Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2739

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Д-р Штекель рассказывает о себе самом: одно время он имел двух пациентов из Триеста, и, здороваясь с ними, он постоянно путал их фамилии. «Здравствуйте, г-н Пелони», - говорил он, обращаясь к Аско-ли, и наоборот. На первых порах он не был склонен приписывать этой ошибке более глубокую мотивацию и объяснял ее рядом черт, имевшихся у обоих пациентов. Он легко убедился, однако, что перепутывание имен объяснялось своего рода хвастовством, желанием показать каждому из этих двух итальянцев, что не один лишь он приехал к нему из Триеста за медицинской помощью.

Из воспоминаний самого Фрейда: просматривая свою врачебную книгу, он столкнулся с именем М-ль и никак не мог вспомнить соответствующего лица. Перелистывая книгу, Фрейд обнаружил, что посещал этого пациента в течение нескольких недель ежедневно. Такого больного врач не забывает через полгода. Кто бы это мог быть? Наконец Фрейд вспомнил, что М-ль была 14-летняя девочка, самый примечательный случай за последние годы: «Он послужил мне уроком, который я вряд ли забуду. Девочка заболела несомненно истерией, и под влиянием лечения общее ее состояние улучшилось. Хотя она продолжала жаловаться на боли в животе, которым принадлежала главная роль в общей картине истерии. Два месяца спустя она умерла от саркомы брюшных желез... А я, будучи ослеплен шумными, но безобидными явлениями истерии, быть может, не заметил первых признаков подкрадывающейся болезни».

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни

Предсознание - часть бессознательного, которая может стать сознанием. Фрейд считал, что только 1/7 часть психической жизни осознается, а остальные 6/7 проявляются в навязчивостях, смутных тревогах, страхах, снах и т.д. Психоаналитики представляют человека неким «айсбергом». В нижней части «айсберга» находятся основные запасы психической энергии, побуждения, инстинкты. Хотя существует большое разнообразие инстинктов, Фрейд стремился свести их к двум группам: поддерживающие жизнь (сексуальные) и разрушающие жизнь (деструктивные).

Инстинктам, поддерживающим жизнь, присуща сексуальная энергия - либидо (пер. с лат. «желание»), деструктивным инстинктам - агрессивная энергия. Наша психическая жизнь является результатом взаимодействия и взаимовлияния этих энергий.

Психоаналитик всегда пытается понять процессы помещения либидозной и противоположной ей энергии в различные сферы психической деятельности человека и перераспределить их. Обнаружение и канализация психической энергии - одна из основных проблем понимания личности.


Анализируя динамику развития индивида, Фрейд выделил следующие стадии психосексуального развития: от рождения до года - оральная стадия; от года до 3 лет - анальная стадия; с 3 до 6 лет - фаллическая стадия; от 6 лет до начала полового созревания - латентный период; стадия половой зрелости - генитальная стадия. При нормальном развитии личности сексуальные представления полностью вытесняются в сферу бессознательного, а соответствующие им представления сублимируются. Нередки случаи, при которых вытеснение представлений совершается не полностью. Происходит фиксация на одной из стадий, проявляющаяся например, в привычке грызть ногти, курить, мастурбировать; в формировании таких черт характера, как чрезмерная аккуратность, упрямство. Могут изменяться сексуальные предпочтения.

В структуре личности Фрейд выделяет Ид, Эго, супер-Эго (Оно, Я, сверх-Я). Ид - это первоначальная, центральная часть личности. Служит источником энергии для всей личности и вместе с тем полностью бессознательно. Фрейд сравнивает Ид со слепым и глухим диктатором с неограниченной властью, но властвовать он может через посредников. Эго развивается из Ид. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Постепенно развиваясь, Эго приобретает контроль над требованиями Ид. Супер-Эго развивается из Эго и является его судьей и цензором. Это хранилище выработанных обществом установок и норм поведения.

Основная цель взаимодействия трех систем - поддерживать или восстанавливать при нарушении оптимальный уровень психической жизни индивида. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, супер-Эго и окружающей среды порой несовместимы, то индивид может пребывать в ситуации конфликта. От испытываемого при этом напряжения Эго оберегает себя с помощью защитных механизмов, к которым относятся вытеснение, сублимация, проекция, отрицание, рационализация, реактивные образования, изоляция, регрессия.

Психоанализ как психотерапевтический метод имеет целью помочь пациенту осознать причину своих внутренних конфликтов с помощью высказывания им свободных ассоциаций и интерпретации их психоаналитиком.

В настоящее время широкое распространение получила психоаналитическая терапия, которая основана на принципах и методах классического психоанализа, но менее интенсивна и направлена на самопознание пациентом своей внутренней психической жизни.



ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Возникла в США благодаря трудам Карла Роджерса (Rogers C.) и Абрахама Маслоу (Maslow A.). Психологи этого направления считают, что каждый человек может достичь максимально полной реализации своих способностей, если ему предоставить возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее.

По Роджерсу, в каждом человеке заложено стремление реализовать себя, и он наделен необходимыми для этого силами, однако воспитание и общественные нормы часто принуждают его принимать иные ценности.

Маслоу, создавший иерархию потребностей, полагал, что возможности людей удовлетворять свои основные потребности очень часто бывают ограниченными. «Можно считать, что более 90 % людей останавливаются на уровне поисков защищенности и хорошего отношения, поглощающих всю их энергию», а это препятствует удовлетворению потребностей более высокого уровня, таких как самоуважение и самоактуализация.

Маслоу полагал, что лишь самоактуализирующаяся личность может быть признана подлинно здоровой. Стремясь выделить объективные показатели самоактуализации, он составил перечень характеристик самоактуализирующихся людей, на основе которого можно получить портрет здоровой личности (см. Приложение 1.3).

Приложение 1.3


Характеристики, свойственные всем самоактуализирующимся людям Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью. Неуверенность, сомнения, состояние неопределенности, столь мучительные и тягостные для большинства людей, стимулируют самоактуализированную личность, побуждают ее к исследованию и познанию.

Принятие себя, других и природы. Очень многие характеристики, свойственные здоровым людям, можно понять как разные формы проявления одной основополагающей установки - отсутствия самодовлеющего чувства вины и стыда. Здоровый человек принимает свою сущность со всеми присущими ей изъянами и недостатками. Это не говорит о том, что он абсолютно удовлетворен собой. Он умеет сосуществовать с собой.

Спонтанность, простота, естественность. Эти люди умеют четко осознавать собственные импульсы, желания, предпочтения и субъективные реакции в целом. Среднестатистический человек зачастую не имеет ни малейшего представления о том, что он представляет собой на самом деле и чего он хочет.

Служение. Почти у каждого из этих людей есть призвание и дело, которым они посвящают себя без остатка. Это не обязательно любимое занятие или дело, к которому он стремился. Это может быть дело, которым он чувствует себя обязанным заниматься.

Отстраненность; потребность в уединении. Эти люди спокойно переносят одиночество. Средний человек вряд ли пожелает иметь другом самоактуализированного человека, ведь тот никогда не положит на алтарь дружбы свою независимость и автономность.

Автономность и независимость от культуры и среды, воля и активность. Эти люди достаточно сильны, чтобы не зависеть от мнения других; они не ищут одобрения, похвалы, любви. Потребности в уважении и любви они уже удовлетворили.

Свежесть восприятия. Эти люди умеют радоваться жизни во всех ее проявлениях и испытывают по отношению к ней глубокое чувство благодарности. Маслоу считает, что неспособность радоваться жизни - одно из главных источников зла, человеческих трагедий и страданий. Мы с легкостью привыкаем к хорошему. Мы не бережем своих родных, друзей, детей, здоровье и раскаиваемся в этом только тогда, когда потеряем.

Мистические переживания. ...речь идет о внезапном ощущении абсолютного всемогущества и одновременно о полной ничтожности и беспомощности, о чувстве восторга, благоговейного трепета, об утрате ориентации во времени и пространстве, о пронзительном ощущении важности происходящего, о чувстве духовного перерождения, личностной трансформации. Эти
переживания порой настолько сильны, что в корне изменяют жизнь человека.

Чувство общности. Это чувство братства по отношению к человечеству в целом. Самоактуализированный человек любит людей, недостатки которых огорчают его, а порой даже выводят из себя. Но он прощает им их слабости.

Межличностные отношения. Они гораздо глубже, чем отношения обычного взрослого человека. Одним из непременных условий таких отношений является соответствие партнера - сблизиться с самоактуализированным человеком могут только здоровые люди, приблизившиеся к самоактуализации.

Демократичность. Эти люди готовы общаться с любым человеком, вне зависимости от его статуса. Они не боятся показаться несведущими, они всегда открыты обучению.

Умение отличать средство от цели. Они умеют получать удовольствие от самого процесса достижения цели, умеют чувствовать самоценность деятельности, и она важна для них не меньше, а может быть, и больше, чем результат.

Философское чувство юмора. Можно сказать, что чувство юмора пронизывает само восприятие жизни этих людей. Работа, сколь бы ответственно они ни относились к ней, одновременно является для них и развлечением, и игрой.

Креативность. Чем бы ни занимался креативный человек, во все он привносит присущее только ему отношение к происходящему. В этом случае звания творца может заслужить любой самоактуализированный сапожник, портной, кондитер.

Сопротивление культуральным влияниям. Хотя самоактуализированный человек существует в рамках определенной культуры и неплохо ладит с ней, в то же время он в какой-то степени отчужден, внутренне независим от нее.

P.S. Совершенных людей нет!

Маслоу А. Мотивация и личность

В одной из своих работ Маслоу намечает пути, на которых можно достичь самоактуализации (см. Приложение 1.4).

Приложение 1.4

Восемь приемов, способных помочь приблизиться к самоактуализации

1. Самоактуализация - это всепоглощающее переживание, которое заставляет забыть о привычных позах, масках, робости и смущении. Это мгновения, когда человек проявляет свое Я.

2. Самоактуализация - это процесс, предполагающий постоянный выбор. Мы выбираем, что достойнее оставаться честным, а не лгать, что честнее не красть, чем красть. Каждый раз мы совершаем выбор в пользу личностного роста.

3. Современный человек привык прислушиваться не к своим внутренним сигналам, а к голосам других в себе - к голосу отца, матери, общества, старших, власти, традиций. Необходимо слушать «внутренние сигналы».