Файл: Система по дисциплине Основы теории сложных систем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

(СПбГУТ)

Кафедра Информационных Управляющих Систем

ОТЧЁТ

по лабораторной работе №1 на тему:
«Система»

по дисциплине «Основы теории сложных систем»

Выполнил: студент группы ИСТ-114, Дзенаускас И.Д.

«___» мая 2023 г. _______/ Дзенаускас И.Д./

Принял: к.т.н., доцент Козлова О.А.

«___» мая 2023 г. ______/ Козлова О.А./

1. Указать пропущенные атрибуты системы и охарактеризовать их: 



Вход

Выход

Цель

Система

1

Студенты

Знание темы

Получение знаний

Лекция

2

Студенты

Оценка

Проверка знаний

Контрольная

3

Время

Текущее время

Показ времени

Часы

4

Потребность добраться до ресторана

Достижение места назначений

Передвижение

Автомобиль

5

Деньги

Предмет коллекции

Антиквариат

Автомобиль

6

Абитуриент

Специалист

Обучение

Студент

7

Желание выйти на прогулку

Прогулка

Сближение членов семьи

Семья

8

Правонарушение

Наказание

Защита прав

Государство


3. Указать подсистемы систем приведенных в задаче 1. Какие связи между ними существуют? Опишите их внешнюю и внутреннюю среду, структуру. Классифицировать (с пояснением) системы, приведенные в задаче 1 и указать какие из них большие, а какие сложные системы и почему. Описать вход, выход, цель, связи указанной системы и ее подсистем.


Система “Лекция”

Подсистема Перекличка:

Вход – Студент

Цель – Проверка посещаемости

Выход – Присутствие или отсутствие студента

Подсистема Перерыв:

Вход-Студент

Цель-Время для осознание материала

Выход-Лучшее усвоение материала

Внутренняя среда:

Показ презентации

Показ тематических видеороликов

Внешняя среда:

Кабинет

Вуз

Между подсистемой Перекличка и подсистемой Перерыв существует связь:

Для того, чтобы человек мог перейти в подсистему перерыв, он обязан был присутствовать в подсистеме Перекличка.

Классификация:

  • по взаимоотношениям со средой – открытая. Любой человек может прийти на лекцию в любой момент, как и уйти с неё.

  • по происхождению – искусственная. Природа не придумывала лекции.

  • по управлению – внутренняя. Для проведения лекций достаточно студентов и преподавателя, которые находятся в системе.

  • по сложности – простая. Количество элементов в системе Лекция довольно не большое, не более 100.

Система «Экзамен»

Подсистема Списывание:

Вход – Студент

Цель – Получение лучшей оценки

Выход – Хорошая оценка или пересдача

Подсистема Теоретические вопросы:

Вход – Преподаватель

Цель – Проверка знаний

Выход – Оценка знаний студента

Внутренняя среда:

Подготовка

Ответ на вопрос

Запись в ведомость

Внешняя среда:

Кабинет

Вуз

Между подсистемой Списывание и подсистемой Теоретическим вопросом существует связь: Студент, для того, чтобы быть готовым к входу в подсистему Теоретический вопрос, студент старается попользоваться системой Списывание для увеличения шансов сдать экзамен.

Классификация:

  • по взаимоотношениям со средой – открытые. Студенты могут уходить с экзамена по его окончании, переходя в другую систему

  • по происхождению – искусственная (придумана человеком)

  • по управлению – внутренняя. Для проведения экзамена достаточно преподавателя и студентов. Они присутствуют в системе экзамен, поэтому система по управлению внутренняя.

  • по сложности – простая. Количество элементов в системе Экзамен не большое, не более 10 одновременно.


Система «Часы»

Подсистема Подводной механизм:

Вход – Поворот ручки

Цель – Выставление времени

Выход – Чёткое время

Подсистема Ремешок:

Вход – Рука

Цель – Удерживание часов на руке



Выход – Закрепление на руке

Внутренняя среда:

Показывать точное время

Показывать не точное время

Внешняя среда:

Рука

Между подсистемой Ремешок и подсистемой Подводной механизм существует связь: Они обе созданы для поддержания работы системы Часы. Для того, чтобы была возможность воспользоваться подсистемой Подводной механизм, необходима правильная работа подсистемы Ремешк.
Классификация:

  • по взаимоотношениям со средой – открытая. Механизм часов требует подведения.

  • по происхождению – искусственная. Часы были созданы человеком, чтобы показывать время. В природе они не нужны и не существуют.

  • по управлению – внешняя. Для того, чтобы запустить часы, из нужно завести, дать импульс из вне.

  • по сложности – простая. Часы состоят из не большого количества элементов. Среднее количество 100.


Система «Автомобиль»

Подсистема Двигатель:

Вход – Топливо

Цель – Приведение вала в движение

Выход – Вращение вала

Подсистема Коробка передач:

Вход-Передача

Цель- Передача крутящего момента от двигателя на ведущую пару колес

Выход-Вращение колес

Внутренняя среда:

Передвижение

Нахождение в покое

Внешняя среда:

Человек

Проезжая часть

Между подсистемой Двигатель и подсистемой Коробка передач существует связь: Подсистема Коробка передач, регулирует скорость вращения колёс, преобразуя вращение вала Двигателя.
Классификация:

  • по взаимоотношениям со средой – открытые. Для перемещения автомобилю нужно выезжать с парковки, гаража во внешний мир.

  • по происхождению – искусственная. Машины не появились в природе сами собой. Они были нужны человеку для упрощения передвижения.

  • по управлению – внешняя. Для управления автомобилем, нужен водитель, который будет отдавать ей команды, следовательно по управлению система внешняя.

  • по сложности – простая. Количество элементов системе не большое(1500-2000), что позволяет отнести машину к простым системам.


Система «Автомобиль»

Подсистема Редкость:

Вход – История автомобиля

Цель – Понимание ценности

Выход – Ценность автомобиля

Подсистема Состояние:

Вход-Состояние элементов

Цель- Понимание ценности

Выход- Ценность автомобиля

Внутренняя среда:

Состояние

Внешняя среда:

Выставка

Между подсистемой Редкость и подсистемой
Состояние существует связь: Чем лучше Состояние автомобиля, тем больше он будет стоить. То же самое можно сказать про Редкость. Две подсистемы связанны между собой через стоимость автомобиля.

  • по происхождению – искусственная. Машины не появились в природе сами собой. Они были нужны человеку для упрощения передвижения.

  • по управлению – внешняя. Машина не может сама появиться в коллекции человека. Он должен сам её купить и привезти.

  • по сложности – простая. В нашей системе машина является не делимой единице. Поэтому по количеству элементов её можно отнести к простой системе.


Система «Студент»

Подсистема Зачетная книжка:

Вход – Данные о студенте

Цель – Отслеживание и регистрирование успеваемости

Выход – Данные о успеваемости

Подсистема Студенческий билет:

Вход – Данные о студенте

Цель – Определение личности и личных данных

Выход – Данные о личности

Внутренняя среда:

Сдача экзамена

Присутствие на лекции

Внешняя среда:

Вуз

Между подсистемой Зачетная книжка и подсистемой Студенческий билет существует связь: Подсистема Зачетная книжка и Студенческий билет созданы для получения данных о студенте. Отличие заключается в том, что информация, получаемая о студенте, будет розниться от подсистемы к подсистеме
Классификация:

  • по взаимоотношениям со средой – открытые. Студент свободно может перемещаться по Вузу и не только.

  • по происхождению – искусственная. Природа не создала студента, она создала человека, а статус студента был придуман человеком.

  • по управлению – внешняя. Для студента составляется расписание, по которому он учится, поэтому система по управлению внешняя

  • по сложности – сложная. Количество элементов (клеток) из которых состоит человек большое, примерно 100 000 миллиардов. По этому критерию систему студент можно отнести к сложной.


Система «Семья»

Подсистема Родители:

Вход – Дети

Цель – Воспитание детей

Выход – Взрослые

Подсистема Дети:

Вход-Родительская помощь

Цель- Изучение мира

Выход- Новые знания

Внутренняя среда:

Воспитание детей

Совместная прогулка

Внешняя среда:

Дом

Квартира

Между подсистемой Родители и подсистемой
Дети существует связь: Для того, чтобы подсистема Дети развивались правильно и не вредила сама себе, необходима подсистема Родители. Родители обеспечивают правильную работу подсистемы Дети.
Классификация:

  • по взаимоотношениям со средой – открытая. Семья может взаимодействовать с другими семьями.

  • по происхождению – естественная. Семья была естественно создана природой.

  • по управлению – внутренняя. Для семьи свойственно решать проблемы внутри себя, не обращаясь за помощью во вне.

  • по сложности – простая. В системе Семья не большое количество элементов, как правило 2-5 человек. По этому параметру систему можно отнести к простой.


Система «Государство»

Подсистема Суд:

Вход – Спорные ситуации

Цель – Справедливость

Выход – Решение ситуации в ту или иную пользу

Подсистема Правительство:

Вход-Люди

Цель- Управление государством

Выход- Представители государства

Внутренняя среда:

Революция

Внешняя среда:

Остальной мир

Между подсистемой Суд и подсистемой Правительство существует связь:

Обе этих системы направлены на сохранение и поддержания правильной работы государства.
Классификация:

  • по взаимоотношениям со средой – открытые. Государство проводит голосование за президента, что является признаком открытой системы.

  • по происхождению – искусственная. Государства стали появляться благодаря росту населения и появления разных культур.

  • по управлению – внутренняя. Государство управляете изнутри специализированными органами, например Госдума.

  • по сложности – сложная. Количество людей в государстве, как правило, больше (более 10000). По этим факторам систему можно отнести к сложной.


4. Привести синонимы и антонимы следующих понятий:

  • Целостность – единство – разрозненность

  • Структурированность – организованность - хаотичность

  • Системность – упорядоченность – беспорядочность

  • Системный анализ - комплексное рассмотрение - бессистемность

  • Междисциплинарность – межотраслевой – специализация

  • Междисциплинарная проблема – межотраслевая проблема – монодисциплинарная проблема

5. Привести пример системы, указать её связи с окружающей средой, входные и выходные параметры