Файл: 1. Дайте определение основным механизмам лечебного действия физ упражнений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Дайте определение основным механизмам лечебного действия физ.упражнений.
Лечебная физическая культура – это самостоятельная медицин-ская дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстановления трудоспособности.
В настоящее время выделяют четыре основных механизма лечебного действия физических упражнений: - тонизирующее влияние, - трофическое действие, - формирование компенсаций, - нормализация функций.
Тонизирующее действие считается основным. Физические упражнения оказывают как общее тонизирующее действие на организм, так и целенаправленно повышают тонус органов, у которых он снижен. Следует отметить важность положительных эмоций (бодрость, радость, удовольствие), вызываемых физическими упражнениями.
Трофическое действие основано на активизации обменных процессов в мышцах, внутренних органах. Улучшается кровообращение, дыхание и трофика различных органов. Происходит более быстрое рассасывание погибших тканевых элементов, более быстрое заживление ран.
Компенсация представляет собой временное или постоянное замещение нарушенных функций. Так, например, при нарушении функции дыхания занятия ЛФК способствуют выработке и закреплению компенсаций счет автоматически углубленного дыхания, тренировки сердца, повышения количества эритроцитов и гемоглобина в крови, более экономично протекающих окислительных процессов в тканях.
Нормализация функций основана на способности регулярных физических упражнений тормозить или полностью устранять сформировавшиеся во время болезни патологические связи и способствует восстановлению нормальному функционированию пораженного органа и всего организма, как единого целого.
2. Раскройте классификацию и характеристику физ.упр. Формы и методы лфк.
Физическое упражнение выражает мысли, эмоции, потребности человека, его отношение к окружающей действительности. Физическое упражнение это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания. Физическое упражнение воздействует не только на функциональное состояние человека, но и на его личность.
Упражнения, применяемые в ЛФК, делятся на гимнастические, идеомоторные, спортивно–прикладные, упражнения в посылке импульса к сокращению мышц, дозированные игры.
Гимнастические упражнения (ГУ) это сочетание естественных для человека движений, разобранных на элементы. Они развивают координацию, силу, быстроту, ловкость. ГУ делятся по нескольким признакам:
По анатомическому признаку – упражнения для мышц шеи, туловища, плечевого пояса, верхних конечностей (в/к), брюшного пресса, тазового дна, нижних конечностей (н/к).
По признаку активности – активные (выполняются самим больным) и пассивные – выполняются инструктором с волевым усилием больного, активно–пассивные.
По принципу использования гимнастических предметов и снарядов.
По видовому признаку и характеру выполнения – порядковые и строевые, подготовительные, корригирующие, на координацию и равновесие, в сопротивлении, дыхательные, висы, упоры, подскоки и прыжки, ритмопластические упражнения.
Порядковые и строевые организуют и дисциплинируют.
Корригирующие – уменьшают дефекты осанки, исправляют деформации.
Упражнения на координацию и равновесие применяются для тренировки вестибулярного аппарата.
Упражнения в сопротивлении применяют в восстановительном тренировочном периоде ЛФК.
Дыхательные упражнения (статические, динамические, дренажные) используют при всех формах ЛФК.
Упражнения на растягивание мышц (стретчинг – применяется
для увеличения эластичности мышечно-связочного аппарата).
Упражнения в воде способствуют расслаблению мышц, размягчению мягких тканей.
Идеомоторные движения выполняются мысленно.
Изометрические (статические) упражнения – сокращение и расслабление мышц иммобилизованного сустава при мысленном представлении движения.
Спортивно-прикладные упражнения – это дозированная ходьба, бег, прыжки, метание, лазание по стенки, канату, упражнения в равновесии применяют при поражении вестибулярного аппарата, ампутации н/к, заболеваниях и травмах НС, применяются также дозированная гребля, ходьба на лыжах, коньки, плавание, велосипед.
Упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц применяют при параличах, парезах в сочетании с пассивным движением.
Дозированные игры необходимы для воспитания общительности, решительности, ловкости, сообразительности.
Формы лечебной физической культуры – это те организационные формы, в рамках которых применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.
Формы лечебной физической культуры разнообразны. Это лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия больных по рекомендации врача, инструктора; дозированная ходьба, терренкур, физические упражнения в воде и плавание, ходьба на лыжах, гребля, занятия на тренажерах, механо-аппаратах, игры (волейбол, бадминтон, теннис), городки.
Помимо физических упражнений к ЛФК относятся массаж, закаливание воздухом и водой, трудотерапия, райттерапия (прогулки верхом на лошади).
Утренняя гигиеническая гимнастика – проводится по утрам сразу после сна в медицинских учреждениях и самостоятельно в домашних условиях. Утренняя гимнастика способствует снятию процессов торможения, появлению бодрости, укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обмена веществ, оказывает общетонизирующее действие на весь организм. Длительность проведения занятий зависит от состояния пациента и условий проведения (в палате, на свежем воздухе) и составляет около 10-20 минут.
Лечебная гимнастика – оказывает общеукрепляющее действие на организм, а также решает поставленные задачи в соответствии с заболеванием и его стадией. Групповые занятия проводятся с пациентами, объединенными в одну группу по характеру заболевания и его стадии протекания. Групповые занятия предпочтительны, т.к. проходят обычно в игровой форме, поэтому нравятся пациентам. Могут применяться спортивные снаряды и приспособления для получения более выраженного результата.
Методы проведения лечебной гимнастики:
– индивидуальные занятия – применяются в раннем послеоперационном периоде с больными, у которых ограничена двигательная способность;
– групповые занятия – в группу набирают пациентов с определенным заболеванием;
– консультативные или самостоятельные – пациента перед выпиской из больницы обучают специальному комплексу физических упражнений, которые он самостоятельно будет выполнять дома для закрепления достигнутого результата.
Занятия лечебной гимнастикой подразделяются на три части:
1. Вводная часть – составляет 10-20% времени от всего занятия. Упражнения вводной части подготавливают организм к дальнейшей нагрузке и оказывают тонизирующее воздействие на организм. Во время этой части занятия выполняются элементарные упражнения для туловища, рук, ног, малоподвижные игры, ходьба, дыхательная гимнастика.
2. Основная часть – составляет 60-80% всего времени занятия и направлена на восстановление функций организма, улучшение трофики (питания мышц и структур позвоночника) и формирование компенсаций. В этой части занятия выполняются специальные упражнения, рекомендуемые пациентам с определенным заболеванием. Могут быть использованы элементы игры, спортивные снаряды и прикладные упражнения.
3. Заключительная часть – составляет 10-20% от всего времени и основными задачами этой части является снижение нагрузки, восстановление функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Выполняются дыхательные упражнения, легкая ходьба, упражнения на внимание и расслабление. Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма. Простым и доступным является контроль пульса
Самостоятельно начинать занятия по ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния. Методика занятий лечебной гимнастикой, назначенная врачом, должна строго соблюдаться.
Самостоятельные занятия – это специальный комплекс физических упражнений, предварительно разработанный и выполненный вместе с инструктором или врачом. Эти упражнения необходимо повторять 3-5 раз в течение, дня для повышения эффективности лечебной физкультуры, в домашних условиях или в стационаре. Самостоятельные занятия имеют большое значение при лечении заболеваний нервной системы и опорнодвигательного аппарата. Индивидуальные самостоятельные занятия дополняют лечебную гимнастику, проводимую инструктором, и могут осуществляться в последующем только самостоятельно с периодическим посещением инструктора для получения указаний.
3. Назовите периоды лечебного применения физ.упр.
Принято весь курс применения ЛФК подразделять на три периода:
иммобилизационный, постиммобилизационный и восстановительный.
I период (иммобилизационный)
В I периоде наступает сращение отломков (образование первичной костной мозоли) через 60-90 дней. Специальные задачи ЛФК: улучшить трофику в области травмы, ускорить консолидацию перелома, способствовать профилактике атрофии мышц, тугоподвижности суставов, выработке необходимых временных компенсаций. Для решения этих задач применяют упражнения для симметричной конечности, для суставов, свободных от иммобилизации, идеомоторные упражнения и статические напряжения мышц (изометрические), упражнения для иммобилизированной конечности. В процесс движения включают все неповрежденные сегменты и суставы неиммобилизированные на травмированной конечности. Статические напряжения мышц в области повреждения и движения в иммобилизированных суставах (под гипсовой повязкой) применяют при хорошем состоянии отломков и полной фиксации их. Опасность смещения меньше при соединении отломков металлическими конструкциями, костными штифтами, пластинами; при лечении переломов с помощью аппаратов Илизарова, Волкова-Оганесяна и других можно в более ранние сроки включать активные сокращения мышц и движения в смежных суставах. Решению общих задач способствуют общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения статического и динамического характера, упражнения на координацию, равновесие, с сопротивлением и отягощением. Используют вначале облегченные ИП, упражнения на скользящих плоскостях. Упражнения не должны вызывать боль или усиливать ее. При открытых переломах упражнения подбирают с учетом степени заживления раны.
II период (постиммобилизационный)
II период начинается после снятия гипсовой повязки или вытяжения. У больных образовалась привычная костная мозоль, но в большинстве случаев снижена сила мышц, ограничена амплитуда движения в суставах. В этом периоде ЛФК направлена на дальнейшую нормализацию трофики в области травмы для окончательного формирования костной мозоли, ликвидации атрофии мышц и достижения нормального объема движений в суставах, ликвидации временных компенсаций, восстановления осанки. При применении физических упражнений следует учитывать, что первичная костная мозоль еще недостаточно прочна. В этом периоде увеличивают дозировку общеукрепляющих упражнений, применяют разнообразные ИП; подготавливают к вставанию (для находившихся на постельном режиме), тренируют вестибулярный аппарат, обучают передвижению на: костылях, тренируют спортивную функцию здоровой ноги (при травме ноги), восстанавливаютт нормальную осанку. Для пораженной конечности применяют активные гимнастические упражнения в облегченных ИП, которые чередуют с упражнениями на расслабление для мышц с повышенным тонусом. Для восстановления силы мышц используют упражнения с сопротивлением, предметами, у гимнастической стенки.
III период (восстановительный)
В III периоде ЛФК направлена на восстановление полной амплитуды движения в суставах, дальнейшее укрепление мышц. Общеразвивающие гимнастические упражнения применяют с большей нагрузкой, дополняют их ходьбой, плаванием, физическими упражнениями в воде, механотерапией.
4. Опишите содержание двигательных режимов на этапах медицинской реабилитации.
Лечебная физкультура (ЛФК) - это лечебный метод, основным средством которого являются физические упражнения. Они применяются с лечебной и лечебно-профилактической целью при травмах и различных заболеваниях у взрослых и детей. Особенностью ЛФК является использование физических упражнений в условиях активного и сознательного участия в лечении самих больных.
Эффективность лечебно-восстановительного процесса зависит от рационального построения двигательного режима, предусматривающего использование и рациональное распределение различных видов двигательной активности больного на протяжении дня в определенной последовательности по отношению к другим средствам комплексной терапии