Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 г. Искитима Новосибирской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Искитима Новосибирской области
Концепция развития школьной библиотеки
г. Искитим
2019
Введение
Современная школьная библиотека – это одно из условий реализации нового Федерального образовательного стандарта. Сегодня школьная библиотека должна стать местом, обеспечивающим информационную и интеллектуальную поддержку всех творчески настроенных участников образовательного процесса. Кроме того, в наше время, когда общение подростков происходит в основном в виртуальном пространстве, существует дефицит живого человеческого общения. Пространство школьной библиотеки как нельзя лучше подходит для неформального общения как школьников, так и учителей. Школьная библиотека призвана стать средой для воспитания читательской культуры, литературного вкуса, информационной грамотности.
Анализ работы за последние годы привел к необходимости определить основные направления ее развития.
Предлагаемая концепция развития школьной библиотеки согласуется с:
-
Концепцией развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года; -
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; -
Национальной программой поддержки и развития чтения.
Главным средством реализации Концепции должны стать конкретные целевые программы библиотечного обслуживания.
-
Стратегический анализ и оценка внутренней среды
Процесс информатизации общества и поиск библиотеками своего места в этом процессе определяют необходимость изменений в их деятельности. В настоящее время библиотеки становятся информационными центрами, создающими определенные информационно-библиотечные ресурсы.
Основная цель школьных библиотек – удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция учащихся в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение открытости библиотеки для всех пользователей: учащихся, учителей, родителей, обеспечение доступа пользователя к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.
Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить данную функцию можно через:
-
приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности в форме проведения досуга; -
содействие сохранению и развитию русского языка как национальное достояние и средства межнационального общения; -
получение знаний, умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации.
-
Анализ внутренней деятельности
Библиотека школы МБОУ СОШ № 5 г. Искитима является неотъемлемой и жизненно важной частью образовательного учреждения, призванной способствовать созданию оптимально комфортных условий для учебно-воспитательного процесса.
За время существования библиотеки в ней сменилось всего три библиотекаря. Это означает, что книжные фонды долгое время находятся в одних руках и в работе библиотеки сохраняется преемственность.
Площадь, занимаемая библиотекой, 69,7 кв.м. Отдельного выделенного читального зала в библиотеке не имеется, читальный зал совмещен с абонементом. В нем находится 24 посадочных места, 8 двусторонних стеллажей, 3 односторонних сплошных стеллажа, 1 шкаф, 1 рабочи1 стол библиотекаря, 1 компьютерный стол, каталожные ящики.
Хранилище основного фонда разъединено с абонементом. Расстановка фонда учебников произведена по классам. Отдельно выделены ветхие книги, подготовленные к списанию.
Основной фонд находится в открытом доступе для читателей. Читательский состав библиотеки – 752 человека.
Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, художественной и методической литературой. Справочная и методическая литература расставлена на отдельном стеллаже для пользования в читальном зале. Обеспеченность учебниками – 100%.
Состояние книжного фонда на 2018-2019 учебный год:
Общее количество литературы – 27439 экземпляров
Из них
-учебников – 15114 экземпляров;
-художественной литературы - 5557 экземпляров;
-справочной литературы – 678 экземпляров;
-методической литературы – 2140 экземпляров;
-научно-познавательной – 3950 экземпляров.
В библиотеке имеется медиатека, состоящая из 1055 электронных образовательных единиц, оборудованная 1 компьютером, подключенным к локальной сети с выходом в интернет. Также имеется многофункциональное устройство: принтер, сканер, ксерокс.
В библиотеке созданы две электронные картотеки: для художественной литературы и для учебников в программе EXCEL, которые ежегодно пополняются новыми данными.
На школьном сайте размещен «Перечень учебников по классам на 2018-2019 учебный год».
-
Ключевые проблемы
Анализ организации библиотечного обслуживания читателей МБОУ СОШ № 5 г. Искитима показал, что библиотека обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:
-
предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда; -
выдает во временное пользование издания из своих фондов; -
оказывает консультационную помощь в поиске документов; -
составляет библиографические указатели, списки литературы; -
организует книжные выставки и культурно-образовательные мероприятия; -
содействует формированию информационной культуры.
При этом:
-
ощущается дефицит средств на комплектование библиотечного фонда; -
недостаточно художественных произведений, отвечающих требованиям современных образовательных программ; -
пятая часть запросов читателей остается полностью или частично неудовлетворенной из-за отсутствия своевременного доступа к информации; -
библиотечный компьютер морально устарел.
Основная проблема – несоответствие между функциями современной библиотеки, необходимым объемом оказываемых услуг и ресурсным обеспечением библиотеки.
-
Концептуальные основы функционирования
-
Обоснование потребностей пользователей
В настоящее время возникла потребность в кардинальных изменениях организации информационной среды в школьном образовании. Библиотека общеобразовательного учреждения должна стать центром информационной образовательной среды новой школы.
Использование современных технологий, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей, приведёт к кардинальным переменам в информационно-библиотечном обслуживании.
Сегодня все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся, библиотекарь – стремятся к получению оперативной и полной информации с помощью как печатных, так и электронных ресурсов. Умение быстро находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека.
-
Миссия
В Манифесте школьных библиотек ИФЛА записано: «Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами».
-
Перспективы развития
Сегодня библиотека нашей школы:
-
стремится к обеспечению участников образовательного процесса наиболее полным и быстрым доступом к информационным ресурсам на любых носителях; -
пропагандирует чтение, формирует у школьников читательский интерес; -
формирует духовно-нравственные основы личности, способствует расширению интереса к истории России; -
оказывает обучающимся и учителям помощь в проектной деятельности; -
содействует проведению внеклассной работы в школе, -
использует новые формы работы с читателями.
В результате анализа было выявлено, что все это дает основание для создания новой модели информационно-библиотечного обслуживания – мультикультурного библиотечного центра путем внедрения информационных технологий во все сферы деятельности библиотеки и создание программы по формированию информационной грамотности школьников.
-
Цели Концепции развития библиотеки:
-
создание условий для гарантированного доступа к информации путем внедрения ИКТ; -
достижение оптимального уровня комплектования справочной, учебной и научно-популярной литературы; -
формирование информационной компетентности школьников; -
обеспечение воздействия на внутреннюю мотивацию учащихся, повышение их интереса к чтению.
-
Задачи:
-
улучшить материально-техническое обеспечение библиотеки за счет увеличения числа компьютеров; -
создать автоматизированные места обучающихся; -
усовершенствовать электронные каталоги по художественной и учебной литературе; -
разработать и внедрить программу формирования читательской грамотности школьников.
Решить эти задачи возможно за счет создания мультикультурного библиотечного центра, который будет выполнять следующие функции:
-
Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса. -
Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, педагогов и родителей с использованием как своих ресурсов. так и ресурсов других библиотек. -
Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры. -
Досуговую – содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.
Создание в школе мультикультурного библиотечного центра позволит обеспечить учащихся, учителей и родителей качественными информационными услугами, повысит уровень библиотечного обслуживания.
III.Механизмы реализации концептуальных положений
-
Этапы реализации
Цели | Организационные задачи | Материально-технические задачи | Учебно-методические задачи | Кадровые задачи | Мотивационные задачи |
Создание условий для гарантированного доступа к информации путем внедрения ИКТ | Подготовить документацию: Положение о центре, Правила пользования центром. | Приобрести 4 компьютера, лазерный принтер, ксерокс, мультимедиапроектор. Подключение библиотеки к Интернету. Приобретение нового программного обеспечения. | | Подготовить библиотекаря для работы в центре. | Разъяснять администрации и учителям необходимость предоставления гарантированного доступа к информации учащимся в условиях школьной библиотеки. |
Достижение оптимального уровня комплектования справочной, учебной и научно-популярной литературы | Подготовить «Положение о порядке создания, обновления и использования учебного фонда библиотеки» Усовершенствовать систему учета отказов. Разработать программу анализа чтения учащихся. | Приобретать учебную и научно-популярную литературу по темам, исходя из анализа читательского спроса, картотеки отказов и заявок учителей. | Вести работу с учителями-предметниками в целях детализации содержания учебных программ; уточнения тем, предлагаемых для исследовательской и самостоятельной работы учащихся. | | Выступить на родительских собраниях с целью разъяснения необходимости создания данного центра |
Формирование информационной компетентности школьников | Утвердить программу формирования информационной грамотности Составить и утвердить график проведения уроков | | Разработать образовательную программу курса «Смысловое чтение как показатель грамотного читателя». Подготовить методические материалы в помощь учащимся. | Подготовить кадры для проведения уроков | Разъяснять завучу и классным руководителям необходимость 100% охвата уроками учащихся |
Обеспечение воздействия на внутреннюю мотивацию учащихся, повышение их интереса к чтению | Активизировать массовую работу с учащимися, направленную на повышения интереса к книге и литературе. | | Разработать уроки внеклассного чтения, рекомендательные указатели литературы, сценарии массовых мероприятий для всех категорий учащихся. | | Разъяснять классным руководителям необходимость регулярного посещения массовых мероприятий библиотеки учащимися |