ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОУ Островецкая СОШ, Раменский район, Московской области
Ученический проект
Тема:
«История Снегурочки»
Творческое название:
«Сказочный образ застывшей воды»
Выполнила:
Ученица 8 класса
Кузьминова Анастасия
Руководитель проекта:
Казакова Евгения Альбертовна
Педагог дополнительного образования
2018-2019гг. д.Островцы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. Обоснование темы проекта
Глава 1. История появления сказочного образа…………………….6
1.1. Формирование образа……………………………………...............6
1.2.Образ Снегурочки в творчестве художников…………………...8
1.3. Образ Снегурочки в литературе…………………………………10
Глава 2. Мифы и легенды о происхождении Снегурочки………...11
2.1. Душечкина Елена Владимировна……………………………….11
2.2. Версия worlds.ru…………………………………………………..13
2.3. Версия Жарниковой Светланы Васильевны………………….15
Глава 3.Снегурочка. Мифологические особенности………………16
3.1. Мифологические особенности……………………………………16
3.2. Возникновение русской Снегурочки как богини. …………….19
3.3. Снегурочка. Трансформация древних верований и обычаев..20
Вывод…………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………28
Приложения…………………………………………………………29-31
Введение
К Новому году наша семья готовится заранее и тщательно. Вель такой всеми любимый праздник мы отмечаем большим количеством родственников. На нём присутствуют и главные герои Дед Мороз и Снегурочка. В этом году у меня появилась мысль порадовать близких и позлравить их с праздником в костюме Снегурочки.
Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Меня заинтересовала история любимой героини русских сказок. Захотелось как можно больше узнать о её происхождении, об исторических особенностях. Первое на что я обратила внимание, это образ Снегурочки на полотнах выдающихся художников. Я поставила перед собой цель и наметила ряд задач, которые помогут мне достичь цели.
Актуальность выбранной темы.
Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории туристов: детей, молодежь и взрослых туристов, для которых является любимым образом из детства и дает возможность отдохнуть от любых проблем.
Описание образа Снегурочки дает представление о значимости выбранной мною темы для широкого круга людей разного возраста, разных национальностей, непосредственной причастности Костромы к этому образу.
На сегодняшний день Кострома четырежды считается родиной Снегурочки:
-
первое рождение - возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название древнему городу; -
второе рождение Снегурочки (образ в весенней сказке А. Н. Островского - писателя и драматурга, родившегося и создававшего свои творения на Костромской земле); -
третье рождение (съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке - лесопарк на территории Костромы); -
четвёртое рождение (воплощение образа в живом человеке, играющего роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России).
Данная проблема актуальна, так как Новый год-это один из ярких, светлых и любимых праздников, отмечаемых ежегодно. В связи с быстрыми темпами развития научно-технического прогресса и течением времени забываются источники возникновения праздников, отмечаемых в современном обществе. Нам необходимо знать традиции и обычаи нашего народа, которые легли в основу этого праздника, знать уникальные особенности истории и культуры России, которые позволили сделать празднование Нового года в нашей стране долгожданным событием.
Цель. Цель моей работы заключается в комплексном анализе зарождения и развития общего представления людей об образе Снегурочки.
Задачи.
-
Проследить историю появления Снегурочки. -
Изучить образ Снегурочки в литературе и искусстве. -
Познакомиться с музыкальным образом сказочного персонажа. -
Составить список кинофильмов с персонажем Снегурочка. -
Исследовать современный образ Снегурочки (одежда). -
Познакомиться с образом Снегурочки в языческой культуре славян.
Гипотеза.
С детства каждому ребёнку знаком образ Снегурочки, но вряд ли кто задумывался, откуда она родом, и есть ли исторические корни. Если заняться изучением исторических документов, то можно узнать много нового и интересного о девочке-Снегурочке.
Объект исследования: история Снегурочки.
Предмет исследования: образ Снегурочки в народной культуре.
Методы исследования
-
Сбор информации (выбор литературы, научное обоснование исторического факта). -
Исследование различных источников. -
Знакомство с народными обрядами и традициями. -
Оформление текстового материала. -
Изготовление буклетов с характеристикой образа (персонажа)
Сроки реализации: 3 месяца.
Снегурочка – это русский новогодний персонаж, внучка Дедушки Мороза. Но древние славяне считали её дочерью Мороза и Древней Снежной Царицы.
Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).
В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца, Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.
В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех у зрителей.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.
Глава1. История появления сказочного образа
1.1.Формирование образа.
Образ Снегурочки, как сказочного персонажа, в народном представлении формировался постепенно. На протяжении нескольких веков это был образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение. Так повествуют сказки. Однако сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. Поэтому можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.
Кострому изображали по-разному: это была молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, это было соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, что дало повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.
В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, которые играли на улице «как они из снега комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась удивительная и нежная девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».
Сказочная героиня Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое белое облачко, улетающее в высоко в небо.
Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.
Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не присутствует.
Новую яркую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она предстаёт как дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии образ Снегурочки становится трагичным. Он вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.
1.2.Образ Снегурочки в творчестве художников
Образ Снегурочки в разное время привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы замечательного художника М. А. Врубеля, а В. М. Васнецов выполнил яркие декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра.
Не оставил без внимания сказочный образ и Н. К. Рерих. Он четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка», которая шла на оперной и драматической сценах. Спектакли получили жизнь в театрах Санкт-Петербурга, Лондона, Чикаго, Парижа. Художник Б. М. Кустодиев тоже рисовал эскизы декораций к пьесе «Снегурочка».
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.
О происхождении Снегурочки существует 3 версии:
-
образ дочери Мороза; -
образ Костромы; -
символ застывших вод.
Образ Снегурочки привлекал многих художников, и каждый находил в этом образе свои неповторимые черты. Многие современники Островского не приняли пьесу, упрекая его за “отход от социальных проблем”. Но были и противоположные мнения. Сказка чрезвычайно понравилась И.С. Тургеневу и А.И. Гончарову. Неравнодушным к ней оказался и русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов, который поставил спектакль по пьесе на домашней сцене в Абрамцево, а затем, в 1885 г., и оперу в своей “Частной русской опере”. Эскизы костюмов и декораций к спектаклю, а затем и к опере были выполнены В. М. Васнецовым в содружестве с И.И. Левинтаном и К.А. Коровиным.
В своих воспоминаниях Коровин пишет, как после встречи с Островским В. М. Васнецов говорил: “Правду, правду сказал он - никто не поймет. Тяжело, печально, вот оно что, люди живут-то другим. Это искусство не нужно. А эта поэма “Снегурочка” - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка…”.
В процессе создания декораций сказочных царских палат, Васнецов использовал архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву. Декорации, создававшиеся в процессе общей подготовки спектакля, определяли многие мизансцены и давали художественное решение целых картин. Также как и эскизы костюмов намечали будущие образы спектакля. Основой для всех костюмов послужил белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект. Впервые именно Васнецов изобразил Снегурочку в сарафане и с обручем на голове. Художник с наслаждением вникал в подробности самого мелкого узора на девичьем сарафане и самостоятельно, безо всяких технических помощников расписывал огромные полотнища декораций, изображая картины заповедного леса или царского дворца. Много лет спустя восхищённые искусствоведы скажут, что именно Васнецов именно в оформлении “Снегурочки” оказался первым русским художником, который на театральных подмостках стал равноправным соавтором спектакля, собственно говоря - первым настоящим театральным художником.
1.3. Образ Снегурочки в литературе.
В первой версии, самой распространённой, девочка летом идет с подружками в лес и тает. В 1860 году русский романист Григорий Петрович Данилевский опубликовал вольное переложение этой версии народной сказки под названием «Снегурка».