Файл: Рабочая программа по биологии 6 класса составлена на основе требований фгос ооо второго поколения, примерной программы ооо по биологии, учебного плана мбоу Тарбальджейская оош на 20222023 учебный год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 6 класса составлена на основе требований ФГОС ООО второго поколения, примерной программы ООО по биологии, учебного плана МБОУ «Тарбальджейская ООШ» на 2022-2023 учебный год.
Программа ориентирована на использование учебника Биология 5-6 класс под ред. В.В. Пасечника – М. Просвещение, 2020 г. Учебник входит в линию учебников «Линия жизни»
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план отводит на изучение биологии в 6 классе 1 ч в неделю, всего 34 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Основные цели изучения биологии в 6 классе:
-
освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении, взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме, об основах поведении животных и человека. -
овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; -
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе; -
применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
-
изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов. -
научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов -
научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану; -
научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.
планируемые Результаты изучения учебного предмета
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; -
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, -
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; -
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; -
формирование личностных представлений о целостности природы, -
формирование толерантности и миролюбия; -
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, -
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности; -
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, -
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
-
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; -
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию -
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности -
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий. -
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
-
Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира; -
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии; -
Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде; -
Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
Содержание учебного предмета
(34 часа, 1 час в неделю)
Жизнедеятельность организмов (11 часов)
Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной источник энергии и строительного материала в организме.
Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных.
Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий.
Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и животных.
Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система животных.
Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные процессы жизнедеятельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1. «Поглощение воды корнем»
Лабораторная работа №2. «Выделение углекислого газа при дыхании»
Лабораторная работа №3. «Передвижение веществ по побегу растения».
Размножение, рост и развитие организмов (4 часа)
Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.
Вегетативное размножение организмов. Черенкование, способы вегетативного размножения комнатных растений.
Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира
Развитие животных с превращением и без превращения. Развитие человека и влияние вредных привычек на его развитие. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений, их значение.
Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений.
Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.
Лабораторная работа№4. «Вегетативное размножение комнатных растений»
Лабораторная работа№5. «Определение возраста деревьев по спилу».
Строение и многообразие покрытосеменных растений (19 часов)
Растения. Разнообразие и строение семени. Строение семян однодольных и двудольных
растений.
Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей.
Цветок и его строение. Соцветия.
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Размножение покрытосеменных растений. Опыление. Признаки насеко моопыляемых растений. Признаки ветроопыляемых растений.
Классификация покрытосеменных растений. Класс Однодольные растения и класс Двудольные растения.. Семейства покрытосеменных растений. Культурные растения семейства крестоцветные. Семейство Розоцветные. Семейство Паслёновые и семейство Сложноцветные. Семейство Мотыльковые или Бобовые. Класс Однодольные. Семейство Злаки. Важнейшие злаковые культуры. Семейство Лилейные.
Многообразие живой природы. Охрана природы. Значение растений в природе и жизни человека.
Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микро- строение стебля. Различные виды
соцветий. Сухие и сочные плоды.Модели цветков, модели семян; коллекции семян; модель стебля растения; видеофильмы, иллюстрирующие строение цветка, соцветий, гербарии растений.
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа №6 «Строение семян двудольных растений»
Лабораторная работа № 7 «Строение зерновки пщеницы»
Лабораторная работа № 8 «Стержневые и мочковатые корневые системы»
Лабораторная работа № 9 «Корневой чехлик и корневые волоски»
Лабораторная работа №10 «Строение почек. Расположение почек на стебле»
Лабораторная работа №11 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»
Лабораторная работа №12 «Строение кожицы листа»
Лабораторная работа №13 « Внутреннее строение ветки дерева»
Лабораторная работа №14 «Строение клубня»
Лабораторная работа №15 «Строение луковицы»
Лабораторная работа №16 «Строение цветка»
Лабораторная работа №17 «Соцветия»
Лабораторная работа №18 « Классификация плодов»
Тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Жизнедеятельность организмов | 11 |
2 | Размножение, рост и развитие организмов | 4 |
3 | Регуляция жизнедеятельности организмов | 19 |
| Итого | 34 |
График проведения лабораторных работ
№ | Тема практической работы | Период проведения |
1. | Поглощение воды корнем | |
2. | Выделение углекислого газа при дыхании | |
3. | Передвижение веществ по побегу растения | |
4. | Вегетативное размножение комнатных растений | |
5. | Определение возраста деревьев по спилу | |
6. | Строение семян двудольных растений | |
7. | Строение зерновки пщеницы | |
8. | Стержневые и мочковатые корневые системы | |
9. | Корневой чехлик и корневые волоски | |
10. | Строение почек. Расположение почек на стебле | |
11. | Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение | |
12. | Строение кожицы листа | |
13. | Внутреннее строение ветки дерева | |
14. | Строение клубня | |
15. | Строение луковицы | |
16. | Строение цветка | |
17. | Соцветия | |
18. | Классификация плодов | |