Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2737
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
В разделе «Медицинская психология» студенты знакомятся с такими важнейшими для медицинской психологии понятиями, как внутренняя картина здоровья и внутренняя картина болезни, психосоматические взаимовлияния, психогигиена и психопрофилактика. Отдельная глава посвящена психологическому уходу за умирающими.
В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.
Основные формы обучения: лекции, в том числе проблемные, семинары и семинары-дискуссии, практические занятия, психологический анализ конкретных профессиональных ситуаций, разыгрывание ролей, деловые игры, тренинги, внеаудиторная самостоятельная работа, подготовка рефератов.
Занятия рекомендуется проводить в виде дискуссий, диспутов, конференций, «мозгового штурма». Уже во время теоретических занятий на стадии принятия группового решения идет формирование навыка совместной деятельности в коллективе, которое потом продолжается во время практических занятий при работе в малых группах. Изучение разделов рекомендуется завершать зачетами, на которых помимо выявления уровня знаний преподаватель получает обратную связь в виде ответов на вопросы типа: «Что мне понравилось в курсе психологии?» «Что мне не понравилось в курсе психологии?», «Что мне больше всего запомнилось?», «Что мне пригодится в моей будущей деятельности?», «Что мне не пригодится в моей будущей деятельности?», «Наиболее трудным для усвоения было понятие (вопрос, тема)», «О чем бы вы хотели услышать, но не услышали в рамках курса?» и т.д. С помощью материалов для самопроверки можно осуществлять исходный, текущий и сформированный контроль знаний.
Автор надеется, что этот учебник и систематизированные в нем знания окажутся полезными как будущим медицинским работникам, так и практикующим врачам.
Раздел I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Основные понятия: психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология, познавательные процессы, психические свойства и состояния личности, основные отрасли психологии, интроспекция, наблюдение, эксперимент, тест, методология.
1.1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Слово «психология» в буквальном переводе на русский язык означает «наука о душе» (от греч. psyche - "душа"+logos - «понятие», «учение»). Мнения историков о том, кто первым употребил слово и понятие «психология», расходятся. Одни считают, что это был соратник Лютера Ф. Меланхтон, другие утверждают, что первым применил слово немецкий философ Гоклениус в 1590 г. В Европе слово «психология» стало общеизвестным после выхода книг немецкого философа Христиана Вольфа в 1732-1734 гг. (см. Приложение 1.1).
Приложение 1.1
Амур + Психея = ?
Своим названием психология обязана греческой мифологии. Эрос (Эрот) (от греч. «любовь»), греческий бог любви (у римлян Амур, Купидон), влюбился в очень красивую молодую женщину Психею и женился на ней. Однако Психея нарушила запрет
никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Он исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в Аид за живой водой, Психея после мучительных страданий вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной и примиряется со своей матерью Афродитой (богиня красоты и любви), которая была очень недовольна тем, что ее сын хочет соединить свою судьбу с простой смертной.
Для греков этот миф был образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, превратившись в богиню, стала символом души, ищущей свой идеал.
Мифологический словарь
В развитии психологии как науки можно выделить четыре основных этапа (рис. 1-1). Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием о душе. Представления о душе с древних времен связаны с феноменом жизни, душа - то, что отличает живое от неживого. Основателем психологии по праву считают Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).
Рис. 1-1. Основные этапы становления психологии как науки
В XVI-XVII вв. психология получила развитие как наука о сознании. У истоков этой психологии стоял французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650). Единственным методом изучения собственного сознания был тогда метод интроспекции (букв. «смотрения внутрь») - метод познания психических явлений путем самонаблюдения, т.е. человек наблюдал за самим собой и описывал факты. До конца XIX в. это был не только главный, но и единственный метод психологии.
В XIX в. психология сформировалась как самостоятельная наука. Отсчет ведется от 1879 г., когда немецкий психолог, физиолог, философ Вильгельм Вундт (1812-1920) основал в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.
Конец XIX в. ознаменовался для психологии рядом важнейших событий. С одной стороны - успешная экспериментальная работа по изучению познавательных процессов: ощущений, восприятия, памяти, мышления и т.д. С другой стороны - общий кризис психологической науки. Этот кризис выразился в том, что с помощью только интроспекции психология оказалась неспособной решить многие проблемы, связанные с сознанием, личностью и межличностными отношениями. Кроме того, ее знания оказались малопригодны для практики, а методы недостаточно надежны.
Выходы стали искать в различных направлениях. Так, в США в начале XX в. возникло новое направление - бихевиоризм1. С точки зрения представителей бихевиоризма психология должна быть наукой о поведении, поскольку именно поведение является единственной психологической реальностью, доступной непосредственному наблюдению. Параметры поведения можно измерить, и на них можно воздействовать.
Приблизительно в это же время в Германии зарождается геш-тальтпсихология2 - направление в психологии, изучающее целостные структуры сознания, образы.
В Европе зарождается и психоанализ. Основоположник - австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), который утверждал, что основная роль в поведении человека принадлежит бессознательному и инстинктам. Таким образом, наука о сознании уступила место науке о поведении.
С 30-40-х гг. XX в. психология стала развиваться как наука о психике. Психика служит целям адаптации индивида в окружающем мире, следовательно, отражает объективную реальность (внешний мир и внутренние состояния организма) и регулирует
1 От англ. behavior - поведение.
2 От нем. gestalt - образ, форма.
индивидуальное поведение. Основные функции психики - когнитивная, регулятивная и коммуникативная.
Психика - общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией. Под психическими явлениями мы будем понимать:
• познавательные процессы (явления, с помощью которых человек познает мир) - ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление, речь;
• психические свойства и состояния личности (явления, регулирующие человеческое общение и управляющие действием и поступками) - потребности, мотивы, цели, интересы, воля, чувства, эмоции, склонности, способности, знания, умения, навыки, темперамент, характер.
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время существует пять основных подходов к изучению психики человека: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивная психология. Рассмотрим подробнее каждое из них.
БИХЕВИОРИЗМ
Его основоположник - американский психолог Джон Уотсон (Watson J.B.) (1878-1958). Предложенная им схема S-R означает, что каждой ситуации (или стимулу S) соответствует определенное поведение (или реакция R). Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а понятия, связанные с сознанием, следует исключить из научной психологии.
Ограниченность этой схемы объяснения поведения стала прослеживаться довольно скоро. Как правило, S и R находятся в таких сложных взаимоотношениях, что непосредственную связь между ними установить не удается. Введение промежуточной переменной I1 (психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, прошлого опыта и природы стимула) преобразовало схему в S-I-R.
Приверженцы бихевиоризма полагают, что поведение в основном является условно-рефлекторным и складывается в результате научения, т.е. закрепления определенных реакций на определенные раздражители. В результате поощряемые поступки совершаются чаще, а наказуемые - реже. Например, если вы получаете
1 Введена Толменом в 1948 г.
100 руб. всякий раз, когда приходите на занятия в чистой отглаженной одежде, то весьма вероятно, что вскоре вы постоянно будете выглядеть опрятно. И наоборот.
Бихевиоризм является психологической основой поведенческой психотерапии и поведенческого направления в медицине. В данном контексте здоровье и болезнь рассматриваются как результаты того, чему человек научился или не научился в жизни. В соответствии с этим цель поведенческой психотерапии - устранение патологического симптома путем замены неадаптивных способов поведения на адаптивные в процессе научения.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
Слово «гештальт» не имеет точного эквивалента в русском языке. Его смысл в зависимости от контекста может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое».
Основное положение гештальтпсихологии заключается в следующем: явление как целое не есть просто сумма его частей. И человеческое поведение, разбитое на отдельные компоненты, теряет свой смысл. Отдельно взятая часть - только часть, и точного представления о целом не дает. Последователи гештальтпсихологии стараются убедить бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки.
Одно из центральных понятий гештальтпсихологии - отношение между фигурой и фоном. Это и другие понятия гештальтпсихо-логии нашли отражение в гештальттерапии, созданной психологом и психотерапевтом Перлсом (Perls F.S.).
В понимании Перлса фигура (гештальт) выступает в качестве доминирующей потребности. В качестве фигур могут быть желания, мысли, чувства, которые преобладают в данный момент. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость, отодвигается на задний план - фон, уступая место новому гештальту.
Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае геш-тальт остается незавершенным, а потому не может уступить место другому. В последующем это становится причиной многих проблем. К примеру, если человек сразу же не выразит свой гнев или агрессию1, то в последующем эти чувства не исчезнут, а будут проявляться в других формах.
1 Речь идет о социально-приемлемом реагировании - разорвать листок бумаги с именем обидчика, сломать палку, накричаться в лесу и т.д.
Цель гештальттерапии - помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном счете удовлетворить ее. Быть самим собой, реализовывать свои, а не навязанные извне потребности, - это путь здоровой личности.
ПСИХОАНАЛИЗ
Ни одно из направлений психологии не приобрело столь громкую известность за ее пределами, как психоанализ. Основоположник этого научного направления - австрийский психиатр З. Фрейд (Freud S.).
Фрейд выделяет три уровня в душевной жизни: сознание, пред-сознание и бессознательное. Бессознательное и предсознание отделены от сознательного «цензурой». «Цензура» вытесняет в область бессознательного неприемлемые личностью мысли, чувства, понятия (например, привязанность мальчика к матери, сопровождающаяся враждебностью к отцу), а также оказывает сопротивление бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.
К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также вытесненные «цензурой». Эти мысли и чувства не утеряны, а просто не допускаются к воспоминанию, и потому проявляются в сознании не прямо, а окольными путями - в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, неврозах (см. Приложение 1.2).
Приложение 1.2
Повседневная жизнь и бессознательное
«На экзамене по философии экзаменатор задал мне вопрос об учении Эпикура и затем спросил, не знаю ли я, кто был последователем его учения в Средние века. Я назвал Пьера Гассенди - имя, которое я услышал двумя днями раньше в кафе, где о нем говорили как об ученике Эпикура. На вопрос удивленного экзаменатора, откуда я это знаю, я смело ответил, что давно интересуюсь Гассенди. Результатом была высшая отметка в дипломе, но вместе с тем и упорная склонность забыть имя Гассенди. Думаю, что это моя нечистая совесть виной тому... »