Файл: Анализ воспитательной работы за 20222023 учебный год.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
школьников по шахматам
(зона)
Районные соревнования
«Казачья доблесть»
15.12.22
Мл.группа – 2 ме- сто
Ср.группа – 3 ме- сто
Ст.группа

1 место муниципа льный
5. Мониторинговая работа
В образовательном учреждении существует задача создания системы мониторинга воспита- тельного процесса. Решение данной задачи позволит коллективу педагогов выстроить логику воспитательного процесса с неуклонным повышением качества воспитания. МБОУ Мечетинская
СОШ ориентирована на обучение и воспитание учащихся, развитие их физических, психологи- ческих, интеллектуальных особенностей, а также на обеспечение образовательных потребностей учащихся с учетом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов.
Под качеством воспитания нами понимается характеристика системы воспитания, отража- ющая степень соответствия ресурсного обеспечения, воспитательного процесса, воспитательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Инструментом оценивания результатов качества воспитания является внутришкольные мониторинговые иссле- дования активности детей во внеурочной и социально-значимой деятельности, сформирован- ность личностных качеств школьников, влияющих на учебную и социальную деятельность и воспитательную деятельность классных руководителей по формированию этих качеств.
Мониторинг воспитательного процесса в школе за 1 полугодие 2022-2023 учебный год осуществлялся путем проведения диагностических исследований (анкетирование, наблюдение, анализ), через которые можно проследить: степень включенности детей класса в классные и школьные мероприятия, проекты, программы; микроклимат в классе; отношения между учащи- мися и классным руководителем; развитие детского самоуправления.
Качество воспитательной работы оценивается по следующим показателям:

Степень вовлеченности педагогического коллектива и родителей в воспитательный процесс;

демократичность характера планирования воспитательной работы;

охват обучающихся деятельностью, соответствующей их интересам и потребно- стям;

наличие детского самоуправления, его соответствие различным направлениям дет- ской самодеятельности;

удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом и нали- чие положительной динамики результатов воспитания;

положительная динамика в оценке обучающимися образовательной среды (удовле- творенность школьной жизнью, классом, обучением, организацией досуга, отношениями с родителями, сверстниками, педагогами);

участие классов в школьных мероприятиях;

участие ОУ в мероприятиях разного уровня.
Работа по оценке эффективности воспитательного процесса ведется по нескольким направ- лениям.
Направление «Включенность школьников во внеурочную деятельность»


Педагогический коллектив школы создает благоприятные условия для всестороннего раз- вития личности каждого ученика, отводя определенную воспитательную роль учебно- познавательной деятельности. На уроках, в учебной деятельности, учителя-предметники форми- руют научное мировоззрение учащихся. Это находит продолжение и во внеклассной работе, во внеурочных занятиях. Традиционными стали в школе предметные недели, в рамках, которых учителя используют различные формы внеурочной деятельности: предметные олимпиады, кон- курсы, викторины, интеллектуальные игры, выпуск газет и т.д.
В работе с учащимися класса классные руководители используют разные технологии вос- питания, формы, приемы, создают благоприятный психологический климат в детских коллекти- вах. Это подтверждают результаты анкетирования, проведенные среди учащихся 5-10 классов
(опрошено было 349 учащихся): удовлетворены характером отношений, сложившихся в классе –
296 учащихся (85%); 53 учащихся (15%) учащихся считают, что их отношения не сложились.
Цель образовательной деятельности школы реализуется через включение учащихся школы в различные мероприятия, конкурсы (очные, заочные, дистанционные), олимпиады, спортивные соревнования, школьные КТД. В нашей школе учащимся предоставляется большой спектр меро- приятий по различным направлениям (спортивное, художественно-эстетическое, экологическое, по разным учебным дисциплинам, социально-значимая деятельность, военно-патриотическое и др.), каждый может найти себе дело, а некоторые пробуют свои силы в нескольких, что положи- тельно сказывается на выборе образовательного профиля, дальнейшего образовательного марш- рута. В анкетах учащиеся школы отмечают, что в школе сложилась традиционная система КТД:
«День Знаний», «День Учителя», «Осенний бал», «День Матери», новогодние праздники.
В мониторинге воспитательного процесса одним из критериев мы рассматриваем занятость школьников во второй половине дня.83% учащихся школы различными видами внеурочной дея- тельности.
По сравнению с прошлым годом на 11% увеличился процент школьников принимавших участие в общешкольных мероприятиях, на 6% увеличилось количество учащихся, включивших- ся в социально-значимую деятельность.
Таким образом, в традиционных школьных мероприятиях участвуют все классы, но степень активности классов в жизни школы, естественно, разная. Это связано с работой классных руко- водителей их желанием и умением организовать, заинтересовать детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ученика. Но, не смотря на организованную внеурочную дея- тельность в школе, учащиеся считают:

их класс в школе живет жизнью разнообразной и насыщенной- 72% учащихся

их класс в школе живет скучной жизнью – 13% учащихся

нормально, но хотелось бы лучше -4% учащихся;

внутри класса жизнь разнообразная и насыщенная -61% учащихся;

жизнь в классе скучная - 27% опрошенных;
Направление «Деятельность классного руководителя»
Определение результативности деятельности классного руководителя относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. В своей практической работе классному руководи- телю приходится координировать взаимодействие учителей-предметников, родителей и учащих- ся, работать над повышением успеваемости через развитие познавательной активности школьни- ков. Даже в классах, где успеваемость высокая, следует стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразо- вания.
В нашей школе в результате совместной деятельности педагогического коллектива школы было принято решение оценивать результаты деятельности классного руководителя по критери- ям:

Успешность в методической деятельности.

Успешность в воспитательной деятельности.

Успешность в здоровьесберегающей деятельности.


По итогам полугодия классные руководители подают подробную аналитическую справку о своих достижениях, о достижениях учащихся своего класса.
В процессе анализа результатов выявлено, что при организации внеклассной деятельности
31% учащихся отметили, что часто обсуждают и сотрудничают с одноклассниками при подго- товки и реализации КТД, проектов, социально-значимых акций; 37% опрошенных делают это редко; 23% опрошенных никогда не обсуждает и не сотрудничает с одноклассниками.
Направление «Развитие детского самоуправления»
Участие в классных и общешкольных мероприятиях развивает ответственность, инициати- ву в обучающихся, содействует воспитанию общественной активности, выявляет лидерские ка- чества личности и их коммуникативные способности. С целью изучения уровня развития учени- ческого самоуправления среди учащихся 5–10-х классов было проведено анкетирование. Опро- шено349 человек. Анализ результатов выявил, что в качестве «участника» принимали участие в классных или школьных мероприятиях – 62% учащихся , «зрителя» –31%, «организатора» – 5%.
Никогда не участвовали учащихся – 2%. Большинство учащихся хотели бы принимать участие в организации и проведении школьных мероприятий, причем это в основном учащиеся старшей ступени, 34% отметили, что проявляют инициативу в организации и проведении мероприятий. У учащихся 81% проявляется чувство ответственности за порученное дело, у 19% учащихся чув- ство ответственности не проявляется.
Таким образом, взаимодействие с другими классами в организации школьной жизни в по- высилось по сравнению с прошлым годом за счет проведения КТД, проектов, социально- значимых и работы органов детского самоуправления.
Направление «Занятость учащихся в дополнительном образовании»
В системе единого образовательного пространства школы работа по дополнительному об- разованию в МБОУ Мечетинской СОШ в 2022-2023 учебном году была направлена на выполне- ние задач по обеспечению доступных форм обучения учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей, развитие познавательной активности и творческой самостоя- тельности учащихся.
Занятость школьников в дополнительном образовании
В этом учебном году доля занятых детей в дополнительном образовании возросла на 10
% . Изменилось и количество предоставляемых услуг ДО. Родители и дети проявляют заин- тересованность в кружках технического творчества
. В связи с введением ФГОС в МБОУ Мечетинской СОШ внеурочная деятельность ре- ализуется с 1 по 11 класс и составляет 100% охвата обучающихся. Педагогически коллектив надеется. Что это позволит будущим выпускникам успешнее социализироваться в новых кол- лективах, успешнее развиваться в плане личностного роста.
Возможно, в существующей системе ДО, не каждый ребенок нашел себе дело по душе, в соответствии со своими запросами. Поэтому с целью вовлечения незанятых школьников в дополнительном образовании планируем организацию работы кружков интеллектуального и духовно-нравственного направлений.
Результативность предоставляемых образовательных услуг можно оценить по наличию по- бедителей конкурсов и соревнований различного уровня.
Диагностика уровня воспитанности
Результатом воспитательной деятельности является уровень воспитанности учащихся.
В школе выстроена система мониторинга учащихся 2-11 классов по методике Н.П. Капустина, позволяющая определить состояние результатов деятельности по развитию личности ребенка и обозначить перспективы дальнейшей работы. Анализ результатов диагностики показывают рост процента уровня воспитанности каждого обучающегося, каждого класса и коллектива школы в целом, что помогает выявлять достижения и дефициты в процессе воспитания обучающихся, конкретизировать цели и задачи воспитательного процесса.


Всего приняли участие в экспресс-диагностике – 730 учащихся 2-11-х классов.
Низкий уровень –58 учащихся – 8 % .
Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом поло- жительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень – 518 учащихся – 71% .
Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление саморе- гуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.
Высокий уровень, или третий уровень воспитанности – 146 учащихся – 21% (
В результате анализа результатов мониторинга уровня воспитанностиможно сделать вывод о том, что воспитательная работа в школе находится на хорошем уровне и дает положительные результаты, но микросоциум в лице семьи, СМИ и сети Internet имеют на учащихся гораздо большее влияние, чем школа. Поэтому целесообразно учитывать этот фактор и в программах воспитательной работы классов работу по пропаганде здорового образа жизни уделять больше внимания.
Особое внимание, как и прежде, стоит обратить на учащихся среднего звена, так как под- ростковый возраст – это ключевой момент в развитии каждой личности, когда есть риск станов- ления акцентуации характера по неустойчивому типу, который характеризуется безволием, тяге к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливостью, хвастовством, соглашатель- ством, лицемерием, трусостью, безответственностью. На сегодняшний день такие учащиеся есть в 5, 6, 7, 8 и 9 классе. Таких подростков нельзя оставлять без постоянного внимания, они должны быть всегда на виду.
ВЫВОДЫ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Исходя из анализа воспитательной работы,необходимо отметить,что
1. В школе осуществлялась активная работа педагогического коллектива и администрации по решению поставленных на учебный год задач воспитания, обучения и развития учащихся во время учебного процесса и во внеурочной деятельности.
2. Организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интере- сов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприя- тий.
3. По возможности была обеспечена максимальная занятость учащихся во внеурочное время и привлечение детей к творческой, художественно-эстетической, самоуправленческой деятель- ности с опорой на интерес и свободу выбора.
4.Созданы необходимые условия для личностного развития, ученического самоуправления в классном и школьном сообществе, для творческого труда детей, адаптации учащихся к жизни в обществе, организации содержательного досуга.
6. Воспитательная работа школы основывалась на принципах сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
8. Но несмотря на спланированность воспитательной работы, не удается избежать и некоторых недостатков:
По-прежнему не все направления воспитательной работы получили должное развитие;
Недостаточный уровень развития классных ученических самоуправлений;
Не все классы принимают участие в школьных делах, что говорит о невысоком уровне во- влеченности в школьную жизнь;
Низкая активность родителей среднего и старшего звеньев в образовательном процессе.
Не в полной мере используются возможности органов школьного ученического само- управления в профилактической работе.
Поэтому, на основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать рекомендации:


1. Продолжить работу по повышению теоретического уровня педколлектива в области воспита- ния детей.
2. Развивать ученическое самоуправление классов через учебу активов.
3. Продолжить работу над созданием воспитательных систем класса.
4. Активизировать родителей среднего и старшего звеньев в образовательном процессе через разнообразие форм сотрудничества.
Информацию подготовила: зам. директора по ВР
Т.Е. Аксененко