Файл: Опека и попечительство как способ защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Академия управления городской средой, градостроительства и печати»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК 01.01 «Право социального обеспечения»

на тему

«Опека и попечительство как способ защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан»



Выполнил (а):

студент (ка) Лавриненко Михаил Алексеевич

курса, 11ПСО212к, специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Преподаватель: Тарасова Елена Николаевна




Санкт-Петербург

2022 г

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 1

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОРГАНЫ ОПЕКи И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4

1.1. Понятие, цели, задачи и источники правового регулирования опеки и попечительства. 4

1.2. Органы опеки и попечительства их устройство и в чём заключаются их функции. 10

1.3. Осуществление охраны и защиты прав органами опеки и 14

Попечительства. 14

2. ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕДЕЕСПОСОБНЫХ И ОГРАНИЧЕННО ДЕЕСПОСОБНЫХ. 20

2.1. Общие способы защиты прав и интересов недееспособных и ограниченно дееспособных, ответственность сторон и полномочия органов опеки и попечительства. 20

2.2. Специальные способы защиты прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан 23

«Жилищный кодекс Российской Федерации»от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 21.11.2022), ст.71 31

Заключение 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37


Введение

Актуальность темы. Согласно Конституции РФ, а именно части 1 статьи 7, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства, забота о несовершеннолетних, недееспособных и не полностью дееспособных граждан является обязанностью государства. Одной из форм социальной заботы о данной категории граждан является установление над ними опеки и попечительства.

В настоящее время вопросы регулирования правоотношений по опеке и попечительству приобрели в России особую значимость. Без поддержки государства большинство сограждан, находящихся в тяжелых жизненных условиях, не способны решить большинство социальных, финансовых, жилищных вопросов, что сказывается на появлении многих острых проблем, таких, как подростковая беспризорность, пьянство, преступность, высокая смертность, наркомания в том числе.


В этом плане, наиболее удачное решение проблемы устройства несовершеннолетних, обеспечения их надлежащими условиями жизни, образования, питания, воспитания можно назвать опеку и попечительство. Данная форма воспитания несовершеннолетних является одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов.

Опека и попечительство представляют собой форму временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также в необходимых случаях и для обеспечения иных его интересов, в частности, применительно к несовершеннолетним, воспитания, обеспечения достойных условий жизни и т.д.

Объектом исследования является институт опеки и попечительства в Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормы, регулирующие правовые отношения в сфере опеки и попечительства.

Методология моей работы выраженная в сравнительно-правовом характере нормативной базы в направлении опеки и попечительства, а также работа носит описательный и новаторский характер.

Целью курсовой работы является :

- исследование правовой природы опеки и попечительства

-выявление проблем правового регулирования данного института и предложение путей их решения.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: ;

- изучить понятие и источники правового регулирования опеки и попечительства;

- рассмотреть структуру, функции и форму органов опеки и попечительства;

- исследовать осуществление охраны и защиты прав органами опеки и попечительства.

В соответствии с поставленной целью и задачами строилась и структура курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав и заключения.

В ведении отражены актуальность выбранной темы, дается анализ

имеющейся по ней литературы, определяются цель и задачи работы.

Предметом рассмотрения первой главы являются вопросы посвященные

развитие опеки и попечительства в Российской Федерации (общие положения, источники и какие органы осуществляют компетентную деятельность и кто и чем регулируется опека и попечительство

Во второй главе идёт рассмотрения способов защиты прав и интересов недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.



В заключении даются выводы и предложения.



  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОРГАНЫ ОПЕКи И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




1.1. Понятие, цели, задачи и источники правового регулирования опеки и попечительства.

Согласно Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.4

Независимо от возраста и состояния здоровья каждый гражданин способен иметь права и исполнять обязанности, то есть обладает правоспособностью. Но самостоятельно осуществлять свои права и нести свои обязанности по причине недееспособности или будучи не полностью дееспособными, могут не все граждане. Для защиты прав таких граждан, для того чтобы восполнить у них недостающей или отсутствующей дееспособности применяют институт опеки и попечительства. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что опека и попечительство представляет собой форму осуществления государственной защиты граждан.

Кроме того термин «опека» и «попечительство» используют в разных значениях. Так п. 4 ст. 35 Гражданского кодекса Российской федерации говорит, что это не только осуществление заботы со стороны физического лица, но и пребывание недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в специальном медицинском или социальном учреждении. В Семейный кодекс Российской федерации в пункте 1 ст. 155.1 содержит правила об опеке и попечительстве над несовершеннолетними, где их помещают в медицинские организации, образовательные организации и организации, оказывающие социальные услуги.

Деятельность государственных органов по защите прав и законных интересов подопечных, указанных в ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации. В свою очередь под термином «опека» и «попечительство» можно считать как сочетание непосредственных операций по исполнению социальной заботы, так и правовую связь, правоотношение, где участниками являются опекун (попечитель) и подопечный.

Опека и попечительство – это, в свою очередь, правовой институт, то есть комплекс норм, которые регулируют исполнение социальной заботы не полностью дееспособных и недееспособных граждан. В то же время многие авторы считают его институтом комплексным, содержащим нормы семейного, гражданского и административного права.5

М.В. Антокольская в свою очередь рассматривает опеку и попечительство в общих чертах как средство восполнения дееспособности, а также защиты прав и интересов малолетних и недееспособных граждан. В узком же смысле слова опека и попечительство рассматривается как средство восполнения дееспособности, защиты прав и интересов малолетних, которые остались без попечения родителей. Я считаю что опека и попечительство как правовой институт, который служит для восполнения отсутствующей или ограниченной дееспособности лица необходим. Путем действий других лиц, назначаемых или выбираемых, недееспособные и несовершеннолетние граждане могут реализовать свои права и интересы.


Для того чтобы понять сущность понятия «опеки» и «попечительства» нужно понять цели и задачи опеки и попечительства. Статьи 31 – 33 ГК РФ говорят, о том что опека и попечительство назначается для того чтобы защитить права и интересы не полностью дееспособных граждан или недееспособных граждан. Для того чтобы они могли совершать необходимые для них сделки, которые они будучи под попечительством, самостоятельно совершить не в праве. Подопечным необходимо оказать содействие в осуществлении ими своих прав и обязанностей , а также необходима охрана их от злоупотребления со стороны третьих лиц.1

Целями и задачами опеки и попечительства согласно статье 145 СК РФ над несовершеннолетними, которые остались без попечения родителей, является воспитание, содержание малолетнего, обеспечение его образованием, ровно, как и защита их прав и интересов. В то же врем, необходимо заметить, что между опекой и попечительством почти нет разницы. Когда речь идет о защите личных прав несовершеннолетнего. Подобные различия имеют место быть при защите имущественных прав: интересы подопечного представляет опекун, а осуществлять свои имущественные права ему помогает попечитель.

Также из источников «опеки и попечительства» не стоит забывать о международных нормах, где в настоящее время уже сложился существенный блок международных актов в части опеки и попечительства. В него вошли такие документы как: «Декларация о праве на развитие» , «Конвенция о правах ребенка» , данные документы были приняты с целью защиты прав и интересов ребёнка, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, если права нарушаются в како-либо из подписавших ратификацию данных документов государств, то лицо чьи права были нарушены, может обратиться в Европейски суд по правам человека.

До того как были приняты действующие ГК РФ и СК РФ нормы, которые касались сферы опеки и попечительства преимущественно содержались в семейном, административном и гражданском законодательстве. Доктринально, в рамках учения об отраслевой системе отечественного права, признавалось, что законодательно, в отношении опеки и попечительства отражены нормы, регулирующие по своей природе разные отрасли правоотношения: административно – правовые, гражданско – правовые, семейно -правовые. Исключительно определенные виды правоотношений в области опеки и попечительства идут в качестве составной части предмета семейного права – это внутрисемейные отношения с одной стороны опекуном или попечителем и с другой стороны подопечными. Отношения, которые регулируются административным правом между органами опеки и попечительства и опекунами и попечителями, связаны с прекращением, установлением опеки и попечительства, контролем за состоянием жизни опекаемых. В гражданском праве - это отношения по представительству граждан, которые не обладают полной дееспособностью, в гражданском обороте, опекой над совершеннолетними гражданами.


В семейно – правовом отношении опека и попечительство, как и прежде, воспринимаются как одна из форм устройства детей, которые остались без попечения родителей, на воспитание в семью, предметом же семейного права значатся внутрисемейные отношения меж малолетним подопечными и опекуном или попечителем, которые складываются в связи с образованием, воспитанием, содержанием, подопечных и защитой их прав и интересов .2 Наряду с тем, что был принят Семейный кодекс Российской Федерации вместе с опекой и попечительством развиваются и другие виды устройства детей в семью, которые остались без попечения родителей: на основе норм главы 21 Семейного кодекса Российской Федерации – семья, усыновившая или удочерившая ребенка, на базе законодательства субъектов Российской Федерации – патронатное воспитание.

Высший нормативно правовой акт Российской Федерации предусмотрел государственную помощь матерям, детям и семье, гарантирует социальное обеспечение в зависимости от возраста, при инвалидности, потере кормильца, болезни, при воспитании ребенка и в других случаях, которые предусмотрены законодательством.

Как вид социальной заботы, опека и попечительство должны обеспечивать исполнение данных прав граждан. В социологическом смысле опеку и попечительство понимают как заботу, наблюдение, которое связано с ответственностью за опекаемого.

На сегодняшний день существует целый ряд законов, регулирующих государственную социальную и общественную политику. Ведущим законом в сфере опеки и попечительства считается закон «Об опеке и попечительстве». В данном законе была сделана попытка решить вопросы, касающиеся построения и функционирования этой системы, в том числе выявить общие задачи для всех видов опеки и попечительства, а также полномочия органов опеки и попечительства, определить правовой статус опекунов и попечителей, ужесточить ответственность за неподобающее выполнение обязанностей по защите прав и интересов, опекаемых и конкретизировать процедуру, которая устанавливает и прекращает опеку и попечительство.

Ряд изменений были внесены в Семейный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием закона об опеке и попечительстве. На данной стадии развития отечественного законодательства, в целом был принят прежний подход, который основывался на том, что необходимы разные уровни правового регулирования опеки и попечительства посредством нормативно-правовых актов разных отраслей действующей системы законодательства.