Файл: Рабочая программа по биологии 6 класса составлена на основе требований фгос ооо второго поколения, примерной программы ооо по биологии, учебного плана мбоу Тарбальджейская оош на 20222023 учебный год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 6 класса составлена на основе требований ФГОС ООО второго поколения, примерной программы ООО по биологии, учебного плана МБОУ «Тарбальджейская ООШ» на 2022-2023 учебный год.

Программа ориентирована на использование учебника Биология 5-6 класс под ред. В.В. Пасечника – М. Просвещение, 2020 г. Учебник входит в линию учебников «Линия жизни»

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план отводит на изучение биологии в 6 классе 1 ч в неделю, всего 34 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Основные цели изучения биологии в 6 классе:

  • освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении, взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме, об основах поведении животных и человека.

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов.

  • научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов

  • научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;

  • научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.


планируемые Результаты изучения учебного предмета


Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о целостности природы,

  • формирование толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.


Предметными результатами обучения биологии являются:

  • Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;

  • Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

  • Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;


Содержание учебного предмета

(34 часа, 1 час в неделю)

Жизнедеятельность организмов (11 часов)

Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной ис­точник энергии и строительного материала в организме.

Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их вне­сения. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фото­синтезе. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных.

Способы питания. Растительнояд­ные, хищные, всеядные животные. Удаление из организ­ма непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий.

Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и животных.

Передвижение веществ в организмах, его значение. Пе­редвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система животных.

Выделение — процесс выведения из организма продук­тов жизнедеятельности, его значение.

Демонстрации: модели, коллекции, влажные препа­раты, иллюстрирующие различные процессы жизнедея­тельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.


Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1. «Поглощение воды корнем»

Лабораторная работа №2. «Выделение углекислого газа при дыхании»

Лабораторная работа №3. «Передвижение веществ по побегу растения».
Размножение, рост и развитие организмов (4 часа)

Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.

Вегетативное размножение организмов. Черенкование, способы вегетативного размножения комнатных растений.

Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Развитие животных с превращением и без превращения. Развитие человека и влияние вредных привычек на его развитие. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений, их значение.

Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений.

Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие раз­личные способы распространения плодов и семян; различ­ные способы размножения растений; опыты, доказываю­щие рост корня и побега верхушкой, необходимость усло­вий для прорастания семян и роста проростка.

Лабораторная работа№4. «Вегетативное размножение комнатных растений»

Лабораторная работа№5. «Определение возраста деревьев по спилу».
Строение и многообразие покрытосеменных растений (19 часов)

Растения. Разнообразие и строение семени. Строение семян однодольных и двудольных

растений.

Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Цветок и его строение. Соцветия.

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Размножение покрытосеменных растений. Опыление. Признаки насеко моопыляемых растений. Признаки ветроопыляемых растений.

Классификация покрытосеменных растений. Класс Однодольные растения и класс Двудольные растения.. Семейства покрытосеменных растений. Культурные растения семейства крестоцветные. Семейство Розоцветные. Семейство Паслёновые и семейство Сложноцветные. Семейство Мотыльковые или Бобовые. Класс Однодольные. Семейство Злаки. Важнейшие злаковые культуры. Семейство Лилейные.


Многообразие живой природы. Охрана природы. Значение растений в природе и жизни человека.

Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микро- строение стебля. Различные виды

соцветий. Сухие и сочные плоды.Модели цветков, модели семян; коллекции семян; модель стебля растения; видеофильмы, иллюстрирующие строение цветка, соцветий, гербарии растений.

Лабораторные и практические работы:

Лабораторная работа №6 «Строение семян двудольных растений»

Лабораторная работа № 7 «Строение зерновки пщеницы»

Лабораторная работа № 8 «Стержневые и мочковатые корневые системы»

Лабораторная работа № 9 «Корневой чехлик и корневые волоски»

Лабораторная работа №10 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Лабораторная работа №11 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Лабораторная работа №12 «Строение кожицы листа»

Лабораторная работа №13 « Внутреннее строение ветки дерева»

Лабораторная работа №14 «Строение клубня»

Лабораторная работа №15 «Строение луковицы»

Лабораторная работа №16 «Строение цветка»

Лабораторная работа №17 «Соцветия»

Лабораторная работа №18 « Классификация плодов»
Тематический план

№ п/п

Разделы, темы


Количество часов


1

Жизнедеятельность организмов

11

2

Размножение, рост и развитие организмов

4

3

Регуляция жизнедеятельности организмов

19




Итого

34


График проведения лабораторных работ



Тема практической работы


Период проведения

1.

Поглощение воды корнем




2.

Выделение углекислого газа при дыхании




3.

Передвижение веществ по побегу растения




4.

Вегетативное размножение комнатных растений




5.

Определение возраста деревьев по спилу




6.

Строение семян двудольных растений




7.

Строение зерновки пщеницы




8.

Стержневые и мочковатые корневые системы




9.

Корневой чехлик и корневые волоски




10.

Строение почек. Расположение почек на стебле




11.

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение




12.

Строение кожицы листа




13.

Внутреннее строение ветки дерева




14.

Строение клубня




15.

Строение луковицы




16.

Строение цветка




17.

Соцветия




18.

Классификация плодов