Файл: 1. Языческие верования Древней Руси 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
1. Языческие верования Древней Руси 3

1.1. История возникновения и развития язычества Древней Руси 3

1.2. Черты и особенности язычества славян 4

1.3. Языческие культы на Руси 6

1.4. От язычества к монотеизму 7

2. Борьба с иностранными интервентами в начале XVII в. Первое о второе ополчения 8

2.1 Военная интервенция в Россию 8

2.2 Правление Семибоярщины 9

2.3 Первое и второе ополчения 10

3. Хрущевская «оттепель» и реабилитация жертв сталинских репрессий 13

Список использованных источников 18

1. Языческие верования Древней Руси

1.1. История возникновения и развития язычества Древней Руси


Язычество, в моем понимании, это сложная система мировосприятия древних славян с ее культами, божествами, обрядами и традициями. Но одно здесь остается неоспоримым – это очень тесная связь человека с природой. Именно эта вера была официальной и преобладающей религией среди восточных славян вплоть до Крещения Руси в 988 году.
Большинство языческих славянских верований и обрядов не кануло бесследно в Лету и не стерлось из памяти русских людей. Подчас непроизвольно мы обращаемся к своей генетической памяти, празднуя свадьбы, рассказывая сказки. Наше языческое прошлое очень стойко, оно существует в народных напевах, играх, ворожбе, в радостях и горестях, оно всегда останется в загадочной и прекрасной русской душе.

Начало формирования славянского язычества в Древней Руси относится к I-II тысячелетиям до н.э., то есть к тем временам, когда племена славян начали отделяться от племен индоевропейской группы, расселяться на новых территориях и взаимодействовать с культурными традициями соседей. Именно индоевропейская культура привнесла в культуру древних славян такие образы, как бог грозы, боевую дружину, бог скота и один из важнейших прообразов матери-земли.

Большое значение для славян имели кельты, не только привнесшие в языческую религию ряд определенных образов, но и давших само название «бог», которым эти образы обозначались. Много общего у славянского язычества с германо-скандинавской мифологией, сюда можно отнести наличие мотивов мирового древа, драконов и прочих божеств, которые менялись в соответствии с условиями жизни славян.

После активного разделения славянских племен и расселения их по различным территориям, начало изменяться и само язычество Древней Руси, у каждого племени стали появляться присущие лишь ему элементы. В VI-VII веках между религиями восточных и западных славян различия были довольно ощутимые.


К тому же очень часто отличались друг от друга верования, присущие высшим правящим слоям общества и его низшим слоям. Об этом свидетельствуют и древние славянские летописи. Верования жителей крупных городов и мелких деревень могли быть различными.
1.2. Черты и особенности язычества славян
Современный украинский историк Я.Е. Боровский так писал об обрядах и обычаях славян-язычников в книге «Мифологический мир древних киевлян»: «С древнейших времен, еще задолго до принятия христианства, наши предки обожествляли непонятные им силы природы и поклонялись рекам, озерам, источникам, деревьям и животным»1.

Основными чертами славянского язычества как мировоззрения являются вера в одушевлённость природы (аниматизм и анимизм), культ предков и сверхъестественные силы, которые постоянно присутствуют и принимают участие на протяжении всей жизни каждого человека, развитая низшая мифология, убеждённость в возможности воздействия на положение вещей в мире средствами примитивной магии, антропоцентризм.

Праславяне чтили природу, её силу, поклонялись ей и пытались задобрить с целью извлечения пользы для себя.
Наши предки считали, что кроме реального, видимого пространства, есть мир невидимый, где обитали русалки, лешие, водяные, домовые и различные другие мифологические персонажи. Они были уверенны, что грань между этими мирами тонкая, взаимопереходная, поскольку эти существа были душами умерших. Ядром язычества было поклонение небесным светилам, природным явлениям и их божественным воплощениям – богам: солнца – Хорсу, Яриле, Даждьбогу; грозы и молний – Перуну; ветров – Стрибогу; весеннего возрождения – Велесу. Первым божеством, сотворившим мир, был Род. Его сын, верховный бог Сварог, в пантеоне богов занимал почетное место. Богини обладали, как и люди, позитивными и негативными чертами: Лада следила за домашним порядком, Берегиня берегла семейный уют, Мокошь пряла людские судьбы, ей поклонялись роженицы, Морена, покровительница смерти и зимы, умертвляла природу, чтобы она могла потом возродиться. Дуализм наблюдался в именах богов: Белобог и Чернобог (добро и зло). Языческие действия восточных славян были направлены на сохранение урожая, защиты от опасности, обеспечение порядка и других необходимостей жизни.



В давнейшей религии были присущи элементы тотемизма – сверхъестественной связи человека с определенными видами животных и отдельными представителями флоры. Каждое племя имело своего тотемного предка. Он был хранителем и защищал от беды. Даже верили в то, что после смерти представители племени перерождались в тотемных животных и служили живым. Восточные славяне с особенными чувствами относились к растениям и животному миру, наделяя их неограниченной силой. Среди зверей с уважительным вниманием относились к волку, медведю, козе, лисице. Тотемными птицами стали лебедь, кукушка, аист, а деревьями-тотемами были дуб, липа, явор, сосна.

На древних представлениях основывалась вера в необычные свойства предметов и вещей – фетишизм. Например, дух дерева сохранялся в предмете, изготовленном из него. Кость животного имела часть его души. Драгоценным камням, костям, предметам восточные славяне приписывали чудодейственную силу. Ею обладали защитные амулеты и приносящие удачу талисманы. Предметы представлялись язычникам одухотворенными.

1.3. Языческие культы на Руси
К нам дошли только отголоски древнерусских языческих культов. Такие объекты сложно поддаются археологическому изучению. Нет возможности их классифицировать из-за влияния времени, чрезвычайного разнообразия. Намного больше информации есть о культе камней. Довольно часто они делались с грубой обработкой. Не учитывалась смысловая символика, были пренебреженными естественные углубления, которые и дают толчок для суждения о роли такого объекта в древних языческих культах.

Важная роль отводилась культу огня. Возле костра проводили обряды, приносили ему жертвы, чтобы уберечься от его разрушительной силы. Важное место занимал в ритуалах жрецов. Восточные славяне особо уважительно относились к различным водоемам, колодцам, поскольку в религии восточных славян существовал культ воды. Она обладала очистным эффектом и магическими свойствами. Среди остальных культов основными были: культы земли, грозы, солнца, ветра, зерна и хлеба, природы, небесных светил. С ними связано большинство ритуалов и сакральных обрядов.

Культ языческого божества Велеса почитал скот. Этот бог считался его покровителем, оберегом. Само имя говорит о величии бога. Волос или Велес означает «обладатель». Ему в качестве жертв приносили коров, быков. А в Киеве ему поставили божницы. В других городах Велеса почитали в капищах.


В далекое время у славян «перун» означал огонь. Но многие славянские наречия переводят такое слово как «гром». Языческие служители культа Перуна на Руси особенно почитали бога в Киеве, Новгороде. Культ Перуна был достаточно силен. Перуна изображали с кремнем в руке. Как знак поклонения возле статуи всегда был огонь, сделанный из дубовых веток. Если же огонь полностью угасал, то казнили того, кто его не уберег.

Языческие служители культа считали, что Перун повелевает громом. Якобы в его подчинении были все остальные боги. В руках у Перуна всегда были молнии, гром.

1.4 От язычества к монотеизму
Язычество с его политеизмом (многобожием) и непрерывным противоборством богов в 10 веке действительно уступило место христианскому монотеизму — единобожию. Политические и духовные интересы общества требовали такой религии, которая бы упрочивала княжескую власть, предотвращала конфликты и способствовала вхождению Древнерусского государства в семью европейских народов.

Язычество изжило себя, перестало удовлетворять потребностям и развитию народов. И происходило это почти во всех языческих государствах и племенах. Поэтому нужна была новая религия которая и была принята (разные народы примкнули к разным видам монотеизма). Но не стоит думать, что такой религиозный переход был легким и быстрым. Истинные язычники долго противились этому, тайком продолжали поклоняться своим многочисленным божествам.

Князь Владимир, поняв, что его молодому государству необходима новая религия, крестил его. Поэтому под монотеизмом в этом конкретном случае рассматривается христианство. Хоть изначально и предпринимались попытки как-то преобразовать язычество (реформа 980 года), но они оказались неэффективными. Официальной датой крещения Руси стал 988 год. Однако христианство приняла еще задолго до этого княгиня Ольга.

После крещения люди продолжали оставаться язычниками. Как известно, долгое время на Руси продолжался период так называемого двоеверия. Борьба церкви с язычниками шла долго и трудно. Сжигались языческие идолы и храмы, запрещались принесения жертв и поклонения богам. Язычники, в свою очередь, поднимали восстания и бунтовали. Но в итоге христианство одержало в этой борьбе победу: народы, вышедшие из восточных славян (русские, украинцы и белорусы), и по сей день являются православными христианами.

2. Борьба с иностранными интервентами в начале XVII в. Первое и второе ополчения

2.1. Военная интервенция в Россию
1598-1613 годы известны в нашей истории под именем Смутного времени, или эпохи самозванцев.

Эти самозванцы большею частью выдавали себя за младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего смертью, обстоятельства которой оставались неразъясненными.

Такое насильственное и таинственное пресечение династии и послужило основным поводом к интервенции, которая породила появление самозванцев.

Рост социальной напряженности в обществе породил гражданскую войну и создал угрозу российской государственности. Воспользовавшись ослаблением государственности, Речь Посполитая и Швеция предприняли попытку захвата российских земель и включения Московского царства в сферу влияния католической церкви. Такое явление в истории называется интервенцией.

Предлогом для начала интервенции послужило появление Лжедмитрия в польских владениях на Украине, где он заявил о своих претензиях на царский трон в Московском царстве. Лжедмитрий находит поддержку среди польских магнатов, таким образом стремившихся подчинить своим интересам политику России.

После смерти Федора Ивановича Борис Годунов (1598-1605 гг.) пытается продолжать активную внешнюю политику. Но в результате пресечения династии московских Рюриковичей Россия постепенно погружается в Смуту, которая резко усиливается после смерти Бориса Годунова (1605 г.) и поддерживается вмешательством со стороны Речи Посполитой в поддержку самозванца Лжедмитрия I. Попытка Василия Шуйского (1606-1610) опереться на союз со Швецией в борьбе с самозванцем Лжедмитрием II и польско-литовской интервенцией закончилась провалом. В ходе трагических событий Смутного времени Польша и Швеция, враждуя между собой, оккупировали значительную часть западных и северо-западных территорий России, польский гарнизон занял Москву, международный престиж России катастрофически упал. Смута дорого обошлась России: были потеряны значительные территории на северо-западе (Ижорская земля) и на западе (Смоленск).
2.2. Правление Семибоярщины

В результате переворота, произошедшего в июле 1610 года, в России началось правление Семибоярщины или 7 наиболее влиятельных членов Боярской думы. В состав первой Семибоярщины входили Ф. Мстиславский (был главой), И. Воротынский, Б. Лыков, А. Трубецкой, И. Романов, Ф. Шереметев и В. Голицын.