] с. - ISBN 978-5-906938-65-4. – Текст : непосредственный.

  4. Кудряшов, В.А., Канаев А.К., Тощев А.К. Линии связи на железнодорожном транспорте : учебник / А.К. Канаев, В.А. Кудряшов, А.К. Тощев.- Москва : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2017. -412 [1] с. - ISBN 978-5-89035-971-1. – Текст : непосредственный.