Файл: Государство. Его признаки и сущность..rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4. Правовое закрепление партий.
Нужно отметить, что конституции 19-го и первой половины 20-го века. как правило, этот вопрос практически не регулировали. Одной из первых правовой статус партии стала закреплять Германия. Основной закон ФРГ - Конституция 1949 года - четко определяет основные принципы правого положения политических партий. В ней сказано, что партии могут свободно создаваться, что их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Одновременно конституция ФРГ фиксирует положение, что партии, которые стремятся причинить ущерб основам демократического стpoя или устранить его, или поставить под угрозу существования ФРГ, являются антиконституционнымии деятельность таких партий запрещается.

Кроме конституции, правовой статус партии может регулироваться законами, постановлениями, декретами правительства. Нормы о партиях могут содержаться в регламентах парламента, судебных решениях. В некоторых конституциях или законах специально не оговариваются нормы, касающиеся партий, а партии приравниваются к другим общественным формированиям, союзам, объединениям и ассоциациям. Поэтому на политические партии могут распространяться нормы, общие для всех этих общественных организаций. Если речь идет о специальных законах о политических партиях, то такие законы в ФРГ, Португалии и др. существуют. Есть специфический вид законов, которые регулируют финансирование политических партий. Иначе говоря, есть такие подходы при которых регулируются не вообще правовой статус партии, закрепляется не универсальное регулирование, а берется одна сфера их жизнедеятельности.

Законы о политических партиях своей регламентацией охватывают несколько направлений. К примеру, закрепление понятия партии, разграничение партий от других общественных организаций, закрепление статусной роли, функций, порядка образования и основных принципов функционирования. В некоторых случаях могут закрепляться формальные требования к образованию партий (определение минимума числа членов), может закрепляться обязательная регистрация, обязательность определенного числа филиалов в регионах. Кроме того. в законах может закрепляться участие партии в деятельности государственных v органов. Закрепляются основные направления работы, принципы деятельности партий во время выборов либо участие в комплектовании органов государства, участие в деятельности парламента.


В некоторых законах фиксируются пределы полномочий партий, перечень определенных запретов. Закон может содержать такие нормы, что партии не могут выступать против конституционного строя государства, не могут призывать к нарушению неделимости территории государства, призывать к войне и т.д. Законы, регулирующие деятельность партии, могут включать в себя формы и порядок их запрета, в случае нарушения партиями определенных условий.

Наиболее подробно законы регулируют отношения между партиями и парламентами. Отношения с другими органами государства, как правило, менее урегулированы. Отношения партии-парламент наиболее естественны и поэтому наиболее урегулированы.

Законы могут регулировать правила использования партиями средств массовой информации. Нормы, посвященные этому вопросу, содержатся либо в законах, либо в постановлениях правительства. Например, в таких актах может закрепляться определенное общее количество телевизионного времени для политических партий во время избирательных компаний. Могут закрепляться принципы распределения этого времени между партиями.

Очень важную роль в регулировании деятельности политических партий играет правовое закрепление денежных расходов партий во время выборов. В некоторых странах есть ограничения, в других есть просто регулирование или определенные правила, которые нужно соблюдать. Финансовая сторона деятельности партии - одна из самых регламентируемых, поскольку без денег ни одна партия не может функционировать. Практически каждое государство стремится направить эти процессы в цивилизованное русло и в законодательстве многих стран содержатся положения; обязывающие политические партии предоставлять государственным органам отчеты с указанием источников получаемых ими денег, публиковать расходы, доходы и сальдо.

Следует отметить, что определенные нормы, касающиеся партий, могут содержаться не только в законах, постановлениях и декретах. т.е. нормативных актах, издаваемых государством, но и в нормах, которые создают сами партии. Эти нормы могут содержаться в партийных уставах, правилах. Государство, утверждая устав как бы соглашается с правилами, принятыми для себя той или иной партией. В некоторых конституциях нет прямого определения, что такое партия, нет специальной главы или раздела о партиях, но нормы, посвященные этому вопросу могут содержаться в иных разделах и статьях.



В любом случае, правовое или конституционно-правовое регулирование статуса партии - это очень важный вопрос в сфере конституционного права большинства стран мира.
2.5. Возникновение и развитие партий.
В политической науке широко распространена предложенная М.Вебером классификация этапов в истории становления политических партий:

1. 16-17 в.в. в Европе партии - это аристократические группировки. объединяющие немногочисленных представителей политической элиты;

2. 18-19 в.в. - это уже политические клубы ориентированные на привлечение и активность политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других важных сферах общественной жизни;

3. 19-20 в.в. формируются современные массовые партии1.

Однако необходимо заметить, что в своем развитии три названных Вебером этапа становления прошли очень немногие партии (к таким партиям можно отнести либеральную (виги) и консервативную (тори) партии в Великобритании). Обычно формированию политической партии предшествует деятельность политических клубов (кружков) или общественно-политических движений.

Основной социальной предпосылкой для возникновения политических клубов в Европе в 17-18 в.в. явилось становление буржуазии как класса, что разрушило единство правящих кругов и вызвало острую идейную политическую конкуренцию. Политические клубы обычно возникали как центры формирования и пропаганды бурзуазной идеологии. В Великобритании они сформировались в 30-е годы 19 века: тори основали "Чарлтон Клаб" (1831), а виги - "Реформ Клаб" (1836). Первоначально клуб тори был связан с традиционно земельной аристократией, а клуб вигов - с либеральной буржуазией. Но эта прямая отнесенность вскоре ослабла, так как английская земельная аристократия в относительно короткий исторический срок и практически бесконфликтно преобразовалась в земельную бурзуазию. ориентированную на рынок.

В 19 в. на Западе появились политические партии современного типа. Так. в США в 1828 г. оформилась Демократическая, а в 1854 г. - Республиканская партия, в Англии в середине столетиявиги и тори трансформировались соответственно в Либеральную и Консервативную партии и т.п. В дальнейшем этот процесс продолжает набирать темпы, причем вслед за бурзуазией и крупными землевладельцами свои партии стали создавать представители мелкобуржуазной демократии, а затем и рабочего класса.

Массовые политические партии в Европе начали формироваться во второй половине 19 в. От политических клубов они отличались тем, что были ориентированы на осуществление постоянного, длительного и широкого политико-идеологического воздействия на общество, на рекрутацию в свой состав как можно большего числа членов, оперировали значительным арсеналом средств политической деятельности: агитация. пропаганда, политическое просвещение и т.п.


Первой массовой политической партией (1861) явилась либеральная партия Англии; в 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия - Всеобщий Германский Рабочий Союз, основанный Лассалем. К концу 19 в. массовые партии (в основном - социал-демократические) формируются в большинстве стран Западной Европы.

Можно назвать две основные причины возникновения массовых политических партий:

1. Распространение всеобщего избирательного права, существенно расширившего сферу участия в политике;

2. Организационное развитие рабочего класса, что проявлялось двояко: организующийся пролетариат создавал массовые партии, защищавшие его интересы в парламенте и вне его; конкурентная, необходимость традиционных политических группировок противопоставить растущей численности пролетарских партий, соответствующим образом трансформированные собственные организационные структуры.

В некоторых странах (Англия, США) основой их политической жизни стало соперничество двух главных партий, попеременно сменявших друг друга у власти. В других - и их было подавляющее большинство - партийно-политическая система выглядела более сложно и мозаично. Так. например, в Германии, на рубеже 19-20 в.в. существовало несколько политических партий: четыре консервативных, партия католического центра, шесть либеральных, пять национальных и социал-демократическая.

Главной ареной деятельности политических партий на Западе были парламенты и муниципалитеты, а основной целью, которую они при этом ставили, - борьба за голоса избирателей, политическое влияние и в конечном счете власть. При этом в дело, шло все: высокие принципы и демагогия, честное соперничество и прямая подтасовка фактов ради очернения политического конкурента, а порой и провокация.

Острое противоборство различных партийных группировок так или иначе отражало борьбу между классами и социальными слоями. Несмотря на значительные издержки, оно в конечном счете способствовало повышению политической культуры общества и решению стоявших перед ним социальных, политических и национальных проблем. При этом следует подчеркнуть, что политические партии существовали на Западе, как правило, легально и имели многочисленные органы печати, игравшие большую роль в общественной жизни своих стран. Численность их была сравнительно невелика, партийная дисциплина не отличалась особой строгостью, а для програмно-идеологических установок были характерны широта и эластичность подходов.


В России первой политической организацией, официально присвоившей себе название партии, была. "Народная воля" (1879). До этого "партиями" здесь называли на западный манер то разного рода придворные группировки или кружки гвардейский офицеров, нередко делавших в 18 в. в России большую политику, то литературно-философско-политические течения, как, например, славянофилов и западников.

19 в.для политической миссии России - век особый. В середине этого века (1861) в России указом "сверху" было отменено крепостное право, в стране стал развиваться капитализм. Однако политическая надстройка общества - самодержавие - оставалось во многом неизменной. Идеи конституционной, думской монархии, не говоря уже о демократической республике, в этом веке остались недостижимыми. Такое развитие не могло не вызвать и жизни большого количества учений и идей о путях переустройства и развития России. Появились и сложились основные направления русской политической мысли: либерализм, революционаризм ("социализм"), консерватизм, "западники" и "славянофилы", радикализм, народничество 1

- Либерализм. С середины 90-х годов происходит оживление либерально-оппозиционного движения. Ведущее место в нем занимала земская интеллегендия. Поставившая своей целью бороться против бюрократии за свободу местного самоуправления.

- Революционаризм ("социализм") в конце 19 в. в связи с развитием рабочего и революционного движения, важную роль в политической мысли России стали играть социалистические идеи марксистского направления, они преодолели иллюзии народников о крестьянской общине, показали неизбежность капиталистического развития России и, как возможная перспектива, социалистическая революция.

- Консерватизм (в форме "славянофильства") выступали, с об новлением особого, отличного от западно-европейского пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии классовой борьбы, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступалза отмену крепостного права, смертной казни и т.п.

- Западники выступали за развитие России по западно-европейскому пути, противостояли славянофилам. Критиковали теорию официальной народности, крепостничество в самодержавие, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей.

- Радикализм. Радикальные теории и методы переустройства рос-сийского общества в начале 19 в. были предложены декабристами -представителями революционного дворянского движения.