Файл: Содержание введение система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации Деятельность федерального фонда обязательного медицинского страхования рф в реализации социальных функций государства заключение список литературы введение.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………………………………………………5
2. Деятельность федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства…………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….27
ВВЕДЕНИЕ
Оказание качественной и своевременной медицинской помощи — приоритетная задача любого государства. Развитая и совершенствующаяся система здравоохранения подразумевает предоставление таких услуг любому нуждающемуся, как работающему, так и неработающему.
Долгое время в России существовала система государственной медицины, которая предполагала прямое финансирование медицинских организаций из средств бюджета и тем самым обеспечивала население бесплатной медицинской помощью. Основным недостатком такой системы было то, что бюджетный метод финансирования учитывал лишь возможности бюджета, а не расходы, необходимые для обеспечения социальной защиты населения. В связи с этим возникла социальная незащищенность пациентов и работников отрасли, а также ее недостаточная финансовая обеспеченность и техническая оснащенность, что привело к необходимости реформирования устояв- шейся системы здравоохранения и привлечения дополнительных источников финансирования с помощью введения обязательного медицинского страхования.
Сущность медицинского страхования заключается в том, чтобы удовлетворить потребность населения в социальной защите путем обеспечения его медицинской помощью за счет средств, аккумулируемых в результаты уплаты гражданами, работодателями и исполняющими органами государственной власти страховых взносов. На сегодняшний день медицинское страхование может осуществляться в двух формах: обязательной и добровольной. Специфика системы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) заключается в том, что как важная составная часть государственного социального страхования, она функционирует через самостоятельную систему соответствующих фондов (государственного и территориального) и специализированных страховых компаний.
Объектом исследования в работе является деятельность федерального фонда обязательног медицинского страхования в Российской Федерации.
Предмет исследования составляет система общественных отношений в сфере обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
Цель исследования – рассмотреть деятельность федерального фонда обязательного медицинского страхования и обозначить его роль в реализации социальных функций государства.
Реализация обозначенной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты обязательного медицинского страхования.
2. Изучить деятельность федерального фонда обязательного медицинского страхования.
3. Обозначить роль федерального фонда обязательного медицинского страхования в реализации социальных функций государства.
Проблемы осуществления и развития медицинского страхования в целом и ОМС в частности рассмотрены в работах ряда ученых и практиков: Воробьева Ю.Н., Ермоленко Г.Г, Землячевой О.А., Семенова В.Ю., Смирновой Е.А., Соколовой Н.А., Тимониной Е.Н., и др. Однако, наличие спорных вопросов и многочисленных проблем развития ОМС в РФ обусловливает необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.
1. Система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
Одно из важных условий социальной защиты населения страны ― обеспечение ее граждан необходимой медицинской помощью. Услуги здравоохранения, позволяющие получить своевременное врачебное вмешательство, базируются на медицинском страховании. Государство предоставляет возможность своим гражданам и прочим лицам получить обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) с достаточным спектром услуг, которые способны поддержать здоровье людей при наступлении страховых случаев.
В системе медицинского страхования в России можно выделить две формы медицинского страхования: добровольное и обязательное медицинское страхование.
Добровольное медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных его обращением в медицинское учреждение за медицинскими услугами, включенными в определенную программу медицинского страхования. 1
Обязательное медицинское страхование ― это комплекс мероприятий по охране здоровья, предоставлению бесплатной медицинской помощи в рамках действующего законодательства, а также выполнение профилактических мероприятий. Страхование предоставляет гражданам равные возможности при необходимости врачебного вмешательства.
Добровольное медицинское страхование может осуществляться как дополнительное к обязательному страхованию, но на основе договора (т.е. на добровольной основе) либо как самостоятельный вид страхования безотносительно к тому, существует ли в той или иной стране система обязательного медицинского страхования.
Основные отличия обязательного и добровольного медицинского страхования представим в таблице 1
Таблица 1 – Основные отличия обязательного от добровольного медицинского страхования
Обязательное медицинское страхование | Добровольное медицинское страхование |
Является обязательной частью государственного социального страхования | Производится по желанию гражданина или его работодателя |
Обеспечивает минимальный гарантированный объем бесплатной медицинской и лекарственной помощи | Позволяет получить дополнительные медицинские услуги, сверх гарантированных |
Безвозмездное, оплачивается за счет средств налогоплательщиков | Производится оплата по договору |
Перечень лечебных учреждений, работающих в системе ОМС, определяется территориальной программой государственных гарантий | Разработка программы ДМС и привлечение лечебных учреждений для ее реализации осуществляются страховой организацией самостоятельно |
Источник средств - взносы работодателей, государственный бюджет | Источник средств - личные доходы граждан, прибыль работодателей |
Тарифы устанавливаются по единой утвержденной методике | Тарифы устанавливаются договором страховщика и страхователя |
Система контроля качества определяется государственными органами | Система контроля качества устанавливается договором |
Основные отличия обязательного и добровольного медицинского страхования друг от друга состоят в следующем:
а) по классификации отраслей:
— обязательное медицинское страхование один из видов социального страхования;
— добровольное медицинское страхование — один из видов личного страхования (например, по законодательству Российской Федерации) либо имущественного страхования (например, в большинстве европейских стран, поскольку
речь идет именно о страховании расходов);
б) по кругу (охвату) страхователей (застрахованных):
— для обязательного медицинского страхования характерен всеобщий, массовый охват;
— для добровольного медицинского страхования — в силу принципа добровольности заключения договора носит выборочный характер и может проявляться в форме как коллективного, так и индивидуального страхования;
в) по признаку инструментов правового регулирования:
— обязательное медицинское страхование регламентируется законом об обязательном страховании;
— добровольное медицинское страхование регулируется действующим гражданским законодательством и специальным страховым законодательством (например, законом о договоре страхования, как в Германии, или законом об организации страхового дела в РФ, как в России);
г) по субъектному составу:
— обязательное медицинское страхование осуществляется, как правило, государственной организацией и страхователями выступают работодатели;
— добровольное медицинское страхование осуществляется частными страховыми организациями и страхователями выступают юридические лица и граждане по собственному волеизъявлению;
д) по порядку установления условий страхования:
— в обязательном медицинском страховании определяются государством и, как правило, закрепляются в законе об обязательном страховании;
— в добровольном медицинском страховании условия страхования, полисные условия, тарифы и т.п. определяются коммерческими страховыми компаниями по согласованию с органом по надзору за страховой деятельностью;
е) по источнику финансирования:
— в обязательном медицинском страховании — это взносы работодателей, государственный бюджет;
— в добровольном медицинском страховании — источник формируется из личных доходов граждан, прибыли работодателей, и по природе своей это добровольные расходы страхователей;
ж) по объему страхового покрытия:
— обязательное медицинское страхование гарантирует стандартный минимальный объем услуг, при этом программа, как правило, утверждается компетентным органом государственной власти;
— в добровольном медицинском страховании программа страхования и объем услуг устанавливаются правилами страхования и договором страхования;
з) по применяемым принципам контроля качества медицинских услуг:
— в обязательном медицинском страховании система контроля качества определяется компетентным органом государственной власти;
— в добровольном медицинском страховании система контроля качества устанавливается договором страхования.
Перечень видов медицинской помощи и услуг, которые могут быть предоставлены в соответствии с условиями добровольного медицинского страхования, определен Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» как дополнительные или иные услуги сверх установленных программой обязательного медицинского страхования. К ним относятся косметологические, гомеопатические услуги, зубное протезирование, услуги, осуществляемые по желанию граждан, и другие услуги, не включенные в Базовую программу обязательного медицинского страхования.
Реализация работы обязательного медицинского страхования происходит через специализированные юридические организации ― страховые компании. В числе основных задач рассматривается обеспечение населения необходимой медицинской помощью через заключение договоров. Кроме того, через фонды осуществляется оплата оказанных застрахованным лицам (пациентам) услуг лечебным учреждениям, защита прав населения.
Для реализации программы предоставления бесплатной медицинской помощи необходимо иметь существенную финансовую базу. Аккумулятором денежных средств в системе ОМС является федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Основная цель фонда представляется как обеспечение всех лиц, участвующих в страховании, необходимой лечебной и лекарственной помощью.
Формирование средств происходит за счет следующих источников:
- взносы в ФОМС работодателей за своих работников;
- поступления в виде фиксированных платежей от ИП и самозанятых лиц;
- поступления из бюджетов субъектов РФ за неработающих.
Страховые взносы как поступления от работодателей начисляются по установленным тарифам на заработную плату наемных работников. Плательщиками являются большинство организаций и работодателей-предпринимателей, за исключением некоторых представителей малого бизнеса, освобожденных от уплаты платежей такого вида.
Ранее фонд обязательного страхования подразделялся на федеральный и территориальный, платежи необходимо было перечислять в каждую из указанных структур. Начиная с 2012 года, территориальный ФОМС упразднили. В настоящее время платежи осуществляются лишь в федеральный ФОМС по основной ставке 5,1%.
Гарантированное медицинское обслуживание подтверждается наличием полиса. Получить данный документ можно в страховой медицинской компании после заключения с ней соответствующего договора. Выдача этих документов в системе ОМС производится практически всем лицам, в том числе:
- гражданам страны;
- неработающему населению и лицам, не достигшим совершеннолетия;
- временно или постоянно проживающим на территории РФ;
- лицам без гражданства;
- беженцам.
Срок действия полиса зависит от статуса застрахованного лица. Для граждан РФ и проживающим постоянно на территории страны ― документ бессрочный. Для временно пребывающих, в том числе беженцев, действие полиса ограничивается установленным сроком нахождения в пределах страны.
Полис как документ, подтверждающий право его владельца на получение бесплатной медицинской помощи, необходимо иметь при себе. Он предъявляется при лечении в стационарах, поликлиниках и при услугах скорой. Полис выдается в страховых компаниях в любых регионах страны. Выбор самой страховой компании является правом любого гражданина и иного лица. Хотя, как правило, результат определяется территориальным наличием страховой организации. В то же время существенных различий при выборе компаний не наблюдается. Спектр оказываемых услуг одинаков, хотя некоторые страховые компании вправе привлекать клиентов различными бонусными программами.
Структуру рынка медицинского страхования в России на современном этапе можно представить следующим образом:
Рисунок 1 – Структура рынка медицинского страхования в России, %2
Обязательное медицинское страхование — это часть государственной страховой программы (наряду с добровольным медстрахованием), позволяющей компенсировать расходы гражданина на медицинскую помощь. Объем медицинских услуг определяется федеральным и региональным законодательством (территориальная программа может расширять и дополнять федеральную). Средства на такую компенсацию аккумулируются в Федеральном Фонде обязательного медицинского страхования.
ОМС выполняет особую социальную функцию в Российской Федерации, обусловленную тем, что в периметре его защиты находится все население страны. Отношения между участниками в сфере ОМС регулируются Законом об ОМС, правила страхования утверждаются Минздравом России.
Действие Закона о страховом деле распространяется на страховые организации, осуществляющие ОМС, с учетом особенностей, установленных Законом об ОМС. Отличительной чертой ОМС является то, что страховщиком в ОМС выступает не СМО, а ФОМС, который аккумулирует средства ОМС и делегирует часть своих полномочий ТФОМС и СМО. СМО исполняет по договору с ФФОМС такие функции, как оплата счетов медицинских организаций из целевых средств, получаемых от ТФОМС, контроль объема и качества оказанной медицинской помощи и защита прав застрахованных. На государственном уровне поставлены стратегические цели по совершенствованию законодательства Российской Федерации об ОМС, в том числе с учетом анализа возможности поэтапного перехода системы ОМС на принципы конкурентной (рисковой) модели, а также повышения роли СМО.
Целью ОМС является аккумуляция страховых платежей страхователей, в качестве которых могут выступать как предприятия, так и органы государственной власти, а также предоставление медицинской помощи всем гражданам на законодательно установленных основах и в конкретизированных размерах. В связи с этим систему ОМС следует рассматривать двояко. Во-первых, она является составным элементом системы государственной социальной защиты граждан в части системы социального страхования. Во-вторых, — это «финансовый механизм обеспечения дополнительных средств на финансирование здравоохранения».3
В системе ОМС важную роль в финансировании средств на предоставление медицинской помощи населению играют страховщики, в качестве которых выступают Федеральный фонд ОМС (ФОМС), Территориальные фонды ОМС и непосредственно страховые медицинские организации. Последние непосредственно аккумулируют денежные средства и затем направляют их медицинским учреждениям в соответствии с договорами на оплату медицинской помощи по ОМС. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в период 2012-2015 гг. количество страховых организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, снизилось с 71 до 59, при этом по сравнению с 2014 г. их количество осталось без изменения.
По состоянию на 01.07.2016 г. количество страховых медицинских организаций снизилось до 54.