Файл: Система по дисциплине Основы теории сложных систем.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»
(СПбГУТ)
Кафедра Информационных Управляющих Систем
ОТЧЁТ
по лабораторной работе №1 на тему:
«Система»
по дисциплине «Основы теории сложных систем»
Выполнил: студент группы ИСТ-114, Дзенаускас И.Д.
«___» мая 2023 г. _______/ Дзенаускас И.Д./
Принял: к.т.н., доцент Козлова О.А.
«___» мая 2023 г. ______/ Козлова О.А./
1. Указать пропущенные атрибуты системы и охарактеризовать их:
№ | Вход | Выход | Цель | Система |
1 | Студенты | Знание темы | Получение знаний | Лекция |
2 | Студенты | Оценка | Проверка знаний | Контрольная |
3 | Время | Текущее время | Показ времени | Часы |
4 | Потребность добраться до ресторана | Достижение места назначений | Передвижение | Автомобиль |
5 | Деньги | Предмет коллекции | Антиквариат | Автомобиль |
6 | Абитуриент | Специалист | Обучение | Студент |
7 | Желание выйти на прогулку | Прогулка | Сближение членов семьи | Семья |
8 | Правонарушение | Наказание | Защита прав | Государство |
3. Указать подсистемы систем приведенных в задаче 1. Какие связи между ними существуют? Опишите их внешнюю и внутреннюю среду, структуру. Классифицировать (с пояснением) системы, приведенные в задаче 1 и указать какие из них большие, а какие сложные системы и почему. Описать вход, выход, цель, связи указанной системы и ее подсистем.
Система “Лекция”
Подсистема Перекличка:
Вход – Студент
Цель – Проверка посещаемости
Выход – Присутствие или отсутствие студента
Подсистема Перерыв:
Вход-Студент
Цель-Время для осознание материала
Выход-Лучшее усвоение материала
Внутренняя среда:
Показ презентации
Показ тематических видеороликов
Внешняя среда:
Кабинет
Вуз
Между подсистемой Перекличка и подсистемой Перерыв существует связь:
Для того, чтобы человек мог перейти в подсистему перерыв, он обязан был присутствовать в подсистеме Перекличка.
Классификация:
-
по взаимоотношениям со средой – открытая. Любой человек может прийти на лекцию в любой момент, как и уйти с неё. -
по происхождению – искусственная. Природа не придумывала лекции. -
по управлению – внутренняя. Для проведения лекций достаточно студентов и преподавателя, которые находятся в системе. -
по сложности – простая. Количество элементов в системе Лекция довольно не большое, не более 100.
Система «Экзамен»
Подсистема Списывание:
Вход – Студент
Цель – Получение лучшей оценки
Выход – Хорошая оценка или пересдача
Подсистема Теоретические вопросы:
Вход – Преподаватель
Цель – Проверка знаний
Выход – Оценка знаний студента
Внутренняя среда:
Подготовка
Ответ на вопрос
Запись в ведомость
Внешняя среда:
Кабинет
Вуз
Между подсистемой Списывание и подсистемой Теоретическим вопросом существует связь: Студент, для того, чтобы быть готовым к входу в подсистему Теоретический вопрос, студент старается попользоваться системой Списывание для увеличения шансов сдать экзамен.
Классификация:
-
по взаимоотношениям со средой – открытые. Студенты могут уходить с экзамена по его окончании, переходя в другую систему -
по происхождению – искусственная (придумана человеком) -
по управлению – внутренняя. Для проведения экзамена достаточно преподавателя и студентов. Они присутствуют в системе экзамен, поэтому система по управлению внутренняя. -
по сложности – простая. Количество элементов в системе Экзамен не большое, не более 10 одновременно.
Система «Часы»
Подсистема Подводной механизм:
Вход – Поворот ручки
Цель – Выставление времени
Выход – Чёткое время
Подсистема Ремешок:
Вход – Рука
Цель – Удерживание часов на руке
Выход – Закрепление на руке
Внутренняя среда:
Показывать точное время
Показывать не точное время
Внешняя среда:
Рука
Между подсистемой Ремешок и подсистемой Подводной механизм существует связь: Они обе созданы для поддержания работы системы Часы. Для того, чтобы была возможность воспользоваться подсистемой Подводной механизм, необходима правильная работа подсистемы Ремешк.
Классификация:
-
по взаимоотношениям со средой – открытая. Механизм часов требует подведения. -
по происхождению – искусственная. Часы были созданы человеком, чтобы показывать время. В природе они не нужны и не существуют. -
по управлению – внешняя. Для того, чтобы запустить часы, из нужно завести, дать импульс из вне. -
по сложности – простая. Часы состоят из не большого количества элементов. Среднее количество 100.
Система «Автомобиль»
Подсистема Двигатель:
Вход – Топливо
Цель – Приведение вала в движение
Выход – Вращение вала
Подсистема Коробка передач:
Вход-Передача
Цель- Передача крутящего момента от двигателя на ведущую пару колес
Выход-Вращение колес
Внутренняя среда:
Передвижение
Нахождение в покое
Внешняя среда:
Человек
Проезжая часть
Между подсистемой Двигатель и подсистемой Коробка передач существует связь: Подсистема Коробка передач, регулирует скорость вращения колёс, преобразуя вращение вала Двигателя.
Классификация:
-
по взаимоотношениям со средой – открытые. Для перемещения автомобилю нужно выезжать с парковки, гаража во внешний мир. -
по происхождению – искусственная. Машины не появились в природе сами собой. Они были нужны человеку для упрощения передвижения. -
по управлению – внешняя. Для управления автомобилем, нужен водитель, который будет отдавать ей команды, следовательно по управлению система внешняя. -
по сложности – простая. Количество элементов системе не большое(1500-2000), что позволяет отнести машину к простым системам.
Система «Автомобиль»
Подсистема Редкость:
Вход – История автомобиля
Цель – Понимание ценности
Выход – Ценность автомобиля
Подсистема Состояние:
Вход-Состояние элементов
Цель- Понимание ценности
Выход- Ценность автомобиля
Внутренняя среда:
Состояние
Внешняя среда:
Выставка
Между подсистемой Редкость и подсистемой
Состояние существует связь: Чем лучше Состояние автомобиля, тем больше он будет стоить. То же самое можно сказать про Редкость. Две подсистемы связанны между собой через стоимость автомобиля.
-
по происхождению – искусственная. Машины не появились в природе сами собой. Они были нужны человеку для упрощения передвижения. -
по управлению – внешняя. Машина не может сама появиться в коллекции человека. Он должен сам её купить и привезти. -
по сложности – простая. В нашей системе машина является не делимой единице. Поэтому по количеству элементов её можно отнести к простой системе.
Система «Студент»
Подсистема Зачетная книжка:
Вход – Данные о студенте
Цель – Отслеживание и регистрирование успеваемости
Выход – Данные о успеваемости
Подсистема Студенческий билет:
Вход – Данные о студенте
Цель – Определение личности и личных данных
Выход – Данные о личности
Внутренняя среда:
Сдача экзамена
Присутствие на лекции
Внешняя среда:
Вуз
Между подсистемой Зачетная книжка и подсистемой Студенческий билет существует связь: Подсистема Зачетная книжка и Студенческий билет созданы для получения данных о студенте. Отличие заключается в том, что информация, получаемая о студенте, будет розниться от подсистемы к подсистеме
Классификация:
-
по взаимоотношениям со средой – открытые. Студент свободно может перемещаться по Вузу и не только. -
по происхождению – искусственная. Природа не создала студента, она создала человека, а статус студента был придуман человеком. -
по управлению – внешняя. Для студента составляется расписание, по которому он учится, поэтому система по управлению внешняя -
по сложности – сложная. Количество элементов (клеток) из которых состоит человек большое, примерно 100 000 миллиардов. По этому критерию систему студент можно отнести к сложной.
Система «Семья»
Подсистема Родители:
Вход – Дети
Цель – Воспитание детей
Выход – Взрослые
Подсистема Дети:
Вход-Родительская помощь
Цель- Изучение мира
Выход- Новые знания
Внутренняя среда:
Воспитание детей
Совместная прогулка
Внешняя среда:
Дом
Квартира
Между подсистемой Родители и подсистемой
Дети существует связь: Для того, чтобы подсистема Дети развивались правильно и не вредила сама себе, необходима подсистема Родители. Родители обеспечивают правильную работу подсистемы Дети.
Классификация:
-
по взаимоотношениям со средой – открытая. Семья может взаимодействовать с другими семьями. -
по происхождению – естественная. Семья была естественно создана природой. -
по управлению – внутренняя. Для семьи свойственно решать проблемы внутри себя, не обращаясь за помощью во вне. -
по сложности – простая. В системе Семья не большое количество элементов, как правило 2-5 человек. По этому параметру систему можно отнести к простой.
Система «Государство»
Подсистема Суд:
Вход – Спорные ситуации
Цель – Справедливость
Выход – Решение ситуации в ту или иную пользу
Подсистема Правительство:
Вход-Люди
Цель- Управление государством
Выход- Представители государства
Внутренняя среда:
Революция
Внешняя среда:
Остальной мир
Между подсистемой Суд и подсистемой Правительство существует связь:
Обе этих системы направлены на сохранение и поддержания правильной работы государства.
Классификация:
-
по взаимоотношениям со средой – открытые. Государство проводит голосование за президента, что является признаком открытой системы. -
по происхождению – искусственная. Государства стали появляться благодаря росту населения и появления разных культур. -
по управлению – внутренняя. Государство управляете изнутри специализированными органами, например Госдума. -
по сложности – сложная. Количество людей в государстве, как правило, больше (более 10000). По этим факторам систему можно отнести к сложной.
4. Привести синонимы и антонимы следующих понятий:
-
Целостность – единство – разрозненность -
Структурированность – организованность - хаотичность -
Системность – упорядоченность – беспорядочность -
Системный анализ - комплексное рассмотрение - бессистемность -
Междисциплинарность – межотраслевой – специализация -
Междисциплинарная проблема – межотраслевая проблема – монодисциплинарная проблема
5. Привести пример системы, указать её связи с окружающей средой, входные и выходные параметры