Файл: Правовой анализ социального обеспечения в странах Европы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Латвия

Социальное обеспечение Латвии базируется на принципе солидарного страхования по возрасту, на случай болезни и безработицы и преемственности некоторых элементов советской системы здравоохранения и образования. После вступления в ЕС Латвия реализует ряд социальных программ, софинансируемых из фондов ЕС, охватывающих занятость молодёжи и пожилых людей (возраста 50+), образование в течение всей жизни и смену профессий для длительно не работающих людей.

Законодательство:

Закон «О государственных пенсиях», принят Сеймом 23 ноября 1995 года и провозглашён президентом Г.Улманисом 23 ноября того же года. С тех пор на май 2019 года он изменялся 47 раз.2

Законом был установлен принцип начисления пенсии в зависимости от уплаченных взносов социального страхования, которые первоначально составили 37% от брутто-зарплаты, и три вида пенсий: по старости, по инвалидности и по утере кормильца. Последняя уплачивалась только при условии, что умерший кормилец был социально застрахованной персоной, и составляла от 50 % (одному ребёнку) до 90 % (трём и более детям) предполагаемой пенсии кормильца.

Закон предусматривал, что обязательные взносы социального страхования должны начисляться работникам с возраста 15 лет. Большую часть социального взноса по закону вносил работодатель, меньшую — сам работник, однако фактически ответственность за уплату взносов возлагалась исключительно на работодателя.

Было предусмотрено пособие на погребение в размере двухмесячной пенсии умершего, которое выплачивалось его родственникам.

При выезде за границу граждане Латвии (b) сохраняли право на получение пенсии пожизненно, негражданам (b) заработанная в Латвии пенсия выплачивалась авансом за 6 месяцев с момента выезда и в дальнейшем ее выплата прекращалась.

Социальная защита населения оговорена законом ЛР о государственных социальных пособиях от 31 октября 2002 года. Он предусматривает выплату регулярных и одноразовых пособий нуждающимся.

У Латвии достаточно интересное ведение социальной политики в сфере социального обеспечения, предусмотрено очень много разных льгот, денежных выплат и другое, разным категориям граждан, так и гражданам постоянное не проживающих на территории государства.

  1. Международное сотрудничество.

Данные государства, как Эстония и Латвия обе ведут активную социальную политику и имеют социальное обеспечение внутри своих государств, также как и Российская Федерация.


Данные государства постоянно взаимодействуют между собой в сфере социальной политики и социального обеспечения.

Подписанный договор от 14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской республикой о содружестве в области пенсионного обеспечения, с целью поддержки своих граждан за территорией страны и развитию данных направлений в сфере социального обеспечения.3

Сфера применения договора, как сказано из второй статьи данного договора:

-трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

-социальным пенсиям;

гражданин находится.

2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию

То есть, соответствующее соглашение даёт гарантии денежных выплат, данных пособий и пенсий, независимо в какой из стран подписавших договор, этот гражданин находится.

Либо подписание Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (Рига, 18 декабря 2007 г.)) между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения, где содержатся отношения, регулируемые законодательством договаривающихся Сторон о социальном обеспечении и обязательном (государственном) социальном страховании, в том, что относится. 4

В свою очередь такие страны как Эстонская республика и Латвийская республика, данные государства подписали договор о социальном страховании между Эстонской Республикой и Латвийской Республикой», принятый 28 мая 1996 года. Цель данного соглашения в соответствии со второй статьёй этого соглашения регулирование социального обеспечение тех лиц, на которых было или будет распространяться законодательство Эстонской Республики или Латвийской Республики в области социального обеспечения, а также членов семей этих лиц, если права основаны на вышеупомянутое лицо.5

Таким образом, Российская Федерация, Латвийская Республика и Эстонская республика стараются взаимодействовать друг с другом с другими странами, в результате является подписание договоров, все возможных соглашений о сотрудничестве и ведения совместной, в части ведения социальной политики и социального обеспечения, что даёт положительную динамику в развитии данной отрасли, внутри (подписавших данные соглашения) государств. Также признанные дополнять законодательство обоих сторон, улучшая жизнь своих граждан, даже вне своей родной страны.



ГЛАВА-II.

«Сравнительно-правовой анализ социального обеспечения во законодательстве и введении социальной политики вне государства, стран: Эстонии, Латвии и России».

  1. Общие сходства и различия в построении социального обеспечения. Положительные и негативные стороны союзного содружества в социальном обеспечении.

Какие же могут быть отличия между данными государствами (Россия, Латвия и Эстония)?

В первую очередь хотелось бы выделить то, что Эстонская республика и Латвийская республика, это те государства которые входят в Европейский союз, который был создан в 7 февраля 1992 года, Российская федерация в данный состав не входит. Прибалты (Эстония и Латвия) вступив в этот союз, получают не только сотруднические отношения связанные только с политической сферой, но и направлении социальной политики в сфере социального обеспечения, что даёт при каки-либо проблемах в сфере социального обеспечения и не только брать ресурсы из внутренних фондов

Европейского союза, где в свою очередь данная поддержка позволяет долгое время оставаться в стабильной ситуации, достаточно долгое время или до того пока ситуации в государстве не нормализуется. В противовес можно привести БРИКС-это межгосударственное объединение, включающим в себя такие страны как Российская Федерация, Федеративная Республика Бразилия, Республика Индия, Китайская Народная Республика и Южно-Африканская Республика. Которая создавалась больше для развития торгово-экономических отношений. У данного объединения не существует внутренних фондов, где какое-либо государство могло запросить какую-либо поддержку, в совою очередь Европейский союз в этом конечно преуспел и это является хорошим6 положительном моментом, где данное является «неприкосновенным запасом на чёрный день».

Можно выделить отличия в государственном устройстве, а именно форму правления. Рассматривая Эстонскую и Латвийскую республику у них преобладает унитарная форма, что даёт повышенную централизацию, где отдельные единицы страны не могут развиваться в том направлении в котором они хотят, только с утверждения выше стоящего, исполнительного органа. Российская Федерация с федеративной формой, где представлен широкий спектр разделения предметов ведения (в соответствии Конституцией, статьи 73), данная форма даёт развиваться отдельным регионам, отдельным единицам государства, вести свою собственную социальную политику в сфере социального обеспечения, путём активного ведения правотворчества, в виде дополнительных гарантий, пособий, льгот, надбавок и другое.


Давайте рассмотрим внутреннею составляющую социального обеспечения данных государств, сделаем больший акцент на Эстонии и Латвии.

  1. Сравнительно-правовой анализ Эстонской республике

Как мы и говорили ранее в Эстонии функционирует стабильная система социального обеспечения, включая пособия. Основной орган, несущий ответственность за осуществление социальной политики в стране, — Министерство социальных дел.

Система социального обеспечения включает разнообразные виды материальной помощи: пособия на детей, по безработице, предоставление поддерживающих услуг (отпуск по уходу за ребенком и др.).

Оно подразделяется на категории:

  1. В социальное страхование, что куда входят: выплаты: пенсия по старости, по нетрудоспособности и пенсия всвязи с потерей кормильца, медицинские услуги и пособия по болезни, пособие по родам, родительское пособие, пособие по безработице, семейные пособия, социальные пособия для инвалидов, пособия для жертв преступлений

  2. Социальное обеспечение (Местные самоуправления), куда входят социальные услуги: консультирование, реабилитация, персональная помощь и уход, предоставление жилья, технические средства реабилитации и т.д.

В Эстонии существует закон «О социальном обеспечении» от 09.12.2015. Где данный закон закрепляет общие положения ведения социальной политики в области социальном обеспечении.

Принципы на которых строится данная сфера (статья 3 закона от 09.12,2015 «о социальном обеспечении»).

*При оказании помощи в рамках социального обеспечения:

1) следует в первую очередь исходить из нужд лица;

2) предпочтение отдается мерам, направленным на поиск возможностей и повышению способности лица насколько можно самостоятельно организовывать свою жизнь;

3) в первую очередь предлагаются такие помощь и поддержка, при которых лицо

4)может проживать дома либо пребывать в среде, которая схожа с домашней, а также услугу организации жизни;

5) проводится консультирование лица на тему выбора и адаптации мер оказания помощи, а также, при необходимости, использования помощи специалистом, обладающим соответствующей профессиональной подготовкой;

6) при применении мер оказания помощи следует руководствоваться их результативностью с точки зрения нуждающегося в помощи лица и, при необходимости, семьи и общества.


7) При оказании социальных услуг поставщик социальных услуг должен исходить из общепризнанных принципов качества: направленность на личность, обеспечивающий возможности характер услуги, ориентированность на результат, основанный на необходимости подход, целостный подход, защита прав лица, привлечение, компетентность и этика сотрудника, а также хорошая организация труда в организации и качественное управление.

Стоит отметить что в Эстонии кодифицированный социальный кодекс, в России он не кодифицированный, что является огромным минусом. Можно отметить интересные категории по которым производятся выплаты или социальная поддержка.

Отличительные положения в законодательстве:

Закон от 09.12,2015 «о социальном обеспечении»; подраздел 2 «О услугах поддержки в повседневной жизни»; Статья 87. Услуги поддержки в повседневной жизни.7

Где говорится что целями оказания услуг поддержки в повседневной жизни являются содействие наилучшему возможному самостоятельному решению лицом проблем повседневной жизни и его развитие посредством поддержки психосоциального решения проблем повседневной жизни, формирования навыков решения указанных проблем и трудовых навыков, а также консультирования близких лица и проживающих совместно с ним лиц.

И в статье 88, даются определения какие категории лиц могут получитьь данную помощь, к ним относятся: 1) наличие у лица тяжелого, глубокого или стойкого психического расстройства; 2) лицу одновременно не оказываются услуги проживания в сообществе или услуги круглосуточного специального ухода.

Раздел 9 . Пособие для одиноко проживающего пенсионера; в Статья 139. Пособие для одиноко проживающего пенсионера.

Где говорится о том что пособием для одиноко проживающего пенсионера (далее – пособие для пенсионера) является выплачиваемое один раз в течение календарного года пособие проживающему в Эстонии одинокому лицу, достигшему возраста пенсии по старости, с целью улучшения его финансовой самостоятельности и снижения бедности.

Подраздел 10 « О Социальное пособие для граждан Эстонии и лиц эстонской национальности, переселившихся из иностранных государств в Эстонию, их супругов, детей и родителей».