ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 532
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воздушный зазор у вновь вводимых явнополюсных машин (генераторов и возбудителей) измеряется под всеми полюсами.
При вводе в эксплуатацию и капитальных ремонтах многополюсных генераторов следует определять форму расточки статора измерением зазоров под одним и тем же полюсом, поворачивая ротор каждый раз на полюсное деление с одновременным определением формы ротора - измерением зазора в одной и той же точке статора при поворотах. Результаты измерений сравниваются с данными предыдущих испытаний. При их отклонении более чем на 20% принимаются меры по указаниям завода - изготовителя машины.
3.9. Определение характеристик генератора
3.9.1. П, К. Снятие характеристики трехфазного короткого замыкания (КЗ)
Отклонение характеристики КЗ, снятой при испытании, от исходной должно находиться в пределах допустимых погрешностей измерений.
Если отклонение снятой характеристики превышает пределы, определяемые допустимой погрешностью измерения, и характеристика располагается ниже исходной, это свидетельствует о наличии витковых замыканий в обмотке ротора.
При приемо-сдаточных испытаниях характеристику КЗ собственно генератора, работающего в блоке с трансформатором, допускается не снимать, если она была снята на заводе-изготовителе и имеется соответствующий протокол испытания.
У генератора, работающего в блоке с трансформатором, после монтажа и при каждом капитальном ремонте необходимо снимать характеристику КЗ всего блока (с установкой закоротки за трансформатором).
Для сравнения с заводской характеристику генератора допускается получать пересчетом данных характеристики КЗ блока по ГОСТ 10169-77.
Характеристика непосредственно генератора снимается у машин, работающих на шины генераторного напряжения, после монтажа и после каждого капитального ремонта, а у генераторов, работающих в блоке с трансформатором, - после ремонта со сменой обмотки статора или ротора.
У синхронных компенсаторов, не имеющих разгонного электродвигателя, характеристики трехфазного КЗ снимаются на выбеге и только при испытаниях после монтажа (если характеристика не была снята на заводе-изготовителе), а также после капитального ремонта со сменой обмотки ротора.
3.9.2. П, К. Снятие характеристики холостого хода (ХХ)
Характеристика снимается при убывающем токе возбуждения, начиная с наибольшего тока, соответствующего напряжению 1,3 номинального для турбогенераторов и синхронных компенсаторов и 1,5 номинального для гидрогенераторов. Допускается снимать характеристику ХХ турбо- и гидрогенераторов, начиная от номинального тока возбуждения при пониженной частоте вращения генератора при условии, что напряжение на обмотке статора будет не более 1,3 номинального. У синхронных компенсаторов разрешается снимать характеристику ХХ на выбеге. У генераторов, работающих в блоке с трансформаторами, снимается характеристика ХХ блока, при этом генератор возбуждается до 1,15 номинального напряжения (ограничивается трансформаторами).
При вводе в эксплуатацию блока характеристику ХХ собственно генератора (отсоединенного от трансформатора) допускается не снимать, если она была снята на заводе-изготовителе и имеются соответствующие протоколы. При отсутствии на электростанциях таких протоколов снятие характеристики ХХ генератора обязательно.
В эксплуатации характеристика ХХ собственно генератора, работающего в блоке с трансформатором, снимается после капитального ремонта со сменой обмотки статора или ротора.
После определения характеристики ХХ генератора и полного снятия возбуждения рекомендуется измерить остаточное напряжение и проверить симметричность линейных напряжений непосредственно на выводах обмотки статора.
Отклонения значений снятой характеристики ХХ от исходной и различия в значениях линейных напряжений должны находиться в пределах точности измерений.
3.10. П, К. Испытание межвитковой изоляции обмотки статора
Производится при вводе в эксплуатацию, за исключением генераторов и синхронных компенсаторов, испытанных на заводе-изготовителе, и при наличии соответствующих протоколов.
В эксплуатации производится после ремонтов генераторов и синхронных компенсаторов с полной или частичной заменой обмотки статора.
Испытание производится при ХХ машины (у синхронного компенсатора на выбеге) путем повышения генерируемого напряжения до значения, равного 130% номинального, для турбогенератора и синхронного компенсатора и до 150% для гидрогенератора.
Продолжительность испытания при наибольшем напряжении - 5 мин., а у гидрогенераторов со стержневой обмоткой - 1 мин. При проведении испытания допускается повышать частоту вращения машины до 115% номинальной.
Межвитковую изоляцию рекомендуется испытывать одновременно со снятием характеристики ХХ.
3.11. П. Определение характеристик коллекторного возбудителя
Характеристика ХХ определяется до наибольшего (потолочного) значения напряжения или значения, установленного заводом-изготовителем.
Снятие нагрузочной характеристики производится при нагрузке на ротор генератора до значения не ниже номинального тока возбуждения генератора. Отклонения характеристик от заводских или ранее снятых должны быть в пределах допустимой погрешности измерений.
3.12. К. Испытание стали статора
Испытание проводится при повреждениях стали, частичной или полной переклиновке пазов, частичной или полной замене обмотки статора до укладки и после заклиновки новой обмотки.
Первые испытания активной стали (если они не выполнялись по указанным ниже причинам) производятся на всех генераторах мощностью 12 МВт и более, проработавших свыше 15 лет, а затем через каждые 5 - 8 лет у турбогенераторов и при каждой выемке ротора - у гидрогенераторов.
У генераторов мощностью менее 12 МВт испытание проводится при полной замене обмотки и при ремонте стали, по решению главного инженера энергопредприятия, но не реже чем 1 раз в 10 лет.
Генераторы и синхронные компенсаторы с косвенным охлаждением обмоток испытываются при значении индукции в спинке статора 1 +/- 0,1 Тл, генераторы с непосредственным охлаждением обмоток и все турбогенераторы, изготовленные после 01.07.1977, испытываются при индукции 1,4 +/- 0,1 Тл. Продолжительность испытания при индукции 1,0 Тл - 90 мин., при 1,4 Тл - 45 мин.
Если индукция отличается от нормированного значения 1,0 или 1,4 Тл, но не более чем на +/- 0,1 Тл, то длительность испытания должна соответственно изменяться, а определенные при испытаниях удельные потери в стали уточняться по формулам:
1,0 2 1,4 2
tисп = 90(----) или tисп = 45(----) ;
Висп Висп
1,0 2 1,4 2
Р1,0 = Рисп (----) или Р1,4 = Рисп (----) ,
Висп Висп
где:
Висп - индукция при испытании, Тл;
tисп - продолжительность испытания, мин.;
Рисп - удельные потери, определенные при Висп, Вт/кг;
Р1,0 и Р1,4 - удельные потери в стали, Вт/кг, приведенные к индукции 1,0 и 1,4 Тл.
Определяемый с помощью приборов инфракрасной техники или термопар наибольший перегрев зубцов (повышение температуры за время испытания относительно начальной) и наибольшая разность нагревов различных зубцов не должны превышать 25 и 15 °C.
Удельные потери в стали не должны отличаться от исходных данных более чем на 10%. Если такие данные отсутствуют, то удельные потери не должны быть более приведенных в табл. 3.4.
Таблица 3.4
ДОПУСТИМЫЕ УДЕЛЬНЫЕ ПОТЕРИ СЕРДЕЧНИКА
┌─────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐
│ Марка стали │ Допустимые удельные потери, │
│ │ Вт/кг, при │
├──────────────┬──────────────┼─────────────────┬────────────────┤
│ новое │ старое │ В = 1,0 Тл │ В = 1,4 Тл │
│ обозначение │ обозначение │ │ │
├──────────────┼──────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│ 1511 │ Э41 │ 2,0 │ 4,0 │
│ 1512 │ Э42 │ 1,8 │ 3,6 │
│ 1513 │ Э43 │ 1,6 │ 3,2 │
│ 1514 │ Э43 А │ 1,5 │ 2,9 │
├──────────────┴──────────────┴─────────────────┴────────────────┤
│ Направление проката стали сегментов вдоль спинки сердечника │
│ (поперек зубцов) │
├──────────────┬──────────────┬─────────────────┬────────────────┤
│ 3412 │ Э320 │ 1,4 │ 2,7 │
│ 3413 │ Э330 │ 1,2 │ 2,3 │
├──────────────┴──────────────┴─────────────────┴────────────────┤
│ Направление проката стали сегментов поперек спинки сердечника │
│ (вдоль зубцов) │
├──────────────┬──────────────┬─────────────────┬────────────────┤
│ 3412 │ Э320 │ 1,7 │ 3,3 │
│ 3413 │ Э330 │ 2,0 │ 3,9 │
└──────────────┴──────────────┴─────────────────┴────────────────┘
Примечание. Для генераторов, отработавших свыше 30 лет, при удельных потерях более указанных в п. 3.12 и табл. 3.4 решение о возможности продолжения эксплуатации машины и необходимых для этого мерах следует принимать с привлечением специализированных организаций с учетом данных предыдущих испытаний и результатов испытаний дополнительными методами.
Если намагничивающая обмотка выполняется с охватом не только сердечника, но и корпуса машины, допустимые удельные потери могут быть увеличены на 10% относительно указанных в таблице.
Для более полной оценки состояния сердечника следует применять в качестве дополнительного электромагнитный метод, основанный на локации магнитного потока, вытесняемого из активной стали при образовании местных контуров замыканий.
Измерения производятся также при кольцевом намагничивании, но малым током (с индукцией в спинке сердечника около 0,01 - 0,05 Тл).
Метод позволяет выявлять замыкания листов на поверхности зубцов и в глубине сердечника и контролировать состояние активной стали непосредственно при проведении работ по устранению дефектов.
3.13. П, М. Испытание на нагревание
Испытание производится при температурах охлаждающих сред по возможности близких к номинальным и нагрузках около 60, 75, 90, 100% номинальной при вводе в эксплуатацию, но не позже чем через 6 мес. после завершения монтажа и включения генератора в сеть.
У турбогенераторов, для которых по ГОСТу и техническим условиям допускается длительная работа с повышенной против номинальной мощностью при установленных значениях коэффициента мощности и параметров охлаждающих сред, нагревы определяются и для этих условий.