Файл: 1. 2 Характеристика и конструкции подземных переходов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Характеристика и конструкции подземных переходов.

Переходы магистральных трубопроводов под дорогами представляют собой сложные инженерные сооружения, состоят из защитного кожуха, рабочего трубопровода, опор и сальников. Кроме того, переходы газопроводов имеют вытяжную свечу, а переходы нефтепродуктопроводов – выпускной колодец.

Защитные кожухи предназначены для предохранения рабочего трубопровода на переходах от воздействий внешних нагрузок, создаваемым движущимся транспортом, а также от агрессивного воздействия грунтовых вод и блуждающих электрических токов. Они должны предохранять земляное полотно дороги от разрушения в случае разрыва рабочего трубопровода. Кроме того, кожухи позволяют при необходимости заменять или ремонтировать трубопровод без нарушения интенсивности движения автомобильного или железнодорожного транспорта. Для изготовления кожухов переходов магистрального трубопровода используют стальные трубы: бесшовные горячекатаные, сварные прямошовные и сварные спиральношовные.

При выборе толщины стенки кожуха необходимо также учитывать способ проведения работ по сооружению перехода. Для открытого способа прокладки толщина стенки кожуха может быть принята оптимальной по расчету, так как в этом случае долговечность защитного кожуха обеспечивается изоляцией, которая предохраняет его от агрессивного действия грунта. Для бестраншейной прокладки, осуществляются способы прокалывания, продавливания, горизонтального бурения и т. п. Толщину стенки, полученную расчетом, необходимо округлить в сторону большего значения.

Для предохранения кожухов от почвенной коррозии применяют пассивные и активные методы защиты. При пассивных методах защиты кожухов от почвенной коррозии на наружную поверхность кожухов наносят асбоцементные, песчаноцементные, асфальтобитумные, эпоксидные или полимерные изоляционные покрытия. Асбоцементные и песчаноцементные армированные покрытия толщиной 20 - 30 мм обладают высокой прочностью, благодаря чему возможна бестраншейная прокладка изолированного кожуха.


Перед нанесением грунтовок, поверхность кожуха очищают и промывают бензином или ацетоном.

При сооружении переходов открытым способом могут быть применены битумно-резиновые мастики, полимерные, полиэтиленовые и поливинилхлоридные пленки. Любое из этих покрытий должно соответствовать изоляции усиленного типа. Чтобы предохранить эти покрытия от механических повреждений, кожух дополнительно обертывается рулонным материалом: полимерно-дегтебитумной пленкой. При прокладке кожухов в грунтах средней, повышенной, высокой и весьма высокой коррозионной стойкости, кроме пассивной защиты кожухов применяют активную защиту при помощи катодной поляризации. Для защиты кожухов от коррозии используют как упакованные, так и неупакованные протекторы.

Рабочий трубопровод размещается в кожухах на опорах. Основное назначение опор состоит в обеспечении протекторного положения трубопровода относительно кожуха. Кроме того опоры создают электрическую изоляцию рабочего трубопровода от защитного кожуха, препятствуя протеканию блуждающих токов между ними.

Сальники предназначены для предохранения полости кожуха от проникновения влаги, а так же обеспечения некоторой подвижности рабочего трубопровода относительно кожуха при его температурном расширении. Сальники монтируются на концах кожухов и по всей конструкции разделяются на поджимные, набивные, щитовые с глиняным или цементным уплотнениями и глухие.

При строительстве переходов нефтепроводов наиболее распространены набивные сальники, которые имеют простую конструкцию и легко изготавливаются на месте сооружения перехода.

Такой сальник состоит из двух круглых деревянных щитов, установленных на конце защитного кожуха на расстоянии 200-500мм один от другого. Пространство, ограниченное щитами, плотно забивается мягкой жирной глиной или пеньковым просмоленным канатом. Конец кожуха длиной 100м заливают расплавленной битумной мастикой. Применяются также набивные сальники, у которых на конце кожуха вместо деревянных щитов используются деревянные бруски длинной 250-300мм, они размещаются в полости кожуха

, вокруг рабочего трубопровода и полностью заполняют кольцевой зазор. Оставшееся кольцевое пространство длиной 200-300мм заполняют пеньковым просмоленным канатом. При этом конец набивки сальника выводят за пределы кожуха, обильно смачивают битумной мастикой и обматывают бризолом или полимерной лентой. На концах слоя обмотки из бризола или полимерной ленты для его уплотнения устанавливают бандажи из стальной проволоки диаметром 5-6мм. Деревянные детали сальников перед их установкой должны быть пропитаны антисептическим раствором. При строительстве переходов газопроводов набивные сальники имеют более сложную конструкцию.

Вытяжные свечи применяются исключительно на переходах газопроводов. Они предназначены для отвода газа в атмосферу в случае его утечки или при разрыве рабочего трубопровода. Вытяжные свечи устанавливают на расстоянии 2,5м от оси газопровода.

Расстояние от вытяжной свечи до оси крайнего пути магистральной железной дороги общего пользования составляет не меньше 40м, для промышленных дорог – не менее 25м.

На нефтепроводе вместо вытяжной свечи устанавливают отводной колодец, который монтируют на одном из концов кожуха, расположенном в пониженном месте перехода. Расстояние от оси колодца до головки рельса крайнего пути железной дороги общего назначения должно быть не менее 25м, промышленных дорог – не менее 15м.