Файл: Титульный лист Мифологическая основа первобытных праздников и представлений Оглавление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общепринятой теории мифа нет до сих пор, поэтому необходимо познакомится с самыми известными из выдвигавшихся гипотез. Первую серьезную философию мифа создал итальянский ученый Дж. Вико, который полагал, что мифы складываются как игра фантазии, вызванная интуитивным ощущением присутствия высших сил и страхом перед ними. Ему же принадлежит мысль, что различные типы мифов возникают на разных уровнях общественного развития. «Первые люди, как бы дети рода человеческого, неспособные образовать родовые понятия вещей, естественно, были вынуждены сочинять поэтические характеры, т.е. фантастические роды или универсалии, чтобы сводить к ним как к идеальным портретам все отдельные виды» [2, с. 87, 128].
И он же продолжает: «Поэтическая мудрость – первая мудрость язычества – должна была начинать с метафизики, не рациональной абстрактной метафизики современных ученых, а с чувственной и фантастической метафизики первых людей, так как они были совершенно лишены рассудка, но обладали сильными чувствами и могущественной фантазией» [2, с. 87, 128]. Юм Д. предположил позже, что человеческие страхи и надежды заставляли людей персонифицировать закономерности природы, поскольку древние рассматривали ее по своему образа и подобию как наделенную чувствами, страстями, а затем – телом.
Первобытный человек не обладал жаждой познания нового, у него не было и не могло быть правильного понимания причинно-следственных связей, не хватало слов для аналитической мысли, не было умения логично мыслить.
Определённая классификация мифов представлена на рисунке 1.
Космогонические
О творении Вселенной
Антропологические
О создании человека
Этимологические
О происхождении вещей, природных объектов
Календарные
Сезонные работы, обряды, приметы
Героические
О подвигах героев
Тотемические
О животных – покровителях рода
Рисунок 1. Классификация мифов
Миф становился продуктом или особого типа мышления («первобытного мышления»), или образного выражения эмоций, или, наконец, подсознания первобытного человека.
Миф – не объяснение явлений, т.е. не теория, а выражение веры, переживаемой как действительность. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Поэтому миф – не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила. Ни в коем случае нельзя считать миф поэтическими упражнениями слабого интеллекта. Миф является прагматическим законом, определяющим религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам – Библии, Корану и т.д.
Миф для первобытного человека – это подтверждение некоей предполагаемой исконной действительности, он как бы прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры.
Современные представления о мифе при всей их разноплановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения:
- мифы – это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций;
- особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий – отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное. Например, в шумерском языке не было слова «убить», использовался оборот «голову палкой ударить». Кроме того, мифологическое мышление отождествляло причинно-следственную зависимость с близостью, сходством, чередованием;
- миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов;
- структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека;
- миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры (как мудрость предков). Индивидуальный опыт не мог изменить ее, миф как вера предков, как дело веры самого субъекта не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании, отсюда коллективно-бессознательная природа мифа;
- миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления персонифицировал их, связывал их с сознательно действующей волей, отсюда основное действующее лицо мифологии – божество [5, с. 123-124].
1.2. Первобытные праздники и представления: история и их значение
Множество явлений человеческой жизни, в том числе и современной жизни, возникло или стало возникать в седой древности первобытного общества. Назовем только некоторые: жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религиозные верования. Чтобы правильно разобраться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социальных норм или идеологических представлений, часто приходится обращаться к их истокам. В этом познавательное значение первобытной истории.
В числе проблем, целиком или частично исследуемыми на материалах первобытной истории, немало таких, в решении которых десятилетиями проходил, а подчас и теперь проходит водораздел между разными мировоззренческими позициями. Как появился на Земле сам человек: в результате закономерной эволюции органической природы или божественным промыслом? Обоснованна ли коллективистическая концепция первобытного общества - этого первого звена в развитии человечества? Как и когда возникли частная собственность, общественное неравенство и государственное принуждение? Имманентны ли они всякому человеческому обществу или исторически обусловлены, а тем самым и преходящи? Идеологическая масштабность этих вопросов очевидна. Таким образом, первобытная история имеет также и большое мировоззренческое значение.
Еще один аспект первобытно-исторических знаний не лишен непосредственно практического значения. Ведь некоторые народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании еще совсем недавно находились или продолжают находиться на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их жизни требуют анализа, оценки, учета в государственном, экономическом и культурном строительстве, и наука, в том числе первобытно-историческая, не стоит от этого в стороне [17].
В конце палеолита, в азильскую эпоху, появляются рисунки более или менее схематического стиля: раскрашенные гальки, найденные Эдуардом Пьеттом в пещере Мас д’Азиль; их более двухсот, покрытых только с одной стороны разнообразными загадочными знаками, нанесенными красной краской, в виде параллельных полос, круглых и овальных пятен и разных напоминающих буквы фигур. Здесь вероятна аналогия с так называемыми чурингами современных австралийцев – каменными и деревянными священными дощечками, тотемическими эмблемами, которые покрыты символическими рисунками, частично очень напоминающими азильские гальки. Эта аналогия позволяет предположить существование тотемических верований в азильскую эпоху. Несомненно, что к религиозно-магическим верованиям имеют отношение и многочисленные наскальные изображения, обнаруженные в Северной Европе, Испании, Сибири и в других местах и относимые к эпохе неолита. На большинстве рисунков изображены звери и птицы, однако встречаются и человеческие фигуры, часто фаллические; довольно многочисленны изображения лодок с гребцами; присутствуют разнообразные фигуры – круги, полукруги с отходящими от них полосами. Некоторые ученые видят в этих петроглифах отражение промысловой магии и культа местных духов-хозяев. Другие ученые связывают наиболее древние из петроглифов с охотничьей магией и тотемическими верованиями; более поздние петроглифы рассматриваются как отражение солярно-лунарной мифологии. Загадочные круги и полукруги с лучами рассматриваются как солнечные и лунные символы, другие же изображения – разные космические символы. Промысловый культ с фаллическими элементами, по-видимому, действительно отразился в карельских петроглифах, но отдельные из них могут иметь какую-то связь и с солнечным культом. В Норвегии известно более 30 подобных памятников: на них изображены только звери (преимущественно крупные) и птицы. Исследовавший их археолог Броггер приписывает им магическое значение. К памятникам верхнепалеолитического искусства внимание ученого мира было привлечено в конце 19 начале 20 века. Был открыт ряд пещер (Ла-Мут, Пэр-нон-Пэр, Марсула, Фон-де-Гом, Мас д’Азиль, Альтамирская пещера), в которых были обнаружены на стенах, а в некоторых даже на потолке множество изображений бизонов и других животных, замаскированных человеческих фигур. Пещера близ Лосселя (на реке Везере) приобрела известность, благодаря обнаруженному там барельефу женщины, поднимающей ритуальным жестом кверху рог, а также пещера Истюриц (близ франко-испанской границы к юго-востоку от Байонны), где были найдены скульптурные изображения животных. На основании всех этих находок можно с уверенностью говорить о наличии уже достаточно оформленных религиозных представлений в эпоху верхнего палеолита. Если изображения животных в большинстве своем весьма реалистичны, то человеческие изображения, напротив, очень условны, схематичны, а еще чаще представляют либо фигуры фантастических зооантропоморфных существ, либо людей, наряженных в звериные маски; иногда одни от других отличить очень трудно. Наиболее известной является фигура колдуна из пещеры «Трех братьев» – пляшущего мужчины с рогами оленя на голове, длинной бородой, длинным конским хвостом, с накинутой на плечи шкурой. Подобные изображения имеют отношение к религиозным представлениям и обрядам. Отступление от реализма было преднамеренным. В изображениях усматривается охотничья маскировка, об этом говорят ритуальные позы и явные изображения плясок, свидетельствующие об обрядах, вероятнее всего тотемических. Фантастические зооантропоморфные существа тотемические предки.
В эпоху раннего металла значительно распространился солярный культ. Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в круге и т.п. Особенно интересны бронзовая колесница, запряженная лошадьми, с солнечным диском на ней (Трундгольм, Скандинавия), бронзовая фигура лошади с дисками под ногами и над ней. Культ солнца в эпоху бронзы был порожден ростом земледельческого хозяйства, ибо солнце по народным наблюдениям, главный податель плодородия. С другой стороны, в этом культе отразилось социальное расслоение – выделение родоплеменной аристократии, которая, как можно думать на основании этнографических аналогий, считала себя в родстве с солнечным божеством. В числе сил природы на первом месте у многих племен, особенно у племен прерий, стояло солнце. У племен группы сиу относящихся к индейскому населению Северной Америки главный годичный праздник, который торжественно и пышно отмечался в середине лета, посвящался солнцу и назывался «Пляской Солнца». К нему приурочивалось выполнение всех главных обрядов. На праздник, продолжавшийся в течение нескольких дней, приглашались гости из соседних племен. Палатки – типии – располагались по огромному кругу, в центре которого сооружались особая ритуальная хижина, ставился «солнечный столб». Важнейшую часть обрядов составляли изуверские действия вроде самоподвешивания на ремнях, продетых сквозь кожу и мускулы. Пляски солнца, как общеплеменная религиозная обрядность, имела такое большое значение в общественной жизни американских индейских племен, что по этому моменту велось летоисчисление: каждый год в летописях индейцев (устных или рисовавшихся знаками на бизоньей шкуре) отмечался по какой-нибудь особенности исполнения солнечного праздника или события, совпадавшему с ним. Они считались признаком, ознаменовавшим данный год. С этим ритуалом были связаны и некоторые предметы, которые постоянно хранились в особых помещениях и фигурировали во время праздника солнца [18].
Культ четырех стихий. Культ природы включал в себя почитание четырех стихий: земли, огня, воды, ветра, каждая из которых имела свое олицетворение. У дакотов, индейских племен Северной Америки земля олицетворялась духом Тунканом. Огню, грому и молнии, которые местами представлялись в виде громовой птицы, соответствовали духи под именем Вакиньян – целая группа сверхъестественных существ. Ветер или четыре ветра рассматривались в виде духов Такушканшкан. Группа духов по имени Унктехи олицетворяла воду, подводный и подземный мир. Каждая из этих четырех стихий связывалась также с определенной стороной света и определенным цветом: например, земля – с севером и с синим цветом; огнь – с востоком и с красным цветом; «делатель ветра» - с югом и с черным цветом; вода – с западом и с желтым цветом. Если нарисовать на земле четыре направления стран света, получается крест. Поэтому крест имел в обрядах индейцев важное символическое значение; его четыре конца ассоциировались с четырьмя стихиями. Особенно отчетливо видно это в религиозных обрядах навахов. На обрядовой площадке они изготовляли из цветного песка «песчаные рисунки». Главным их мотивом служил крест, на концах которого изображались олицетворения стихий – стилизованные человеческие фигуры, обращенные головами в одну сторону, так что получается гаммированный крест (свастика). Само число «4» у большинства американских племен имело священное значение: культ четырех стихий, четырех стран света и т.д. В племенах сиу по четырем странам света группировались роды. Во время обрядовых сходок они располагались в определенном порядке по четырем секторам круга. Тотемизм – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т.н. тотемами - видами животных и растений, реже явлениями природы и неодушевленными предметами. Каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. У австралийцев тотемизм наблюдался в его наиболее типичной форме, у всех же других более развитых народов известны лишь поздние, нетипичные проявления тотемизма либо его пережитки. В тотемизме можно различать как бы два члена отношения: субъект (человеческая группа) и объект (тотем). Субъект подобного тотемического отношения в Австралии – это, прежде всего примитивный род, или так называемая тотемическая группа, которая иногда совпадает, а иногда не совпадает с локальной группой. Случаи несовпадения объясняются, вероятно, тем, что у многих племен сохранился обычай счета родства и передачи тотема по материальной линии, тогда как брак уже приобрел патрилокальный характер, то есть жена поселяется в локальной группе мужа. Тотемическая группа всегда экзогамна, то есть браки между ее членами запрещены. Экзогамия вообще считается одним из признаков тотемизма, хотя это признак чисто социальный. Предпринимались даже попытки вообще объяснить происхождение экзогамии религиозными, тотемическими верованиями. Экзогамия – неотъемлемый признак родовой (особенно раннеродовой) организации, а тотемизм – религиозная надстройка над ней [18].