Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 481
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Курсовая работа
По Экономической теории
На тему: «Развитие экономики РФ в период санкций»
Выполнил:
Кочнев Сергей Сергеевич
Студент группы ОС-38.05.01.00-11
Научный руководитель:
(кандидат наук, доцент)
Ишманова Наталия Сергеевна
Ижевск, 2022
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения экономических санкций
-
Понятие и сущность экономических санкций -
Цели, принципы и задачи применения торгово-экономических санкций
Глава 2. Анализ влияния санкций на развитие экономики России
2.1. Введение санкций против России
2.2. Россия в условиях санкций 2018-2021 гг.
2.3. Влияние санкций на основные отрасли экономики России
Глава 3. Перспективы развития экономики России в условиях санкций
3.1. Импортозамещение как восстанавливающая мера для российской экономики в условиях санкций
3.2.Основные направления развития экспорта в России
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день экономические санкции являются важным инструментом внешней политики и международной дипломатии. Принимаемые на определенный срок, они могут оказывать длительное воздействие, и в полной мере экономика ощущает их эффект не сразу, а спустя определенное время. Многие отрицательные последствия (снижение темпов прироста ВВП, потеря рабочих мест и возможностей развития предпринимательского сектора) выявляются лишь со временем. К тому же, отмена санкций происходит медленнее, чем их введение.
Россия, страны запада и США переживают довольно трудный период. Своеобразными последствиями «новой фазы отношений» между Россией, США и Западом стали санкции. Сразу после оглашения списка санкций против России, население страны, а также ряд политиков и экономических аналитиков сходились во мнении, что такие преграды пойдут на пользу стране, ведь долгое время мы не развивали промышленный сектор. Считалось, что теперь, санкции выступят подталкивающим стимулом к наращиванию нашего собственного производства. Однако процесс воссоздание промышленного производства
процесс далеко не быстрый. Он сопровождается рядом экономических трудностей, и требует понимания и готовности населения, эти трудности терпеть.
Экономика РФ функционирует сегодня в условиях нестабильной и весьма агрессивной внешней среды. Тренды современного экономического развития связаны с рядом геополитических факторов и прежде всего с активными попытками санкционных воздействий зарубежных стран, направленных в первую очередь на дестабилизацию социально - экономического развития и снижение обороноспособности России. Это обострение отношений связано с украинским кризисом, но, на наш взгляд, основная причина попытка экономического ослабления и последующего политического подчинения России в целях усиления доминирующего положения США и ряда европейских стран в мире.
Введение экономических санкций по отношению к России должно с точки зрения западных стран привести к экономической рецессии, снижению жизненного уровня населения, росту социального недовольства и политическому протесту в России. Бесспорно, санкции влияют на социально-экономическое развитие. Многие эксперты отмечают, что введенные против России санкции будут в ближайшие 3 года одним из главных факторов, препятствующих росту российской экономики.
Цель курсовой работы состоит в изучении последствий введения экономических санкций для России и решении следующих задач:
- определить понятие и эффективности экономических санкций в условиях глобализации;
- изучить влияние экономических санкций на Россию.
- рассмотреть Россию в условиях санкций. Пути решения;
- изучить привлечение инвестиций в Россию в условиях санкций.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения экономических санкций
1.1. Понятие и сущность экономических санкций
Распространенное заблуждение в отношении термина «экономические санкции» состоит в том, что под этим подразумевается практически любая принудительная мера экономического характера, применяемая в международных отношениях, вне зависимости от того, предшествовало ли ей нарушение обязательств. Между тем, понятие «санкция» должно рассматриваться в рамках института ответственности в международном праве, как последствие совершения государством определенного противоправного деяния. Но даже в контексте института ответственности в доктрине международного права не существует единого понимания термина «санкция» . Некоторые рассматривают санкции в качестве последствия совершения государством международного противоправного деяния. При этом также допускается
применение таковых санкций как государством, так и международными организациями, и группами государств. Можно выделить три вида ответственности, среди которых наряду с восстановлением нарушенных прав и предоставлением удовлетворения выделяются международные санкции, значение которых понимается двояко: - с одной стороны, как реакция международной организации или группы государств на совершение другим государством международного преступления; - с другой стороны, как односторонние меры, применяемые государством к правонарушителю при нежелании последнего добровольно восстановить нарушенное право. Изначально вопрос о содержании термина «санкция» встал при рассмотрении Комиссией Международного права в ст. 30 «Правомерное применение санкций». Впоследствии, сам термин «санкция» был заменен понятием «ответная мера» в связи с тем, что слово санкция используется для обозначения мер, осуществляемых во исполнение решений международных организаций. Анализ работ как отечественных, так и зарубежных авторов показывает, что «санкция» не имеет строго определенного толкования и на Западе, где под санкциями понимаются «действия принудительного характера, предпринимаемые одним государством против другого, которое нарушило договор или международное право». Между тем в работах Г. Хафбауэра, Дж. Линдсэя и других зарубежных авторов данный термин употребляется без учета факта совершения международного противоправного деяния как необходимого условия правомерного применения санкций. Если по данному вопросу в правовой науке нет больших разногласий, как в Российской Федерации, так и за рубежом (правомерность санкций, как мер применяемых в ответ на международно-противоправное деяние очевидна), то вопрос о субъектах применяющих санкции еще не разрешен. Разумеется, имеет место быть и настоящая трактовка, где способность применения санкций приписывается как государству (индивидуальные), так и международным организациям (коллективные), но в целях более полного понимания содержания термина и его единообразного толкования и употребления, представляется более удобным перевести индивидуальные санкции в разряд ответных мер, а под санкциями понимать лишь действия международных организаций и их органов. Правомерность применения санкций, таким образом, будет рассматривать международный орган, который пусть и отдаленно, но будет напоминать внутригосударственную судебную инстанцию. Таким образом, с достаточно большой долей объективности будет устанавливаться и сам факт нарушения международного права, а так же характер и степень его противоправности. Практика применения принудительных мер экономического характера в межгосударственных отношениях свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев, с точки зрения международного права, «индивидуальные санкции» нарушают принцип невмешательства, ибо то, на что некоторые государства считают должным отреагировать путем применения принудительных мер экономического характера. Таким образом, отсутствие правонарушения как предпосылки правомерного применения санкций делает подобные действия неприемлемыми. В настоящее время под термином «экономическая санкция» понимается и правомерное действие и, возможно, неправомерное. Отсутствие ясности в этом вопросе является серьезным негативным моментом, как в теоретическом, так и практическом плане. В системе международного права санкции представляют собой одну из наиболее распространенных и известных форм ответственности государств, которая возникает в результате нарушения ими общепризнанных норм, имеющих большое значение для мирового сообщества. Как правило, санкции охватывают всевозможные стороны международной деятельности государства начиная от дипломатической (сокращение персонала посольств, отзыв посла, ограничение передвижений вплоть до культурной (прекращение или приостановка обменов, отказ в допуске на важные мероприятия, например, на Олимпийские игры и др.). В отличие от дипломатических или политических методов воздействия нацеленных, главным образом, на снижение правомерности или авторитета страны-нарушительницы, экономические санкции должны призвать ее отказаться от приведших к их наложению действий путем нанесения ей материального ущерба. По своему внутреннему содержанию экономические санкции, как полагают американские эксперты Е. Хафбауэр, Дж. Шотт и К. Эллиотт, представляют собой «преднамеренный, инициированный государством разрыв или угрозу разрыва нормальных торгово-финансовых отношений» . Основная цель санкций состоит в том, чтобы страна – объект санкций, которая подвергает угрозе весь мир и безопасность, поменяла свое поведение, а не в том, чтобы наказать или каким-либо образом причинить ей вред. Санкции могут представлять собой и принудительные меры, применяемые отдельным государством в ответ на действия другого государства. Данные меры называются реторсии и репрессалии . Реторсиями называют правомерные
принудительные действия одного государства, совершаемые в ответ на недружественные действия другого государства . Главная цель реторсий – добиться правомерными средствами и способами урегулирования конфликта и восстановить нарушенные права. По степени тяжести реторсии должны быть соразмерны с ущербом, причиненным действиями другого государства. Реторсии могут осуществляться в различных формах, таких как, ограничение закупок товаров в другом государстве, отказ в допуске на свою территорию иностранных граждан), а также имеют временный характер и должны быть незамедлительно прекращены после отмены дискриминационных мер. Существующее сегодня международное право предполагает обращение к реторсиям только в качестве крайней меры, когда полностью использованы другие правомерные средства воздействия на государство, проводящее политику дискриминации. Репрессалии представляют собой правомерные принудительные действия одного государства, предпринимаемые в ответ на действия другого государства. Основной целью репрессалий является – заставить государство нарушителя закончить незаконные действия, возместить ущерб и предотвратить повторение подобных случаев в будущем. Следует отметить тот факт, что репрессалии могут быть выражены в полном либо частичном разрыве экономических взаимоотношений, например, железнодорожного, морского, воздушного, почтового, телеграфного, радио или иного типа сообщения, а также в разрыве дипломатических, торговых и экономических отношений, эмбарго на ввоз товаров и сырья с территории страны нарушителя и т.п. Репрессалии должны прекращаться на момент получения удовлетворения. Кроме того, важным является тот факт, что современное международное право налагает запрет на вооруженный вид репрессалий, как средства разрешения спорных ситуаций. Необходимо принять во внимание, что в международной практике экономические санкции применяются при нарушении страной собственных международных обязательств связанных с причинением материального ущерба. Они могут быть выражены в форме эмбарго на экспортные или импортные товары, полного эмбарго, а также материальная ответственность государств может выражаться в таких формах как репарации, реституции и субституции. Эмбарго – это запрещение или ограничение на ввоз в какую-либо страну или вывоз из нее определенного количества товаров, в том числе, на передачу научно-технической информации, а также, на установленные виды коммерческой, торгово-экономической деятельности . Данная мера применяется в качестве средства экономического и финансового давления, как фактор принуждения. На сегодняшний день эмбарго часто осуществляется согласно решению Совета Безопасности по отношению к государству, действия которого могут причинить вред и нанести угрозу международному миру и безопасности страны. Репарации – это такая разновидность материальной ответственности, при которой государство-агрессор обязано выплатить ущерб, причиненный государству, пострадавшему от его агрессии. Изначально требование о репарациях было закреплено в Версальском мирном договоре 1919 г., согласно которому Германия и ее союзники обязаны были возместить потери и убытки, понесенные государствами в течение периода, когда эти державы находились в состоянии войны с Германией. Выплата репараций строилась на следующих принципах:
1) репарации не должны были подрывать устойчивую мирную экономику побежденной страны;
2) репарации выплачивались за счет поставок текущей промышленной продукции из побежденных стран, а также вывоза из них демонтированных предприятий военной промышленности;
3) возмещение ущерба совмещалось с уничтожением военного потенциала побежденной страны .
В мирных договорах было определено, что право на получение репараций имели только лишь те государства, на территориях которых осуществлялись военные действия, и чьи территории подверглись захвату. Реституции представляют собой одну из форм материальной ответственности, заключающуюся в возвращении потерпевшему государству имущества, различных предметов, прочих ценностей, неправомерно изъятых и вывезенных воюющим государством с завладевшей территории своего противника. Реституции подлежит практически все имущество, которое было незаконно конфискованы. В случае невозможности выполнить реституцию определенных предметов разрешается передача по договоренности предметов такого же рода. Таким образом, по мирному договору, в 1947 году Италия обязалась вернуть все незаконно ввезенное монетное золото или передать соответствующим государствам количество золота, равное вывезенному по массе и той же пробы. В мирных договорах 1947 года существовал специальный раздел «репарации и реституции», согласно которому реституции подлежала вся опознанная собственность, которая насильственно была вывезена с захваченных территорий. Одной из разновидности реституции является субституция, которая представляет собой замену уничтоженного либо поврежденного имущества (например, зданий, художественных ценностей, личного имущества и др.) в неправомерной форме. Из вышесказанного следует, что экономические санкции представляют собой комплекс мер торгово-экономического характера, призванных оказать давление на ту или иную страну, и носят, в большей степени, политический характер. Данные мероприятия обладают запретительным характером, направлены на принуждение изменения санкционированным государством политического и экономического курса в целях мирового сообщества.
1.2. Цели, принципы и задачи применения торгово-экономических санкций
За последние несколько десятилетий отношение правительств и мира к вопросу о правильном использовании санкций существенно изменилось. В период с начала Первой мировой войны и до окончания Второй мировой войны санкции применялись в основном для предотвращения военных интервенций и как часть общих усилий государства в войне. В следующие несколько десятилетий сфера действия санкций расширилась, разрешая территориальные споры, продвигая демократию и политическую свободу, продвигая права человека, уменьшая распространение ядерного оружия и освобождая заложников и территории. Санкции стали стандартным инструментом, используемым государствами-инициаторами для давления на страны-объекты по всем аспектам их политики, с которыми страны-инициаторы были не согласны. Экономические меры воздействия подразумевают ослабление экономического положения и касаются ограничения (возможен вариант даже полного запрета) внешней торговли. Например, государство может установить запрет экспорта своих товаров в страну, на которую было наложено ограничение. Также запрет распространяется и в обратном отношении: прекращается импорт продукции того же производства. Поскольку для большинства государств международные отношения строятся на торговле, поставщики теряют рынок сбыта, а потребители не могут приобрести ряд товаров, поскольку прекращен их ввоз. Приходится искать новые каналы, что сопряжено с определенными неудобствами и дополнительными расходами. Ограничения, налагаемые на ввоз продукции, имеют более жесткий и разрушительный характер. Это связано с тем, что страны-продавцы в условиях существующей острой конкуренции за рынки сбыта продукции сталкиваются с проблемой реализации. Целью введения санкций политического и экономического воздействия является достижение ситуации, когда государство – объект наложенных ограничений – будет в какой-то мере изолировано от остального мира. В большинстве существующих исследований экономические санкции идентифицируются именно как инструмент принуждения, который применяется к государствам, предприятиям или группе лиц (в основном входящих в состав национальных и региональных элит) при осуществлении ими действий, не соответствующих системе правил, установленных международными нормами. Учитывая сказанное, хотелось бы подчеркнуть, что в таком контексте содержание категории «экономические санкции» сужено за счет акцентирования внимания на ее политикоправовой составляющей в ущерб экономической трактовке. При этом только в отдельных публикациях можно встретить мнение, что по характеру своего воздействия санкции могут быть как негативными, так и позитивными. В качестве примера можно привести гуманитарную и инвестиционную помощь. В общем понимании санкции – это разрыв интеграционных и кооперационных связей, это, по сути, удар по теории и практике международного разделения труда, обеспечивающего в итоге снижение затрат производимой продукции с учетом ее производства в наиболее благоприятных условиях. Таким образом, они противоречат интересам взаимовыгодного участия стран в системе международного кооперационного взаимодействия и препятствуют получению выгод и преимуществ от развития международной торговли. В качестве мотивов для введения санкций можно выделить следующие: – демонстрация решимости достичь желаемой политической цели, что является наиболее частой причиной санкций,