Файл: Титульный лист Мифологическая основа первобытных праздников и представлений Оглавление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которое заканчивалось порой потерей сознания. В качестве аккомпанемента используются топанье, хлопки в ладоши, игра на всевозможных барабанах, дудках из природного материала. Круговые танцы и хороводы символистически изображали циклические движения солнца и луны или смену времён года; хороводы с переплетением символизировали движения созвездий. Танцы вокруг какого–либо объекта концентрировали энергию этого объекта или символизировали его защиту. Шаманы кружились подобно планетам, вытягивая руки вверх, призывая энергию космоса к себе или опуская вниз, чтобы направить её в землю. Танцы в шкурах или в костюмах, изображавших животных, в птичьих масках были попыткой привлечь птиц и животных, отработать охотничьи приёмы. Танец - змейка символизировал мудрость и плодородие, качества, которыми наделялась змея. 

Брачные танцы, в которых танцоры связывались между собой веревкой, символизировали единство людей. Траурные танцы выражали горе и печаль. Например, в Африке, как и в некоторых других местах, шаманы и лекари с помощью танца пытались усилить действия лечебных снадобий. Танец служил избавлением от напряжённой общественной жизни и, особенно, в транс– танцах - от давления индивидуального самосознания. Вступление в контакт с космической энергией всё чаще отражалось в изображениях танцующих богов. Например, Шива, индуистский бог танца, изображаемый в окружении языков пламени, выражал присущие ему, созидательные и деструктивные качества. 

В первобытном обществе не бывает артистов. Хотя танец первобытного человека стал древнейшей первобытной формой зарождения театра. Он преобразовывал религиозные нормы в выразительные движения. Военные действия, будущие победы обычно сначала репетировались в боевом танце. Этот символизм присутствует в танцах афганского племени патанов и в шотландских народных танцах. 

У первобытных племён нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяла танцору полностью отдаваться танцу, вплоть до исступления. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах Южной части Тихого океана, в Африке, Центральной и Южной Америке [21].

Таким образом, танец зарождался в комплексе с другими видами искусства (первобытный синкретизм). Танец – искусство, развивающееся во времени, способное выражать не только состояние, но и поступки, действия. Танец организован в пространстве.

Заключение
В курсовой работе изначально была проанализирована литература
, посвящённая народной культуре, мифам, истории первобытного общества, истории различных видов искусств.

В работе были рассмотрены мифологические основы первобытных праздников и представлений, для этого в первой главе был проведён теоретический анализ понятий миф, первобытные праздники и представления. Рассмотрены некоторые теоретические аспекты понятия «миф», проведена некоторая классификация, частично изучена история первобытных праздников и представлений, описано их значение для мировой культуры (в том числе духовной).

Оказалось, что в основе первобытных праздников и представлений лежат, прежде всего, первобытные традиции (семейные, бытовые и т.д.), есть в них и мифологическая составляющая (отношение к богам, наличие культов и т.д.) Однозначно, что миф – это особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно, понимаются как некое синкретическое целое, повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Во второй главе мы обозначили роль мифов в формировании первобытной культуры, в частности проанализировали роль мифов в организации первобытных праздников и представлений.

Для реализации цели курсовой работы и задач, для теоретического обобщения и определения значения мифа, мы рассмотрели мифологические основы первобытных праздников и представлений на примере первобытного танца. Оказалось, что танец – это один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ.

Таким образом, цель в курсовой работе была достигнута, задачи решены, проведено теоретическое обобщение результатов, сделаны определённые выводы относительно роли мифов в контексте первобытных праздников и представлений.

Стоит помнить, что мифология – средство самовыражения человека. Это древнейшая и вечная форма проявления творческих способностей человека. Именно поэтому система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм и типов человеческой культуры.

Список использованных источников
1. Александрова Е.А. Культурология. История идей и их воплощений. Учебное пособие / Е.А. Александрова. - М.: Форум, Инфра-М, 2014. - 144 c.



2. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. Л.,1940. – 425 с.

3. Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. В 2-х частях –М.: Политиздат, 1989. – 639 с.

4. Горелов А.А. История русской культуры. Учебник / А.А. Горелов. - М.: Юрайт, 2015. - 388 c.

5. Голосовкер, Я.Э. Логика мифа. — СПб.: Унив. книга, 2010. – 494 с.

6. Кондратьев К.В. Введение в философию: учебное пособие / К.В. Кондратьев. – Казань: Казан. ун-т, 2015. – 199 с.

7. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость- М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 304 с.

8. Культурология / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Гардарики, 1996. – 303 с.

9. Монина Н.П. История и теория праздничной культуры. Часть 2. История праздничной культуры древнего мира Электронный ресурс : учебное пособие / Н.П. Монина. - История и теория праздничной культуры. Часть 2. История праздничной культуры древнего мира, 2020-02-14. - Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2015. - 104 c.

10. Мифы народов мира: Энциклопедия. - М., 1994.

11. Мифы народов мира: Энциклопедия. - М.: Просвещение, 1994. – 498 с.

12. Робертс Э. Происхождение человека. Эволюция / Пер. с англ. И.В. Павловой, О.В. Сергеевой. — М.: ООО «АСТ», ОГИЗ, 2012. — 256 с.

13. Розин В.М. Культурология. – М.: Форум-Инфра, 1998. – 314 с.

14. Туторский А.В. Взгляды А.А. Никишенкова на «Историю первобытного общества»: большие проблемы для антропологии или антропологические проблемы большой важности? // Исторические исследования. Журнал исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. — 2016. — № 22. — С. 111—124.

15. Худеков С.Н. Всеобщая история танца. – Эксмо, 2010. – 628 с.

16.Vuzlit.ru[сайт].URL:https://vuzlit.ru/554590/mirovospriyatie_pervobytnogo_cheloveka_rol_mifa_pervobytnoy_kulture (дата обращения 12.03.2019).

17. Vuzlit.ru [сайт]. URL: https://vuzlit.ru/15907/znachenie_pervobytnoy_istorii (дата обращения 12.03.2019).

18. Bibliofond.ru [сайт]. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=30690 (дата обращения 13.03.2019).

19.Works.doklad.ru[сайт].URL:https://works.doklad.ru/view
/R5QvlFy3wQk/all.html (дата обращения 12.03.2019).
20.Dic.academic.ru[сайт].URL:https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/450/ТАНЕЦ (дата обращения 16.03.2019). 21. Rudance.pro [сайт]. URL: http://rudance.pro/rubriki/tancevalnaja-psihologija/za-parketom/315-chto-takoe-tanec-istoriya-zarozhdeniya-i-razvitiya-tanca.html (дата обращения 10.02.2019). 22.Letopis.info[сайт].URL:http://www.letopis.info/themes/dancing/zarozhdenie_tantsa.html (дата обращения 10.02.2019).

Приложение 1
М иф и мифология в контексте культуры
Источник: [http://схемо.рф/schema/483-mif-i-mifologija-v-kontekste-kultury.html]

Приложение 2




Источник: [https://studfiles.net/preview/6849676/page:2/]