Файл: Анализ монографии М. С. Малер, Ф. Пайн, А. Бергман.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Расширение эмоционального спектра и зарождение эмпатии. В этот период спектр аффектов, переживаемых тоддлером, расширяется и становится довольно дифференцированным. Теперь необходимость иметь дело с аффектами печали и злости, разочарования в матери или осознания ограниченности своих возможностей и относительной беспомощности можно проследить во многих других видах поведения. Очевидное осознание им своей отделенности и уязвимости, однако, открыло дорогу росту способности к эмпатии, которая также выражалась позитивными способами. Другая форма идентификации как защиты демонстрировалась детьми, которым необходимо было справиться с переживаниями, связанными с рождением сиблинга в период раннего воссоединения, с тем, кто теперь идентифицировался с материнской заботой и отношением к новому ребенку.

Реакции на сепарацию во время кризиса воссоединения (18-21-й месяцы). В период самого острого кризиса воссоединения все дети становятся особенно чувствительны к тому, где находится мать, и остро осознают ее отсутствие. Начинают развиваться трудности, связанные с уходами матери, выражаясь в реакциях прилипчивости к ней.

Переходные феномены. Мы наблюдали также и другие механизмы, используемые, чтобы справиться с сепарацией во время кризиса воссоединения. Одна маленькая девочка, которая подошла к этой части описываемой фазы позже других детей, - возможно, потому что ее мать умудрялась полностью удовлетворять ее потребности и оставаться «всемогущей» вместо того, чтобы мягко подтолкнуть ее, как начавшего оперяться птенца, - стала требовать право полного обладания не матерью, но стулом, на котором та сидела. Когда мать покидала комнату, девочка тут же садилась на ее стул. Если ребенок вставал со стула, то не позволял кому-либо еще сесть на него. Слово «мое» стало важным для нее в это время; она не делила мать ни с кем и могла выносить материнское отсутствие, только если в это время обладала ее стулом.

Индивидуальное формирование паттернов воссоединения: оптимальная дистанция


К 21-му месяцу у ребенка можно наблюдать ослабление борьбы, характерной для стадии воссоединения. Претензии на всемогущество, периоды чрезмерной сепарационнои тревоги, чередование требований близости и автономности все это идет на убыль, по крайней мере, на какое-то время, поскольку ребенок, очевидно, снова находит оптимальную дистанцию в отношениях с матерью -дистанцию, на которой он чувствует себя наиболее комфортно. Усиливающаяся индивидуация, которая делает возможной эту способность функционировать на большей дистанции без физического присутствия матери, проявляется в следующем.

1. Развитие языка в том, что касается наименований объектов и выражения желаний конкретными словами. Способность называть объекты, видимо, сообщает тоддлеру ощущение способности контролировать окружающий мир.

2. Процесс интернализации, о котором можно догадываться как по актам идентификации с «хорошими» частями матери и отца, так и по интернализации правил и требований (зачатки Супер-Эго).

3. Прогресс способности выражать желания и фантазии при помощи символической игры, а также использовать игры для контроля над собственным поведением.

Примерно к 21-му месяцу жизни детей мы сделали важное наблюдение в наших помесячных сравнениях, состоявшее в том, что тоддлеров уже нельзя было делить на группы в соответствии с общим критерием, которым мы пользовались ранее. Перемены, связанные с индивидуационным процессом, происходили так быстро, что уже больше не были фазоспецифичными, но индивидуально весьма различались и варьировали. Мы также наблюдали, что в это время появляется значительная разница в развитии мальчиков по сравнению с девочками. В нашей относительно малой выборке мальчики, если им на, то предоставлялась разумная возможность, проявляли тенденцию разъединяться с матерью и наслаждаться самостоятельностью в расширяющемся окружающем мире. Девочки же, казалось, больше были поглощены матерью в ее присутствии; они требовали большей близости и чаще бывали вовлечены в амбивалентные аспекты отношений. Можно предполагать, что это связано с осознанием половых различий. Мы обнаружили, что трудно четко выделить, что именно в каждом конкретном случае обусловливало усиление тревоги или успешную адаптацию. Каждый ребенок к этому времени формировал свой собственный характерный способ совладания.

Начало формирования гендерной идентичности

. Матери часто сообщали, что, по их ощущениям, тела их маленьких дочерей отличались от тел сыновей, что девочки были как бы мягче и приятней.

В любом случае, ощущения матери, связанные с телом ее ребенка, вполне могут иметь влияние на раннее формирование паттернов. В целом мы наблюдали у мальчиков большую склонность к двигательной активности, чем у девочек, и сильнее выраженное сопротивление поцелуям и объятиям вне и даже во время дифференциации; мы также отмечали, что мальчики раньше начинали интересоваться движущимися объектами, такими как машинки и поезда. Какое бы влияние ни оказывали сами по себе половые различия на сферу врожденного эго-аппарата и на ранние формы Эго, формирование тендерной идентичности значительно усложнялось и в общем дополнялось эффектами от открытия ребенком анатомических и половых различий. Это происходило иногда в период от 16-го до 17-го месяца или даже ранее, но гораздо чаще на 20-м или 21-м месяце.

С любой точки зрения исследование маленьким мальчиком своего пениса на субфазе практикования кажется вначале опытом получения безграничного удовольствия; несколько матерей сообщили, что их сыновья часто мастурбировали дома. Это отличается от наших более поздних наблюдений за тем, как на фазе сепарации-индивидуации (в конце второго и в начале третьего года жизни) мальчики стискивают свои пенисы для подзарядки уверенностью. Открытие девочками пениса сталкивает их с чем-то, чего самим им не хватает. Это открытие вызывает ряд поведенческих проявлений, явно указывающих на возникновение у девочек тревоги, гнева и реакций неповиновения. Они стремятся аннулировать половые различия.

Обсуждения третьей субфазы

В нашем исследовании мы пронаблюдали, как развивается кризис воссоединения, а также увидели, как в некоторых случаях он может привести к неразрешаемому и закрепившемуся внутрипсихическому конфликту. Он может послужить точкой неблагоприятной фиксации, препятствуя, таким образом, более позднему эдипальному развитию; в лучшем случае он может добавить трудностей к разрешению эдипова комплекса и придать ему особый оттенок. Задача развития на самом пике сепарационно-индивидуационной борьбы, происходящей на субфазе воссоединения, огромна.

Страх потери любви объекта развивается параллельно с повышенной чувствительностью к родительскому одобрению или неодобрению. Нередко возникают весьма сильные реакции на открытие анатомических половых различий. Длительность и интенсивность кризиса воссоединения сигнализирует о преждевременной интернализации конфликтов, нарушениях в развитии, которые, являясь предшественниками инфантильных неврозов, затем вполне могут способствовать формированию инфантильного невроза в классическом смысле. Другими словами, у тех детей, развитие которых не было оптимальным, на субфазе воссоединения конфликт амбивалентности неизбежен и протекает в виде быстро сменяющегося прилипчивого и негативистичного поведения.


Такое чередование поведения составляет феномен, который мы определили, как «амбитендентность», имеющий место, когда контрастные тенденции еще не полностью интернализированы. Такие феномены в некоторых случаях могут сигнализировать о том, что у ребенка произошло слишком устойчивое расщепление объектного мира на «хорошие» и «плохие» объекты. Посредством такого расщепления «хороший» объект защищен от производных агрессивного импульса. Два этих механизма: требовательное поведение и расщепление объектного мира -в чрезмерном виде также характерны для большинства случаев пограничного переноса у взрослых. Клинические последствия кризисов воссоединения будут зависеть от:

(1) развития, связанного с достижением константности либидинального объекта;

(2) количества и качества более поздних разочарований (стрессовой травматизации);

(3) возможной шоковой травматизации;

(4) степени кастрационной тревоги;

(5) исхода эдипова комплекса;

(6) подросткового кризиса в ходе развития. Все это выполняет свою функцию в рамках индивидуальных конституциональных врожденных особенностей.
Глава 7. Четвертая субфаза: Консолидация индивидуальности и начало формирования эмоциональной константности объекта
С точки зрения процесса сепарации-индивидуации, главная задача четвертой субфазы включает два аспекта:

становление четко очерченной, в некоторых аспектах уже неизменной индивидуальности

- достижение начальной константности объекта.

Что касается Я, надо отметить, что происходит масштабная структурализация Эго, и появляются явные признаки интернализации родительских требований, указывающие на формирование зачатков Супер-Эго. Установление аффективной (эмоциональной) константности объекта зависит от постепенной интернализации устойчивого, позитивно катектированного внутреннего образа матери. Это для начала позволяет ребенку функционировать отдельно, несмотря на умеренную степень напряжения (ожидания) и дискомфорта.

Последняя субфаза (третий год жизни) является исключительно важным периодом внутрипсихического развития, в ходе которого приобретается стабильное. На этой же субфазе, очевидно, происходит примитивная консолидация тендерной идентичности. Но константность объекта включает в себя больше, чем поддержание репрезентации отсутствующего объекта любви. Она также подразумевает объединение «хорошего» и «плохого» объекта в одну целостную репрезентацию. Это способствует слиянию агрессивных и либидинальных влечений и смягчает ненависть к объекту, когда агрессия наиболее интенсивна. Медленное установление эмоциональной константности объекта является сложным и мультидетерминированным процессом, включающим все аспекты психического развития. Главными базовыми детерминантами являются:


(1) доверие и уверенность, приобретаемые в результате регулярно происходящего облегчения напряжений, вызываемых различными потребностями, - облегчения, которое обеспечивается силой, удовлетворяющей потребности, начиная с симбиотической фазы. По мере прохождения субфаз процесса сепарации-индивидуации такое снятие потребностных напряжений постепенно приписывается удовлетворяющему нужды целостному объекту (матери) и затем трансформируется при помощи интернализации во внутрипсихическую репрезентацию матери;

(2) когнитивное приобретение символической внутренней репрезентации постоянного объекта (по Пиаже), а в нашем понимании уникального объекта любви - матери. Также имеет значение ряд других факторов, таких как врожденные особенности сферы влечений и созревания, нейтрализация энергии влечений, тестирование реальности, толерантность к фрустрации и тревоге и так далее. Установление постоянства объекта является необходимым, но не достаточным предварительным условием установления либидинальной объектной константности.

Существует, по крайней мере, два главных различия между либидинальным объектом и теми, что изучал Пиаже:

(1) ребенок находится в продолжительном контакте с либидинальным объектом, т. е. с матерью; и

(2) эти контакты часто происходят в условиях высокого уровня возбуждения, вызванного ожиданием, фрустрацией, удовольствием, волнением. Мать - «объект» в психоаналитическом смысле - обеспечивает удовлетворение влечений ребенка и представляет собой гораздо больше, чем «объект» в физически-описательном смысле.

Таким образом, «наличие интенсивных либидинальных и агрессивных влечений, связанных с объектом, может... способствовать более быстрому и менее фиксированному приобретению стабильной репрезентации постоянного объекта». Все это заставляет предположить, что развитие либидинальной константности объекта является сложным процессом. Четвертая субфаза процесса сепарации-индивидуации не является субфазой в том же смысле, как первые три, поскольку не имеет верхней возрастной границы.

Мы обнаружили, что по мере того, как протекает эта субфаза, ребенок постепенно становится способен снова принять свою отделенность от матери; по сути, когда он увлечен игрой, то часто предпочитает оставаться в комнате тоддлеров без матери, вместо того чтобы покидать комнату вместе с ней. Среди психоаналитиков только Якобсон относит проблемы объединения образов Я и объектов к третьему году.