Файл: Общая характеристика работы основные результаты и выводы по работе заключение Список литературы Введение.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Сопровождение ребёнка в образовательном учреждении преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные университетские формы учебного и воспитательного взаимодействия. Необходимо соблюдать общие принципы и правила при коррекционной работе с детьми с ОВЗ:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, и т.д.), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Таким образом, широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.
-
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
Цель программы:
создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
-
Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ -
Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ -
Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы основного общего образования и интеграции в образовательном учреждении -
Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ -
Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ -
Консультативная и методическая помощь родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по психологическим, социальным, правовым и другим вопросам. -
Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс. -
Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы -
Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Основные этапы:
1-й этап - подготовительный:
-
Изучение нормативной базы по данной проблеме в соответствии с Федеральный закон «Об образовании в РФ, Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ -
анализ существующего состояния, проблемы; -
планирование реализации основных направлений; -
комплексная диагностика (психолого – педагогическая диагностика, результаты центральной, территориальной ПМПК); -
создание модели взаимодействия педагогов и родителей в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство университета.
2-й этап – основной этап активных действий по реализации концептуальных идей
-
создание маршрутной карты на каждого учащегося с ОВЗ; -
создание индивидуальной карты сопровождения на основание диагностики; -
поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами; -
промежуточный мониторинг результатов; -
корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами; -
индивидуальная работа с детьми с коррекцией выявленных проблем; -
взаимодействие с родителями по ознакомлению и участию их в реализации данного проекта.
3-й этап – заключительный (2020 г.)
-
проанализировать результаты по окончанию второго этапа работы с детьми; -
создать диагностический, психолого-педагогический инструментарий; методические рекомендации; -
создать банк проектов (коллекция работ, демонстрирующая прогресс учащегося, отражающая все фазы и этапы обучения, служащая инструментом автономного изучения языка и инструментом самооценки достижений); -
мониторинг результатов; -
анализ результатов.
Таблица 1.
Методы и формы реализации программы
Психодиагностика | Целью психологического сопровождения детей с ОВЗ является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. Для реализации этой цели необходимо выполнение основных задач психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ:
|
Музыкотерапия | Коррекционно-развивающие технологии как средство развития эмоционально-личностной сферы детей университетского возраста с ограниченными возможностями здоровья). Музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса; усиливает внимание к чувствам, повышает музыкальную компетентность Способствует развитие различных видов мышления (словесно-логического мышления; наглядно-образного мышления), развитие речи. |
Арттерапия | В работе с детьми с ОВЗ арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что: - у детей формируются навыки наблюдения, представления о предметах и явлениях окружающего мира; - развиваются зрительная и двигательная память; - совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта; - на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира дети с ОВЗ создают в рисунке новые произведения; - дети учатся запечатлевать представления о предмете и способе его изображения; - у детей совершенствуются все мыслительные операции в процессе наглядно-практической деятельности Проводимая работа имеет положительные результаты для развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. На коррекционных занятиях с использованием арттерапии ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса. |
Сказкотерапия | Это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Она оказывает многоплановое воздействие на личность ученика. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. В процессе сказкотерапии у детей расширяются представления об одном и том же образе, что в свою очередь способствует развитию умственных способностей. Сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силы и значительности. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий – научить ребенка справляться со своими страхами. Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия произведений искусства (каковыми, по сути, являются сказки) и творческой деятельности на личность ребенка для усиления воспитательного эффекта. Формирование нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств - слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высокоэмоционального состояния, что способствует реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию. |
Психогимнастика | Используется в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья с целью психофизической разрядки и как метод практической психокоррекции и психопрофилактики, который позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, способствует бурному развитию межполушарных связей, синхронизации работы полушарий |
Рефлексия | Рефлексия - размышление, направленное на анализ самого себя (самоанализ) собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Роль рефлексии в творческой и мыслительной деятельности состоит в целеполагании установление и регулирование адекватных требований к себе и на основе соотнесение предъявляемых извне требований, ситуационной специфики самого субъекта. Главным в педагогическом процессе на сегодняшний момент определяется личность. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. |
Таблица 2.
Ожидаемые результаты
№ | Участники проекта | Ожидаемый результат |
1. | Ребёнок с ОВЗ | Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ |
2. | Родители | Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития, повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. |
3. | Ребёнок, педагоги | Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития. |
4. | Педагоги | Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий. |
5 | Профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка детей с ОВЗ | профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка детей с ОВЗ |
В ходе реализации программы «Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ» проделана следующая работа:
- Изучение нормативной базы по данной проблеме в соответствии с Федеральный закон «Об образовании в РФ, Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ;
- Анализ существующего состояния, проблемы;
- Сбор УМК и дополнительной методической литературы;
- Составление рабочей программы;
- Анализ анамнестических сведений, полученных в результате опроса родителей, а также содержащихся в медицинских картах»;
- Комплексная диагностика (психолого – педагогическая диагностика, результаты центральной, территориальной ПМПК);
- Консультирование родителей по следующим темам: «Особенностям развития детей ОВЗ»;
«Возрастные особенности детей с ОВЗ»; «
Мотивация и проблемы в обучении детей с ОВЗ», 20 консультаций по выше указанным темам;
- Формирование индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ;
- Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка;
- Коррекционная- развивающая работа с детьми ОВЗ;
- Просветительская работа педагогов по теме «Особенности детей ОВЗ, рекомендации и особенности обучения»;
- Профориентация учащихся с ОВЗ (индивидуальные консультирования учащихся и их родителей);
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду: посещение музея; участие внеурочных мероприятиях: (акция «Мы за здоровый образ жизни»; - акция «Щедрый вторник»; акция «Дорогою добра», Участие в мероприятие «Минута Славы» - участие в мероприятие «Новогодние караоке»;)
Заключение
По результатам диагностики на выявление сформированности познавательной компетентности учащихся и психоэмоционального состояния проведен мониторинг. У учащихся с ОВЗ повысился уровень познавательных навыков на 30.1% , снизилась тревожность 58.1%, снизился уровень агрессии на 47.3% .
Использование арттерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, психодиагностики, психогимнастики и рефлексии в совокупности способствовало развитию познавательной сферы учащихся, снижению уровня тревожности и агрессии, снятию соматических зажимок, укреплению психологического и физического здоровья. Правильный выбор этих техник и форм работы (индивидуальная и групповая работа) способствовал развитию эмоциональной сферы личности, а именно в способности оценивать себя, коллектив, своё поведение, анализировать пути коррекции поведения и совершенствовать навыки конструктивного взаимодействия.
Таким образом, результаты свидетельствуют о достижении целей и задач программы «Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ» на период мониторинга.
В ходе реализации программы возникли трудности, для повышения эффективности комплексного психолого-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями нужно создать специальные условия для психоэмоциональной разгрузки детей с ограниченными возможностями
, которая будет способствовать всестороннему развитию и адаптации детей данной категории. Поэтому пришли к выводу о необходимости написания грантового проекта для создания сенсорной комнаты «Волшебный луч света».
Проект «Волшебный луч света» - очередной шаг в социализации детей с ОВЗ, направленный на социокультурную поддержку семей, а так же детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Посещение Cенсорной комнаты позволит детям пройти успешную адаптацию к условиям образовательных учреждений, будет способствовать снижению числа детей «группы риска» с дезадаптацией и незрелым уровнем развития, повысит стрессустойчивость как детей, так и родителей, гармонизирует их психоэмоциональное состояние. Развивающее сенсорное оборудование в сочетании с интерактивными занятиями по либеротерапии помогут воспитанникам преодолеть имеющиеся проблемы с речью, нарушением поведения, интеллектуальным развитием. В ходе реализации проекта для детей будут проведены групповые развивающие занятия по программе "Уроки доброты" с элементами игры, сказкотерапии, арт-терапии. Комплексные занятия с педагогами и психологами помогут детям преодолеть агрессивность, гиперактивность, активизировать творческую, эмоциональную, коммуникативную сферы для детей с ОВЗ. Помимо групповых занятий дети, по желанию, будут посещать Сенсорную комнату для индивидуальных занятий с педагогами. В рамках проекта для родителей планируется проведение лекций и серии мастер-классов: "Развиваем мелкую моторику", "Как стать родителем читающего ребенка", "Песочная терапия", "Семья, воспитывающая ребёнка с ОВЗ", которые помогут им лучше понимать своих детей, в дальнейшем самостоятельно использовать и применять на практике ресурсы сенсорно-интегративной терапии. Для родителей, педагогов, воспитателей, логопедов, психологов, будет издан информационный буклет "Возможности сенсорной комнаты - детям с ОВЗ".
Список литературы
-
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. - Москва : Шк. Пресса, 2019. - № 6. - 64 с. - ISSN 0130-3074. -
Дефектология : научно-методический журнал. – Москва : Шк. Пресса, 2018. - № 3. – 82 с. – ISSN 0130-0776 -
Журнал педагогических исследований. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1904221 (дата обращения: 20.01.2023). -
Козловская, С. Н. Теория и практика развития профессионального самоопределения студентов : монография / С.Н. Козловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 145 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/19923. - ISBN 978-5-16-011977-9. -
Кудряшева, Л. А. Педагогика и психология : учебное пособие / Л.А. Кудряшева. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2022. — 160 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-9558-0652-5 -
Мандель, Б. Р. Педагогическая психология : учебное пособие / Б. Р. Мандель. - Москва : КУРС : НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 368 с. - ISBN 978-5-905554-13-1. - -
Психологическое сопровождение в системе образования : сборник научных трудов по материалам Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Психология и психологическая практика в современном мире» / науч. ред. Б. Ю. Берзин, Э. Э. Сыманюк. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2015. - 286 с. - ISBN 978-5-7996-1632-8. -
Современные подходы и технологии специальной педагогики : сборник научных статей / под. ред. Е. Г. Речицкой, В. В. Линькова. - Москва : МПГУ, 2020. - 272 с. - ISBN 978-5-4263-0926-5. -
Социальная психология развития: книга для учителя: Учебник / Рогов Е.И. - Ростов-на-Дону:Издательство ЮФУ, 2016. - 452 с.: ISBN 978-5-9275-1994-1. -
Современный педагогический взгляд : всероссийский научно-методический журнал. - Владивосток : Эксперт-Наука, 2018. - № 11 (24). - 89 с. - ISSN 2519-9935.