Файл: Общая характеристика работы основные результаты и выводы по работе заключение Список литературы Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

  2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

Заключение

Список литературы

Введение

Прохождение практики было осуществлено в ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте».

Цель практики – формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в части исследования разрабатываемой научной проблемы с последующим использованием полученных результатов в выпускной квалификационной работе (ВКР).

При подготовке отчета были использованы труды современных отечественных и зарубежных специалистов в сфере экономики и финансов, средства массовой информации, интернет и собственные наблюдения в ходе прохождения практики. Данный документ представляет собой отчет, который состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Каждый ребенок имеет право на получение образования. Поэтому в настоящее время педагогами и психологами много говорится о создании доступной среды для полноценного развития ребенка с особыми образовательными потребностями, не нарушая его прав. Речь идет об инклюзии, которая предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии с их нормально развивающимися сверстниками в стенах образовательного учреждения. Такие дети нуждаются в особых условиях обучения, социально - психологического сопровождения, воспитания. Необходимо психолого - педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, под которым понимают движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевремен­ное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

«Сопровождение» - это организованная психолого-педагогическая помощь учащемуся с целью повышения эффективности и качества его обучения и воспитания. Структурно «сопровождение» представляет собой комплекс действий, методик, мероприятий, реализующий заявленную цель.

Целью психологического - педагогического сопровождения в университете является создание системы психолого-педагоги­ческих условий, способствующих успеш­ной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (университете, в семье и т.п.).


На протяжении всего периода обучения ребёнка с ОВЗ в образовательном учреждении необходимо обеспечить комплексное психолого - педагогическое сопровождение такого ребёнка. Для этого в университете организуется деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработки индивидуальных образовательных программ, дальнейшего сопровождения.

Содержание и формы работы с детьми с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер. Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют учителя - логопеды, педагог - психолог, классный руководитель, социальный педагог, тьютор (при необходимости).

В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функциональными обязанностями специалисты психолого-педагогического
сопровождения образовательного учреждения осуществляют следующие виды деятельности: консультативную, диагностико-аналитическую, развивающую, коррекционную, учебно-воспитательную, профилактическую, просветительскую и др. При этом деятельность всех специалистов, реализующих психолого - педагогическое сопровождение, имеет свою специфику:

1) учитель начальных классов является полноправным участником системы специалистов, осуществляющих психолого - педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи, других участников образовательного процесса. Учитель является центральной фигурой, реализующей инклюзивные процессы, создающей психолого-педагогические условия для интеграции ребенка с ОВЗ в образовательное пространство. Значение имеет все – отношение педагога к ребенку, отношение педагога к результату достижений ребенка, умение педагога индивидуализировать процесс обучения, умение хвалить и т.д.

2) учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами

выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации


детей с ОВЗ.      Учитель-логопед, реализующий психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, осуществляет коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.

3) Одной из основных функций педагога - психолога является диагностическая, включающая в себя: сбор сведений о ребёнке у педагогов, родителей/законных представителей, изучение истории развития ребёнка, изучение работ ребёнка, обследования ребёнка в период и по окончании адаптационного периода, анализ материалов исследования, выработка рекомендаций, составление плана и программы психологической помощи каждому ребёнку с ОВЗ.

4) Социальный педагог изучает социальное воспитание ребёнка в контексте его социализации, осуществляет контроль за соблюдением прав ребёнка с ОВЗ, обучающегося в университете, осуществляет помощь родителям ребёнка с ОВЗ в адаптации в университетском сообществе, в социальной среде учереждения.

5) Тьютор. Тьюторство в условиях инклюзивного образования в университете являктся важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребёнка системы сопровождения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.

Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в университете выглядит следующим образом:

заключение ПМПК


медицинское сопровождение

семья (консультирование родителей)


Диагностика






поэтапный контроль за успеваемостью, рекомендации учителям - предметникам




Ребёнок с ОВЗ

индивидуальные коррекционные маршруты







Учитель - логопед


корректировка рабочих программ


Независимый педагог


Педагог - психолог


Социальный педагог

Модель отражает структурно-организационные и содержательно-процессуальные особенности данного процесса и может быть представлена следующим образом:

1) Мотивационный этап – обеспечение внешних благоприятных условий для осуществления процесса сопровождения и мотивация предстоящей деятельности. Применительно к любой категории детей с ОВЗ значим эмоциональный контакт между взрослыми и ребенком, прежде всего между учителями и родителями. От характера сложившихся взаимоотношений (учитель-ребенок-родитель) зависит коррекционная работа. Только при создании поддерживающей среды и согласованных действиях всех участников образовательного процесса возможна реализация эффективного процесса коррекции в короткие сроки.


2) Ориентировочный этап – определение смысла и содержания предстоящей работы, выработка общего подхода, определение ролей и профессиональных позиций относительно ребёнка, распределение функциональных обязанностей между участниками сопровождения. На этом этапе конкретизируются структурные элементы сопровождения (выявление причин затруднений, дезадаптации ребенка; обоснование содержания коррекционно-развивающей работы и форм её реализации; выбор способов организации этого процесса с учётом ресурсов самого ребенка и возможностей взрослых, участвующих в реализации сопровождения; выясняется мнение родителей о проблемах ребёнка и ожидаемых результатах).

3) Содержательно-операционный этап – разрабатываются коррекционные программы на диагностической основе применительно к конкретному ребенку по реализации конкретных задач. Проводится работа с детьми, психологом, учителем-дефектологом, учителями, родителями в целях их взаимодействия. При необходимости ведется психолого-педагогическая подготовка тех, кто затрудняется в работе.

4) Оценочный этап – включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию. Учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее. Подведение итогов может послужить основой для дальнейшей работы.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения. Эффективное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогам университетов основными методами воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Можно выделить особые потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

- начинать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том