Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 г. Искитима Новосибирской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Искитима Новосибирской области

Концепция развития школьной библиотеки

г. Искитим

2019

Введение

Современная школьная библиотека – это одно из условий реализации нового Федерального образовательного стандарта. Сегодня школьная библиотека должна стать местом, обеспечивающим информационную и интеллектуальную поддержку всех творчески настроенных участников образовательного процесса. Кроме того, в наше время, когда общение подростков происходит в основном в виртуальном пространстве, существует дефицит живого человеческого общения. Пространство школьной библиотеки как нельзя лучше подходит для неформального общения как школьников, так и учителей. Школьная библиотека призвана стать средой для воспитания читательской культуры, литературного вкуса, информационной грамотности.

Анализ работы за последние годы привел к необходимости определить основные направления ее развития.

Предлагаемая концепция развития школьной библиотеки согласуется с:

  • Концепцией развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года;

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Национальной программой поддержки и развития чтения.

Главным средством реализации Концепции должны стать конкретные целевые программы библиотечного обслуживания.

  1. Стратегический анализ и оценка внутренней среды

Процесс информатизации общества и поиск библиотеками своего места в этом процессе определяют необходимость изменений в их деятельности. В настоящее время библиотеки становятся информационными центрами, создающими определенные информационно-библиотечные ресурсы.

Основная цель школьных библиотек – удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция учащихся в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение открытости библиотеки для всех пользователей: учащихся, учителей, родителей, обеспечение доступа пользователя к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.


Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить данную функцию можно через:

  • приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности в форме проведения досуга;

  • содействие сохранению и развитию русского языка как национальное достояние и средства межнационального общения;

  • получение знаний, умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации.

  1. Анализ внутренней деятельности

Библиотека школы МБОУ СОШ № 5 г. Искитима является неотъемлемой и жизненно важной частью образовательного учреждения, призванной способствовать созданию оптимально комфортных условий для учебно-воспитательного процесса.

За время существования библиотеки в ней сменилось всего три библиотекаря. Это означает, что книжные фонды долгое время находятся в одних руках и в работе библиотеки сохраняется преемственность.

Площадь, занимаемая библиотекой, 69,7 кв.м. Отдельного выделенного читального зала в библиотеке не имеется, читальный зал совмещен с абонементом. В нем находится 24 посадочных места, 8 двусторонних стеллажей, 3 односторонних сплошных стеллажа, 1 шкаф, 1 рабочи1 стол библиотекаря, 1 компьютерный стол, каталожные ящики.

Хранилище основного фонда разъединено с абонементом. Расстановка фонда учебников произведена по классам. Отдельно выделены ветхие книги, подготовленные к списанию.

Основной фонд находится в открытом доступе для читателей. Читательский состав библиотеки – 752 человека.

Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, художественной и методической литературой. Справочная и методическая литература расставлена на отдельном стеллаже для пользования в читальном зале. Обеспеченность учебниками – 100%.

Состояние книжного фонда на 2018-2019 учебный год:

Общее количество литературы – 27439 экземпляров

Из них

-учебников – 15114 экземпляров;

-художественной литературы - 5557 экземпляров;

-справочной литературы – 678 экземпляров;

-методической литературы – 2140 экземпляров;

-научно-познавательной – 3950 экземпляров.



В библиотеке имеется медиатека, состоящая из 1055 электронных образовательных единиц, оборудованная 1 компьютером, подключенным к локальной сети с выходом в интернет. Также имеется многофункциональное устройство: принтер, сканер, ксерокс.

В библиотеке созданы две электронные картотеки: для художественной литературы и для учебников в программе EXCEL, которые ежегодно пополняются новыми данными.

На школьном сайте размещен «Перечень учебников по классам на 2018-2019 учебный год».

  1. Ключевые проблемы

Анализ организации библиотечного обслуживания читателей МБОУ СОШ № 5 г. Искитима показал, что библиотека обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:

  • предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда;

  • выдает во временное пользование издания из своих фондов;

  • оказывает консультационную помощь в поиске документов;

  • составляет библиографические указатели, списки литературы;

  • организует книжные выставки и культурно-образовательные мероприятия;

  • содействует формированию информационной культуры.

При этом:

  • ощущается дефицит средств на комплектование библиотечного фонда;

  • недостаточно художественных произведений, отвечающих требованиям современных образовательных программ;

  • пятая часть запросов читателей остается полностью или частично неудовлетворенной из-за отсутствия своевременного доступа к информации;

  • библиотечный компьютер морально устарел.

Основная проблема – несоответствие между функциями современной библиотеки, необходимым объемом оказываемых услуг и ресурсным обеспечением библиотеки.

  1. Концептуальные основы функционирования

  1. Обоснование потребностей пользователей

В настоящее время возникла потребность в кардинальных изменениях организации информационной среды в школьном образовании. Библиотека общеобразовательного учреждения должна стать центром информационной образовательной среды новой школы.

Использование современных технологий, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей, приведёт к кардинальным переменам в информационно-библиотечном обслуживании.


Сегодня все участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся, библиотекарь – стремятся к получению оперативной и полной информации с помощью как печатных, так и электронных ресурсов. Умение быстро находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека.

  1. Миссия

В Манифесте школьных библиотек ИФЛА записано: «Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами».

  1. Перспективы развития

Сегодня библиотека нашей школы:

  • стремится к обеспечению участников образовательного процесса наиболее полным и быстрым доступом к информационным ресурсам на любых носителях;

  • пропагандирует чтение, формирует у школьников читательский интерес;

  • формирует духовно-нравственные основы личности, способствует расширению интереса к истории России;

  • оказывает обучающимся и учителям помощь в проектной деятельности;

  • содействует проведению внеклассной работы в школе,

  • использует новые формы работы с читателями.

В результате анализа было выявлено, что все это дает основание для создания новой модели информационно-библиотечного обслуживания – мультикультурного библиотечного центра путем внедрения информационных технологий во все сферы деятельности библиотеки и создание программы по формированию информационной грамотности школьников.

  1. Цели Концепции развития библиотеки:

  1. создание условий для гарантированного доступа к информации путем внедрения ИКТ;

  2. достижение оптимального уровня комплектования справочной, учебной и научно-популярной литературы;

  3. формирование информационной компетентности школьников;

  4. обеспечение воздействия на внутреннюю мотивацию учащихся, повышение их интереса к чтению.

  1. Задачи:


  1. улучшить материально-техническое обеспечение библиотеки за счет увеличения числа компьютеров;

  2. создать автоматизированные места обучающихся;

  3. усовершенствовать электронные каталоги по художественной и учебной литературе;

  4. разработать и внедрить программу формирования читательской грамотности школьников.

Решить эти задачи возможно за счет создания мультикультурного библиотечного центра, который будет выполнять следующие функции:

  • Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.

  • Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, педагогов и родителей с использованием как своих ресурсов. так и ресурсов других библиотек.

  • Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.

  • Досуговую – содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.

Создание в школе мультикультурного библиотечного центра позволит обеспечить учащихся, учителей и родителей качественными информационными услугами, повысит уровень библиотечного обслуживания.

III.Механизмы реализации концептуальных положений

  1. Этапы реализации



Цели

Организационные задачи

Материально-технические задачи

Учебно-методические задачи

Кадровые задачи

Мотивационные задачи

Создание условий для гарантированного доступа к информации путем внедрения ИКТ

Подготовить документацию: Положение о центре, Правила пользования центром.

Приобрести 4 компьютера, лазерный принтер, ксерокс, мультимедиапроектор. Подключение библиотеки к Интернету.

Приобретение нового программного обеспечения. 

 

Подготовить библиотекаря для работы в центре.

Разъяснять администрации и учителям необходимость предоставления гарантированного доступа к информации  учащимся в условиях школьной библиотеки.

 

Достижение оптимального уровня комплектования справочной, учебной и научно-популярной литературы

Подготовить  

«Положение о порядке создания, обновления и использования учебного фонда библиотеки» Усовершенствовать систему учета отказов.

Разработать программу анализа чтения учащихся.

Приобретать учебную и научно-популярную литературу по темам, исходя из анализа читательского спроса, картотеки отказов и заявок учителей.

Вести работу с учителями-предметниками в целях детализации содержания учебных программ;  уточнения тем, предлагаемых для исследовательской и самостоятельной работы учащихся.

 

Выступить на родительских собраниях с целью разъяснения необходимости  создания данного центра

Формирование информационной компетентности школьников

Утвердить  программу формирования информационной грамотности

Составить и утвердить график проведения уроков 

 

Разработать образовательную программу курса «Смысловое чтение как показатель грамотного читателя».  Подготовить  методические материалы в  помощь учащимся.

Подготовить кадры для проведения уроков

Разъяснять завучу и классным руководителям необходимость 100% охвата уроками учащихся

Обеспечение воздействия  на внутреннюю мотивацию учащихся, повышение их интереса к чтению

Активизировать массовую работу с учащимися, направленную на повышения интереса к книге и литературе.

 

Разработать уроки внеклассного чтения, рекомендательные указатели литературы, сценарии массовых мероприятий для всех категорий учащихся.

 

Разъяснять  классным руководителям необходимость регулярного посещения массовых мероприятий   библиотеки учащимися