Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2740
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Если у вас есть выбор, будьте лучше честными, чем нет. Попробуйте честно спросить с себя ответ за свои поступки и за свой выбор. Почувствовать, что являет собой ответственность, и честно принять ее на себя.
5. Когда вы почувствуете приближение страха, всегда решайтесь быть мужественным.
6. Нужно хотеть в наибольшей степени раскрыть свои возможности.
7. Самоактуализация - это не состояние, а процесс, подобный буддийскому пути просветления.
8. Осознав, кто вы такой, вы обнажите и собственную психопатологию. Вы поймете свои защитные механизмы и соберете все свое мужество, чтобы отказаться от них. Это болезненный процесс, но ради результата стоит стерпеть боль.
Маслоу А. Дальнейшие пределы человеческой психики
Гуманистическая психотерапия является одним из трех основных направлений современной психотерапии. Представители этого направления склонны видеть человека существом прирожденно активным, повышающим свои возможности, с почти безграничной способностью к позитивному росту. Патология понимается как результат блокирования возможностей удовлетворения потребностей: «Неврозы - ошибки личностного развития». Поэтому усилия психотерапевта направлены на личностный рост пациента, а не просто на лечение болезни.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ1
Направление в психологии, в котором основное внимание уделяется познавательной деятельности и внутренним мыслительным
1 От. англ. cognition - познание.
процессам человека. Когнитивных психологов интересует, каким образом мы думаем, вспоминаем, формируем наши представления о себе и окружающем мире. В настоящее время когнитивная психология изучает сновидения, гипноз, медитацию, а также воздействие различных лекарственных препаратов на процесс мышления.
Основные задачи когнитивной психотерапии - осознание пациентом правил неадекватной переработки информации и замена их правильными. Чтобы психотерапия была успешной, пациент должен в общем принять базисное положение когнитивной психотерапии: «Если мы хотим поменять чувства, надо изменить вызвавшие их идеи».
ЭКЛЕКТИЗМ
Как отмечалось выше, каждое из направлений психологии (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивизм) характеризуется собственным представлением о психике человека, ее особенностях и формировании. Это вызывало множество конфликтов между школами, но сейчас они постепенно затихают. По существу, все больше и больше психологов избирает эклектический подход, используя наиболее подходящие методы для конкретной ситуации. Поэтому предлагаемое определение психологии учитывает вклады основных направлений.
Психология - научная дисциплина, занимающаяся исследованием поведения и внутренних психических процессов и практическим применением получаемых данных.
1.3. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться: примерно каждые пять лет появляется какое-либо новое направление. Поэтому правильно было бы говорить не об одной психологии, а о комплексе развивающихся психологических научных дисциплин, которые условно можно разделить на общие и специальные.
Общие дисциплины («общая психология») занимаются исследованием вопросов, одинаково важных для развития всех научных направлений. Это ключевые вопросы науки. Структура общей
психологии представлена на рис. 1.2. Общая психология изучает и объясняет поведение людей независимо от того, кто они и какой деятельностью занимаются. Эти дисциплины исследуют индивида со всех сторон, выделяя в нем и познавательные процессы, и психические свойства, и состояния личности (см. рис. 1.2).
Специальные дисциплины психологии занимаются изучением проблем, связанных с отдельными аспектами психологической науки. К ним относятся:
• возрастная психология - отрасль психологии, которая изучает закономерности психики людей разного возраста (см. Приложение 1.5);
Рис. 1.2. Структура общей психологии
Приложение 1.5
Детство - это кошмар
Американский психоисторик Ллойд Демоз в своей знаменитой работе «Психоистория» утверждает, что «история детства - это кошмар, от которого мы только теперь стали пробуждаться. Чем глубже в историю, тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым
и сексуально оскорбленным». Дети, если им удавалось вырасти, воспроизводили механизмы взаимоотношений взрослых и детей, повторяя ужасы собственного детства. Поэтому ход истории определяют не экономические или политические причины, считает историк, а способность людей с пониманием и любовью относиться к детям.
Умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство только в 374 г. н.э. Однако еще в XIX в. на улицах европейских городов валялись мертвые дети. В конце XIX столетия Луи Адамик писал о том, что младенцем он был отправлен к «няньке для убийства», которая почему-то оставила его в живых. Как правило, детей, от которых хотели избавиться, выставляли на мороз после горячей ванны, кормили тем, что вызывает спазмы желудка, или закармливали после несколько дней голода.
Сохранились воспоминания врачей, осуждающих другой распространенный в Средние века обычай - с силой встряхивать ребенка, «вследствие чего он оказывался в оглушенном состоянии и некоторое время не доставлял хлопот».
Веря в то, что ребенок может превратиться в злое существо, его начинают воспитывать более внимательно. Первое, что ожидало новорожденного, - это продолжительное тугое пеленание. Средневековые жители считали, что, оставшись без присмотра, распеленатый ребенок вырвет себе глаза, оторвет уши, переломает ноги, искривит кости, испугается вида собственных конечностей или же поползет, как животное, на четвереньках.
Пеленание зачастую представляло сложную процедуру и занимало до двух часов. Пеленки перекладывались корой, дощечками. При пеленании бандаж иногда оставлял на коже ссадины, она сдавливалась, дело доходило почти до гангрены. Кровообращение нарушалось, ребенок не мог пошевельнуться. Голова сжата, с тем чтобы придать ей такую форму, которую считает нужной акушерка...
Бакшутова Е. Детство - это кошмар
• социальная психология - отрасль психологии, которая изучает закономерности поведения человека в процессе его межличностных взаимодействий; Французский исследователь Г. Лебон в книге «Толпа» (1895) попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе, обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее (см. Приложение 1.6). В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Одну из причин подобного превращения Лебон видит в анонимности.
Приложение 1.6
Как не стать человеком толпы?
Основное свойство толпы - ее превращаемость. Превращения могут происходить как спонтанно, так и быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приемы манипулирования толпой с теми или иными целями.
Самый элементарный пример спонтанных превращений вспомнит всякий, кто бывал на футбольном матче. С началом игры конвенциональная толпа (толпа по поводу) превращается в экспрессивную, и важнейшая задача организаторов - принять все необходимые меры, чтобы по ходу дела или по окончании матча предотвратить ее превращение в агрессивную, в стяжательную (когда тысячи возбужденных болельщиков одновременно устремляются к единственному выходу) или в паническую, спровоцированную дракой, пожаром, стрельбой.
В 1974 г. шел товарищеский матч по хоккею между сборными молодежными командами СССР и Канады, причем один сектор на трибуне крытого стадиона был полностью предоставлен канадским туристам. Когда встреча уже приближалась к концу, из канадского сектора к советским секторам полетели красивые упаковки «жвачки». «Жвачка», в то время атрибут «буржуазного образа жизни», в нашей стране не производилась и не продавалась. Канадцы наверняка знали о высокой ценности дешевой «жвачки» для советских обывателей. Были их действия жестом дружелюбия или намеренной провокацией, осталось неясным (да, похоже, никто и не пытался это выяснить). Но последовавшие события оказались позорными и страшными.
Наши болельщики, забыв о хоккее, устроили кучу-малу. Тут же над головами канадцев засверкали фотоаппараты (снимки «русских дикарей за железным занавесом», отчаянно сражающихся за упаковки «жвачки», обошли потом западные газеты). Администраторы стадиона, в ужасе от происходящего, не нашли ничего лучшего, как полностью вырубить освещение в зале. Испуг от внезапной кромешной тьмы стал импульсом для превращения стяжательной толпы в паническую. В возникшей давке погибли люди, многие получили увечья...
Назаретян А. Психология толпы
• дифференциальная психология или психология индивидуальных различий - это отрасль психологии, изучающая особенности, отличающие людей друг от друга. У истоков этой психологии стоял Фрэнсис Гальтон (Galton F.);
• психофизиология - это отрасль психологии, изучающая связь психических явлений и поведения человека с работой организма и центральной нервной системы (ЦНС);
• педагогическая психология - отрасль психологии, исследующая, как психология людей формируется и изменяется в условиях обучения;
• медицинская психология - отрасль психологии, изучающая особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечении этих нарушений.
Кроме перечисленных отраслей психологии, есть и другие: политическая психология, экономическая психология, военная психология, психология спорта, психология рекламы и т.д.
Механизм рекламы базируется на закономерностях восприятия. Наиболее эффективна телевизионная реклама, которая воздействует на зрительные и слуховые рецепторы. Исследования показали, что наиболее воспринимаемыми являются желтый цвет на черном фоне, белый на синем, черный на оранжевом, оранжевый на черном, и только на пятом месте - черный на белом.
Исследователи отмечают также, что наиболее эффективной является реклама, которая апеллирует к чувствам, а не к разуму. В рекламе используется также обращение к первичным потребностям человека и его инстинктам, вызов и закрепление положительных эмоций, связанных с отдыхом на фоне природы или поглощением пищи. Запрещается вызывать отрицательные эмоции (реклама сигарет «Филипп Моррис», которые не раздражают горло; чемодан, вываливающийся из самолета при авиакатастрофе). Использование женского тела в роли «катализатора» продажи товаров не раз вызывало споры.
Существует классификация, согласно которой психологические научные дисциплины можно разделить на теоретические и практические:
• психологи-теоретики заняты поиском новых знаний, они наблюдают изучаемые явления в естественной обстановке или в лаборатории, интерпретируют полученные результаты, создают схемы, объясняющие поведение;
• психологи-практики более многочисленны. Это школьные психологи, медицинские психологи, социальные психологи, психологи-консультанты в организациях и т.д.
1.4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Психические явления необычны. Они не материальны, и, следовательно, те методы, которые используются в естественных науках, для их изучения не всегда подходят. Это было известно еще в XVIII-XIX вв., когда психологи рассматривали интроспекцию как метод психологического исследования.
Самонаблюдение - неотъемлемое качество человека. Мы все время анализируем свои действия и чувства, оцениваем свое отно-
шение к другим людям и их отношение к себе. Но как метод научного исследования интроспекция оказалась весьма ненадежной.
Представьте, что вам надо изучить какое-то свое чувство - страх, радость, любовь или страдание. Сначала надо дождаться, пока возникнет нужное переживание (ведь нельзя по заказу обрадоваться или испугаться). Но представим, что произошло какое-то событие, вызвавшее, например, радость. И тут начинается самое печальное (не для вас, а для психолога, который рассчитывает услышать от вас подробный отчет): обрадовавшись, вы просто забываете о необходимости в эти мгновенья изучать свое эмоциональное состояние, либо вы об этом все-таки вспоминаете, и тогда... улетучивается сама радость. Не может человек раздвоиться до такой степени, чтобы одна часть его существа жила полнокровной психической жизнью, а другая в это время изучала первую.