Файл: Отчет по производственной практике пп 04. 01 Выполнение работ электромонтера по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 439
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На перегонах и станциях при двухниточных рельсовых цепях заземляющие проводники конструкций и устройств для предотвращения шунтирования рельсовой цепи должны быть присоединены в пределах каждого блок-участка (рельсовой цепи) к одной и той же рельсовой нити.
Каждая конструкция, электрически представляющая собой одно целое, может иметь только одно заземление на тяговую сеть. При выполнении этого заземления двумя проводами расстояние между уз лам и крепления их к рельсам должно быть не более 200 м. Не допускается металлически объединять (непосредственно или через металлические покровы кабелей, трубопроводы и т. п.) разные конструкции или устройства, если каждое из них имеет заземление на рельсы или дроссель-трансформаторы в разных точках тяговой сети.
Способ прокладки заземляющих проводников под железнодорожными путями должен исключать возможность замыкания рельсовых нитей между собой. Оболочки сигнальных, силовых, телефонных, освещения и других кабелей должны быть изолированы от всех металлических конструкций и устройств, заземленных на рельс, независимо от схемы их заземления.
Металлическое оборудование напольных устройств СЦБ (мачтовые светофоры, световые указатели, релейные шкафы, светофорные мостики и консоли и т. п.), расположенные в опасной зоне (определяемой Инструкцией по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах, подлежат заземлению на тяговую сеть (рис. 1). Исключение составляют карликовые светофоры, путевые трансформаторные ящики (коробки), групповые кабельные муфты, кабельные стойки (бутлеги), стрелочные электроприводы, которые не заземляют.
Заземление светофоров, световых указателей и релейных шкафов должно осуществляться, как правило, к средним выводам путевых (дополнительных) дроссель-трансформаторов, а при их отсутствии или отдаленном расположении - непосредственно к тяговому рельсу.
Рис.1 Схема подключения заземлений: а – при электротяги постоянного и переменного тока; б – светофоров при автономной тяге.
Заземление мачт светофоров, световых указателей и релейных шкафов выполняют глухим, если их сопротивление заземления выше допустимых значений по требованиям СЦБ и защиты от электрокоррозии. Если сопротивление заземления ниже допустимого значения, то необходимо выполнить изоляцию заземляемых на рельс металлических частей (головки светофора, хомута крепления, корпуса релейного шкафа и т. п.) от бетона и арматуры мачт, анкерных болтов фундамента с помощью специальных изолирующих элементов (прокладок, втулок и т. п.) или заземлять светофоры и релейные шкафы на рельсы через защитные устройства (искровые промежутки или диодные заземлители). Если корпус релейного шкафа заземляют через искровой промежуток, то вокруг его фундамента необходимо выполнить выравнивающий контур.
Оболочки и броня кабелей, заходящих в релейный шкаф и светофорную мачту, должны быть надежно изолированы от корпусов и арматуры специальными изолирующими элементами (втулками), прокладками.
Материал, конструкция, размеры заземлителя и заземляющих проводников, их контактные соединения должны обеспечивать достаточную степень устойчивости к механическим, термическим и коррозионным воздействиям.
Контуры заземления и заземляющие проводники выполняют преимущественно из стали (прутки, полосы, стержни, уголки), допускается использовать сталеалюминевые провода для групповых заземлений.
Заземляющие проводники присоединяют к рельсам без применения сварки: к выводам дроссель-трансформатора под болт, к рельсу - при помощи крючкового болта. При подключении к рельсу заземления постов секционирования (ПС) и пунктов параллельного соединения контактной сети (ППС) выполняют следующим способом: один заземляющий проводник присоединяют к рельсу штепсельным соединением в специальное отверстие, а второй проводник - при помощи крючкового болта за подошву рельса.
Присоединение всех заземляющих проводников к междроссельным перемычкам дроссель-трансформаторов выполняют зажимами К-054 или под болт вывода дроссель-трансформатора.
Заземляющие проводники открытой прокладки должны быть изолированы от земли (например, уложены на деревянных отрезках шпал) и по всей длине покрыты антикоррозионным составом (лак, битумная мастика и др.). Заземляющие проводники на всем протяжении открытой прокладки должны быть доступны для визуального осмотра (в том числе и покрытые изоляцией или проложенные под железнодорожными путями).
При необходимости прокладки заземляющего проводника под рельсами должно быть обеспечено жесткое крепление его к деревянной шпале, а на участках железных дорог с железобетонными шпалами проводник под рельсами прокладывают в изолирующих трубах (асбестоцсментных, полимерных и т. п.). В местах пересечения заземляющих проводников с кабелями связи, трубопроводами и т. п., а также в других местах, где возможны их механические повреждения, заземляющие проводники должны быть защищены посредством изолирующих прокладок, механического закрепления и т. п.
Диодные заземлители устанавливают на высоте не менее 1,7 м, в общедоступных местах - не менее 2,5 м, а искровые промежутки - не менее 0,5 м от уровня земляного полотна. Искровые промежутки в групповом заземлении устанавливают по одному в каждом проводнике спуска к рельсам. Металлические корпуса релейных шкафов и светофоры с металлическими мачтами, как правило, заземляют на среднюю точку дроссель-трансформаторов.
Для светофоров с железобетонными мачтами на среднюю точку дроссель-трансформатора заземляют их металлическую оснастку. Металлическую оснастку светофоров этого типа соединяют между собой стальным канатом диаметром 6 мм или жгутом из двух стальных оцинкованных проволок диаметром 5 мм.
Релейный шкаф и мачту светофора заземляют стальным круглым прутком диаметром не менее 12 мм на участках железных дорог с электротягой постоянного тока и 10 мм на участках железных дорог с электротягой переменного тока. На светофорах с металлической мачтой заземляющий проводник подключают под гайку одного из болтов, крепящих стакан светофора к бетонному фундаменту, а на светофорах с железобетонной мачтой - под гайку болта, приваренного к нижней части лестницы светофора. Светофорные мачты и релейные шкафы, у которых металлические части изолированы от бетонных изделий специальными изолирующими элементами, заземляют наглухо.
В анодных и знакопеременных зонах потенциалов "рельс-земля" мачты светофоров и релейные шкафы, у которых отсутствуют изолирующие элементы, присоединяются к средней точке ДТ через искровой промежуток многократного действия ИПМ-62 или специальные диодные заземлители (рис. 2).
Рис.2 Схема заземления мачт светофоров и релейных шкафов на сигнальной точки и знакопеременных зонах: а – через искровой промежуток с изоляцией корпуса шкафа; б – через диодный замедлитель
Диодный заземлитель состоит из двух параллельно соединенных диодов ВЛ200 класса 8-10. При заземлении мачт и шкафов через искровой промежуток ИПМ-62 для выполнения требований техники безопасности (в связи с наличием в релейном шкафу питания напряжением 220 В) у шкафа должен быть оборудован дополнительный контур заземления с входным сопротивлением не выше значений, установленных Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) или выравнивающий контур по периметру основания шкафа.
Выравнивающий контур заземления выполняют из стальной полосы размером 40x4 мм и помещают на глубине 0,3 м в виде одноячеечного горизонтального прямоугольника, стороны которого должны отстоять от конструкции на расстоянии 1 м. Контур соединяют с заземляющей конструкцией двумя проводниками.
На участках железных дорог с автономной тягой релейные шкафы заземляются соединением металлического корпуса шкафа с заземляющим устройством кабельного ящика. В качестве соединительного провода используют перепаянные между собой металлическую оболочку и броню кабеля, проложенного между релейным шкафом и кабельным ящиком. Медный заземляющий проводник сечением не менее 20 мм
2 припаивают к месту соединения брони и оболочки кабеля и подключают к металлическому корпусу релейного шкафа и кабельного ящика. У кабелей без металлической оболочки это соединение выполняют жгутом из трех стальных оцинкованных проволок диаметром 5 мм. Жгут проводов прокладывают в земле на глубине не менее 30-40 см и соединяют с заземляющими проводами низковольтного заземления кабельного ящика на расстоянии не менее 0,4 м над поверхностью земли. Корпус релейного шкафа соединяют заземляющими перемычками с металлическими частями светофоров или светофорных мостиков и консолей.
Электромеханик, выполняя данную работу, должен проверить состояние напольных элементов заземляющих устройств СЦБ и исправность искровых промежутков релейных шкафов и светофоров. При этом проверяют целость заземляющих проводников и спусков, плотность их крепления и наличие контакта в местах соединения, а также правильность укладки и закрепления. Плотность крепления определяют по отсутствию смещения деталей при легком простукивании мест крепления молотком или подтягиванием крепящих гаек. Целость проводов спусков заземлений, правильность, их укладки и крепления проверяют визуально. Наличие надежного контакта в местах присоединения заземляющих проводников можно определить измерительным прибором заземления М-416. Показания прибора должны быть близкими к нулю. Наличие контакта можно проверить и вольтметром. Например, при заземлении устройства СЦБ к рельсу вольтметром измеряют напряжение на рельсах, а затем между заземлением и противоположным рельсом (рис. 3 и 4).
Если заземляющий проводник имеет хороший контакт с рельсом (со средней точкой ДТ), то измеренные напряжения должны быть равны (U1=- U2). В случае заземления устройства СЦБ на среднюю точку дроссель-трансформатора измерительный прибор сначала подключают к выводам полуобмотки, а затем провод прибора со среднего вывода переносят на заземляющий проводник. Показания вольтметра при этом должны быть одинаковыми. Недостатки, выявленные при проверке, должны быть устранены.
1.4 Охрана труда
1. Работу на станции и перегоне по проверке состояния видимых элементов заземляющих устройств следует выполнять в соответствии с требованиями пунктов 1.17, 1.26, 1.28, 1.44 раздела I, пункта 2.1 раздела II, раздела III и пункта 5.1, 5.4 раздела V «Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации и блокировки в ОАО «РЖД», утвержденных Распоряжением ОАО «РЖД» от 30.09.2009 № 2013р.
2. Работа производится без снятия напряжения электротехническим персоналом, имеющим группу по электробезопасности при работе в электроустановках до 1000 В не ниже III.
Работа по проверке состояния видимых элементов заземляющих устройств проводиться бригадой, состоящей не менее чем из двух работников. Члены бригады должны быть проинструктированы в установленном порядке.
3. На станциях проходить к месту выполнения работ и обратно
следует по установленным маршрутам, внимательно следя за 193
передвижением поездов или маневровых составов на смежных путях, при необходимости поддерживая связь с дежурным по станции (далее ДСП).
На перегонах следовать к месту работ и обратно необходимо в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При невозможности пройти в стороне от пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, во время заносов и в других случаях) проход по пути допускается только навстречу движению поездов в установленном направлении, контролируя приближение поезда также и по неправильному направлению.
Для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров, при необходимости, поддерживая связь с ДСП.
4. При выполнении работ и при приближении поезда следует заблаговременно сойти на обочину на безопасное расстояние, а материалы, инструмент и приспособления убрать за пределы габарита подвижного состава.
5. Запрещается проведение проверки расположенных вне помещений элементов заземляющих устройств во время грозы.
Заключение
Во время прохождения производственной практики, я участвовала в техническом обслуживание, ремонте и регулировке систем механической и электрической централизации ЖАТ.
Все работы, предусмотренные программой практики, выполнены в полном объеме.
Используемая литература
-
Васильев, Н.Е. Охрана труда на железнодорожном транспорте: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Е. Васильев.- 1-е изд., испр.- Москва : Академия, 2017.-192, [2] с. - ISBN 978-5-4468-3510-2. – Текст : непосредственный. -
Схиртладзе, А.Г. Организация монтажа, наладки и технического обслуживания систем и средств автоматизации : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Г. Схиртладзе, А.Н. Феофанов, Т.Г. Гришина ; под ред. А.Н. Феофанова. - Москва: Академия, 2019. – 224, [4] с. - ISBN 978-5-4468-8175-8. – Текст : непосредственный. -
Копай, И.Г. Обслуживание, монтаж и наладка устройств и систем СЦБ и ЖАТ : учеб. пособие / И.Г. Копай .- Москва : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2018 г.-137 [1] с. - ISBN 978-5-906938-65-4. – Текст : непосредственный. -
Кудряшов, В.А., Канаев А.К., Тощев А.К. Линии связи на железнодорожном транспорте : учебник / А.К. Канаев, В.А. Кудряшов, А.К. Тощев.- Москва : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2017. -412 [1] с. - ISBN 978-5-89035-971-1. – Текст : непосредственный.